о включении в трудовой стаж периода работы, обязании назначить пенсию



№ 2-923/11

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

19 мая 2011 года город Томск

Советский районный суд города Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ионовой Е.Н. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области о включении в трудовой стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, обязании назначить пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Ионова Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г. Томске Томской области об обязании зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № (впоследствии <данные изъяты> №») и назначить пенсию с 15.10.2009.

В обоснование заявленных требований указала, что в спорные периоды работала с особо сложной категорией учащихся, страдающих задержкой психического развития (ЗПР). В спорные периоды она имела полную педагогическую нагрузку, вела уроки географии, факультативы по «Человековедению», «Этике и психологии семейной жизни». Классы для детей с ЗПР создавались в общеобразовательных школах, поскольку в г. Томске отсутствует специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VII вида. По характеру работы, выполняемые функции как педагога-психолога соответствовали функциям педагога-психолога специального образовательного учреждения.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика иск не признала и пояснила, что для включения в специальный стаж спорных периодов необходимо занятие должности и работа в учреждении, предусмотренных соответствующими Списками. Должность педагога-психолога в общеобразовательной школе не была предусмотрена Списками. Доказательства работы истца на штатной должности учителя не представлены, выполнение педагогической нагрузки имело место менее чем на одну ставку.

Выслушав объяснения истца и ее представителя Савченко Л.А., представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплен принцип равенства всех перед законом, который лежит в основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда педагогов.

Статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно подп. 19 п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее по тексту – Списки) утверждались Постановлениями Совета Министров СССР от 06.09.1991г. № 463 и Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067, от 29.10.2002г. № 781.

В Списках 1991 года должность психолога и педагога-психолога отсутствовала.

В Списки 1999 года была включена должность педагога-психолога. При этом, в п. 3 Правил 1999 года указано, что работа в качестве социального педагога, педагога - психолога и инструктора по труду засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания (пункт 13 раздела «Наименование учреждений» Списка).

В Списках 2002 года также поименована должность педагога-психолога. Согласно п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781), работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.

В п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» обозначены специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии <*>: детский сад; начальная школа (школа) - детский сад; школа; школа-интернат; училище.

В примечании к указанному разделу отмечено, что в названии специального (коррекционного) образовательного учреждения может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), обозначаемый следующим образом: "I вида", "II вида", "III вида", "IV вида", "V вида", "VI вида", "VII вида", "VIII вида".

По заявлению Ионовой Е.Н. от 15.10.2009 о назначении пенсии вынесено решение ГУ УПФР в г. Томске Томской области от 30.10.2009.

Данным решением отказано во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № в связи с тем, что работа протекала в должности, не предусмотренной разделом «Наименование должностей» Списков. Во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № отказано, т.к. по типу учреждение относится к «общеобразовательным учреждениям». Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> № не включен в специальный стаж, поскольку учреждение относится к «общеобразовательным учреждениям». Работа в должности педагога-психолога в образовательных учреждениях не дает права на льготное пенсионное обеспечение.

Вывод пенсионного органа о том, что работа в должности педагога-психолога в общеобразовательном учреждении не включается в специальный стаж, является правильным.

Однако, изучение представленных в судебное заседание доказательств, подтверждает, что характер работы истца в должности педагога-психолога в средней школе имел такие особенности, которые позволяют включить спорные периоды работы в специальный стаж.

Согласно Письму Минобразования РФ от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000), коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

В Письме Минобразования РФ от 30.05.2003 N 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» указано, что мониторинговое исследование, проведенное Министерством образования Российской Федерации в 2002/2003 учебном году, выявило наличие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов различных наименований (коррекционно-развивающего обучения, адаптации, здоровья, педагогической поддержки, выравнивания, интенсивного развития, повышенного внимания и др.).

В данном Письме разъяснено, что Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии. Функционирование в общеобразовательных учреждениях классов иных наименований Типовым положением не предусмотрено. Деятельность классов компенсирующего обучения в настоящее время регламентируется Положением о классах компенсирующего обучения, утвержденным Приказом Минобразования России от 08.09.92 N 333. При организации работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное учреждение должно руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, 10.03.2000 N 212.

Также разъяснено, что наименование этих классов должно соответствовать пункту 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении. При этом в наименовании специального (коррекционного) класса может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом: "I вид" - для глухих, "II вид" - для слабослышащих, "III вид" - для слепых, "IV вид" - для слабовидящих, "V вид" - для детей с тяжелыми нарушениями речи, "VI вид" - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, "VII вид" - для детей с задержкой психического развития, "VIII вид" - для умственно отсталых.

В Письме отмечено, что наиболее часто в общеобразовательных учреждениях открываются классы для обучающихся с задержкой психического развития, в которых обучается более 195 тысяч детей. При организации работы специальных (коррекционных) классов VII вида можно использовать пакет документов об обучении в общеобразовательном учреждении детей с задержкой психического развития, разработанный Московским департаментом образования, одобренный III Всероссийской конференцией «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения», состоявшейся в феврале 2000 года, и доведенный до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации информационным письмом Минобразования России от 28.06.2000 N 27/1012-6, и письмо Министерства просвещения РСФСР N 10-136-6 от 03.06.1988 «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития» в части, не противоречащей действующим Типовым положениям об общеобразовательном и специальном (коррекционном) общеобразовательных учреждениях, инструктивному письму Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» и Приказу Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Согласно справке департамента образования администрации г. Томска от 20.04.2011 № 01-22/1057, в г. Томске с 1991 года по настоящее время отсутствует муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VII вида (т. 2 л.д. 6).

