Дело 2-1121/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 июня 2011 суд Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Николаенко Е.С., при секретаре Шишова Е.П. при участии истца Щеглик И.В., представителя ответчика Каргапольцевой О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска к Щеглику И.В. о возложении обязанности освободить занимаемые нежилые помещения путем выселения, передать нежилые помещения по акту приема-передачи УСТАНОВИЛ: Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска (далее – Департамент) обратился в суд с иском к Щеглику И.В. о возложении обязанности освободить занимаемые нежилые помещения путем выселения, передать нежилые помещения по акту приема-передачи. В обоснование заявленных требований указал, что 30.05.2008 муниципальное учреждение «Томское городское имущественное казначейство» передало по акту приема-передачи Щеглику И.В. нежилые помещения, расположенные на <данные изъяты> этаже жилого здания по адресу: <адрес>, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Томск». 14.08.2009 Щеглик И.В. обратился в Департамент недвижимости г. Томска с заявлением о предоставлении ему в аренду указанных нежилых помещений. Решением комиссии по рассмотрению вопросов использования объектов муниципальной собственности от 09.09.2009 было принято решение о предоставлении Щеглику И.В. фактически занимаемых им помещений, на основании решения комиссии был издан соответствующий приказ Департамента № от 11.09.2009. Щеглику И.В. было предложено заключить договор аренды занимаемых им помещений. И.В Щеглик письмом от 10.11.2009 ответил отказом и предложил Департаменту внести определенные изменения в договор, в том числе, относительно срока договора. Департаментом недвижимости письмом от 09.12.2009 в удовлетворении просьбы о внесении изменений в проект договора было отказано и вновь было предложено заключить договор аренды на предлагаемых условиях. По настоящее время Щеглик И.В. без оформления договора аренды нежилых помещений, без внесения платы за пользование нежилыми помещениями, пользуется спорными нежилыми помещениями, что подтверждается актами проверки использования помещений. Несмотря на уведомления о необходимости освобождении нежилых помещений, без оформления договорных отношений, направленных по месту регистрации Щеглик И.В. и по месту нахождения спорных нежилых помещений, Щеглик И.В продолжает незаконно занимать их, в передаче нежилых помещений Департаменту отказывает. Истец, основывая свою позицию на ст. 12, 301 ГК РФ, просит суд обязать Щеглик И.В. освободить путем выселения занимаемые нежилые помещения, находящиеся по адресу: <адрес>, площадью 63, 8 кв.м. согласно выписке из технического паспорта, выданного ОГУП <данные изъяты> от 24.11.2008 (номера на плане <данные изъяты> этажа №) и передать по акту приема-передачи занимаемые ими нежилые помещения департаменту экономического развития и управления муниципальной собственности Администрации г. Томска. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что нежилые помещения, находящиеся в фактическом пользовании Щеглик И.В. с 1997 г. были предоставлены Томскому Союзу художников, который распределял их своим членам, предоставляя в безвозмездное пользование для художественных мастерских (ателье). Такой договор между Томским Союзом художников и Щеглик И.В. был заключен в 2006 г. сроком на три года. При банкротстве Томского союза художников нежилые помещения были переданы в казну г. Томска и собственником было принято решение о предоставлении спорных нежилых помещений в аренду. Причем коэффициент арендной платы для таких помещений был установлен 0,1 %, что в 10 раз меньше арендной платы по городу. Шеглик И.В. исковые требования не признал. Суду пояснил, что получил указанные помещения от Томского союза художников в безвозмездное пользование, поэтому дополнительные обременения и явные ухудшения условий занятия им помещений незаконны. Считает, что художникам, как творческим лицам, представляющим культуру города Томска должны идти на встречу и не требовать платного использования художественных мастерских. Он потратил много времени и сил, ища компромисс с Департаментом по решению данного спорного вопроса, однако любое встречное предложение отклонялось. Заключив договор аренды на предложенных Департаментом условиях, Щеглик И.В. заранее загоняет себя в кабальные условия, при которых любое их неисполнение, в том числе, неуплата арендных платежей позволит его выселить в любое время, причем потраченные им денежные средства на ремонт помещений истцом во внимание не берутся. Постоянного дохода у него нет, а получаемые гонорары с выставок направляются на следующие творческие замыслы. Также полагал, что договор безвозмездного пользования, заключенный им в 2006 году, для него является действующим. Заслушав объяснения сторон, изучив представленные письменные доказательства, заключение помощника прокурора об удовлетворении исковых требований, суд полагает исковые требования Департамента подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Положению о департаменте экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска, утвержденному решением Думы города Томска от 30.10.2007 г. N 683 "О внесении изменений в решение Думы города Томска от 24.05.2005 г. N 916 "Об утверждении структуры администрации города Томска" и утверждении положений об органах администрации" (далее - Положение о департаменте) в редакции решений Думы г. Томска от 07.12.2010 № 32, от 01.02.2011 № 71 департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска является отраслевым органом администрации города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере экономического развития города и управления муниципальной собственностью на территории муниципального образования "Город Томск", а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением. Согласно разделу 2 Положения о департаменте предметом деятельности департамента является, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Города Томска, целями деятельности департамента являются, в том числе, эффективное распоряжение муниципальным имуществом. Департамент осуществляет следующие функции в сфере управления муниципальным имуществом: - в установленном порядке владеет, управляет