Из представленных документов следует, что классы для детей с задержкой психического развития (впоследствии - специальные коррекционные классы VII вида) создавались и функционировали в <данные изъяты> № в связи с отсутствием в г. Томске специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для детей с задержкой психического развития.

Классы для детей с задержкой психического развития в разное время имели различное наименование, что было характерным для всех регионов страны, о чем упомянуто в Письме Минобразования РФ от 30.05.2003 № 27/2881-6. Данное Письмо и было направлено на унификацию и приведение в соответствие с требованиями законодательства документов о создании и функционировании подобных классов.

Согласно справке <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>» № от 15.03.2010, с 1991 года в школе обучаются дети с замедленным психическим развитием по специальным программам в специализированных классах.

С 1991 по 2000 годы указанные классы именовались классами ЗПР, с 2000 по 2004 годы – классами выравнивания, с 2004 года специальными (коррекционными) классами VII вида (для детей с задержкой психического развития).

Сведения, изложенные в справке, подтверждаются приказами по личному составу, тарификационными списками, учебными планами и планами комплектования классов (т. 2 л.д. 5, 7-37, 57-133).

Приказом Департамента образования администрации г. Томска от 07.09.2004 № 488 решено открыть специальные (коррекционные) классы VII вида в школе № 14 (т. 1 л.д. 154). Приказами Департамента образования администрации г. Томска от 28.08.2006 № 651, от 28.08.2007 № 558, от 03.09.2008 № 1012, от 04.09.2209 № 796 решено продолжить образовательный процесс в специальных коррекционных классах VII вида в школе № 14 (т. 1 л.д. 21, 149-150, 153). 03.04.2006 в МОУ СОШ № 14 утверждено Положение о специальных (коррекционных классах VII вида) (т. 1 л.д. 195)

Согласно справке <данные изъяты> № <адрес> от 23.01.2010 №, за период работы Ионова Е.Н. имела следующую педагогическую нагрузку:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Сведения, изложенные в справке, подтверждаются приказами по личному составу (т. 1 л.д. 49-141). Факт работы истца в спорные периоды в <данные изъяты> подтверждается планами работы за 1991-2005 (т. 2 л.д. 38-56)

Приказом <данные изъяты> № <адрес> от 04.09.2007 №-О <данные изъяты> Ионовой Е.Н. поручено обеспечить психологическое сопровождение обучения в специальных (коррекционных) классах VII вида. Приказом <данные изъяты> № <адрес> от 14.09.2009 №-О <данные изъяты> Ионовой Е.Н. поручено проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия в специальных (коррекционных) классах.

Согласно сертификату ИМЦ г. Томска от 05.11.2008, Ионова Е.Н. как <данные изъяты> № представила опыт работы по теме «Особенности работы педагога психолога в специальных (коррекционных) классах VII вида» (т. 1 л.д. 22).

Сопоставление должностных инструкций педагога-психолога средней общеобразовательной школы и специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения позволяет сделать вывод об отсутствии существенных расхождений в характере работы по данным должностям (т. 1 л.д.136, 177).

Таким образом, в спорные периоды, истец в качестве <данные изъяты> постоянно работала с детьми, страдающими задержкой психического развития, для обучения которых в школе были созданы специальные классы, что и является необходимым условием для включения работы по данной должности в специальный педагогический стаж.

То обстоятельство, что данные классы были созданы в общеобразовательной школе вызвано отсутствием в г. Томска специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для детей с задержкой психического развития.

Однако, работа истца в таких классах в качестве педагога-психолога не отличается от работы педагога-психолога в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для детей с задержкой психического развития, а значит может быть включена в специальный стаж.

Согласно п. 4 Правил 2002 года, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно трудовому договору № от 23.10.2006 истцу на ставку <данные изъяты> установлена 36 часовая рабочая неделя, что соответствует нормам педагогической нагрузки, установленным Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений». С 01.09.2000г. истец работала не менее чем на 1 ставку <данные изъяты>. Выполнение нормы рабочего времени за период до 01.09.2000 не требовалось.

Переименование должности истца с <данные изъяты> на <данные изъяты> 06.02.1996 не изменило характер ее работы. Данное действие являлось именно переименованием должности и было осуществлено во исполнение приказа Управления образования Мэрии г. Томска «О переименовании ряда должностей педагогов и руководителей учреждений образования» в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными Постановлениями Минтруда РФ от 10.11.1992 № 30 и № 31 и приказом Минобразования РФ от 25.01.1993 № 21.

Таким образом, спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

Признание иного противоречило бы вышеприведенным принципам международного права и Конституции Российской Федерации, поскольку равенство в вопросе пенсионного обеспечения как раз и заключается в равном доступе всех к получению государственных пенсий при соблюдении предусмотренных законом условий.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С учетом включения спорных периодов, на момент обращения в пенсионный орган истец выработала необходимый для назначения пенсии 25-летний стаж.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, периоды работы Ионовой Е.Н.: в <данные изъяты> (впоследствии – <данные изъяты>»): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области в пользу Ионовой Е.Н. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.