и распоряжается муниципальным имуществом; - осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальным имуществом в пределах компетенции; - заключает договоры аренды, безвозмездного пользования муниципального имущества, осуществляет контроль за соблюдением условий заключенных договоров, в необходимых случаях принимает меры для изменения условий указанных договоров либо их расторжения. Согласно разделу 4 Положения о департаменте Департамент в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет, в том числе, полномочия по заключению договоров (контрактов) с физическими и юридическими лицами по вопросам своей деятельности; обращается в суд с исками, а также участвует в рассмотрении в суде дел, связанных с деятельностью департамента. Материалами дела установлено, нежилые помещения общей площадью 63,8 кв. м., номера на поэтажном плане №, расположенные на <данные изъяты> этаже жилого здания, находящегося по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию г. Томск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФРС по Томской области (л.д. 4). Основанием для государственной регистрации права собственности на указанные нежилые помещения явились Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, выписка из реестра объектов муниципальной собственности от 15.03.2010 №. Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 произведено разграничение государственной собственности. Определенные в приложении N 3 указанного Постановления объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе, нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, передаются в муниципальную собственность городов. В силу п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Ранее указанные нежилые помещения были переданы Щеглику И.В. по решению правления Региональной общественной организации «Томский Союз Художников России» от 02.11.2006 под мастерскую, что подтверждается выпиской из протокола заседания правления данной организации. 06.11.2006 года между Региональной общественной организации «Томский Союз Художников России» и Щеглик И.В. был заключен договор на пользование творческого ателье (студии) №, согласно которому Щеглику И.В. были переданы нежилые помещения общей площадью 64,5 кв.м. по адресу: <адрес> сроком на три года. Правомочность распоряжения указанными нежилыми помещениями в 2006 году Томским Союзом художников Департаментом не оспаривается и подтверждается договором безвозмездного пользования нежилым помещением от 01.03.1997 года, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Томска, балансодержателем и общественной организацией «Томский союз художников России». Срок действия договора был установлен с 01.11.1996 до 01.11.2021 г. В 2007 году в ходе процедуры конкурсного производства, введенной в отношении региональной общественной организации «Томский союз художников России» конкурсный управляющий письмом от 19.12.2007 года отказался от договоров безвозмездного пользования нежилыми помещениями (художественными мастерскими) в количестве 47 штук. Согласно акту приема – передачи от 30.05.2008 Томским союзом художников спорные нежилые помещения, пользователем которых являлся Щеглик И.В., были переданы балансодержателю помещений. В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. 02.03.2009 приказом Департамента недвижимости Администрации г. Томска № 220 спорные нежилые помещения были переданы в муниципальную казну. Согласно Решению Думы города Томска от 28.04.2009 г. за № 1183 департамент недвижимости преобразован в департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью. В соответствии с решением Думы города Томска от 30.10.2007 № 683 «О внесении изменений в решение Думы города Томска от 24.05.2005 № 916 «Об утверждении структуры Администрации города Томска» и утверждении положений об органах администрации» департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска осуществляет полномочия собственника муниципального имущества: владеет, пользуется, управляет и распоряжается муниципальной собственностью. Постановлением Мэра г. Томска от 05.12.2008 № 971 при администрации г. Томска создан постоянно действующий орган – Экспертный совет по вопросам взаимодействия с общественными объединениями художников, утверждено положение о нем (далее-экспертный совет). Согласно положению экспертный совет наделен правом инициировать вопросы о предоставлении нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, во временное владение и (или) пользование общественным объединениями художников, отдельным членам таких общественных объединений для художественных мастерских, которые рассматривают обращения общественных объединений и их членов о предоставлении нежилых помещений, формирует списки на заключение договоров аренды, договоров субаренды муниципальных нежилых помещений и его направления в отраслевой уполномоченный орган Администрации г. Томска для рассмотрения. 08.05.2009 на заседании экспертного совета по рассмотрению вопросов предоставления помещений художественных мастерских в пользование художникам Щеглику И.В. было рекомендовано заключение договора аренды нежилых помещений по адресу: <адрес>. 14 августа 2009 года в департамент недвижимости администрации г. Томска от Щеглика И.В. поступило заявление, в котором он просит предоставить в аренду нежилые помещения, площадью 64,5 кв. м., по <адрес> (л.д. 7). До подачи указанного заявления помещения на основании акта приема-передачи арендатору от балансодержателя помещения, расположенные по адресу <адрес> (<данные изъяты> подъезд) переданы балансодержателем МУ «Томское городское имущественное казначейство», а Щегликом И.В. приняты на основании приказа департамента недвижимости № 489 от 17.04.2008, площадью 64,5. 11.09.2009 г. по заявлению от 17.08.2009 г. на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов использования объектов муниципальной собственности, департаментом недвижимости администрации г. Томска был издан приказ N 1170, в п. 1 которого было изложено решение комиссии о заключении с Щегликом И.В. договора аренды с 17.08.2009 нежилых помещений, находящихся казне г. Томска площадью 64,5 (мансарда) по адресу <адрес> (л.д. 8-9). Согласно проекту договора аренды срок аренды нежилых помещений устанавливался с 17.08.2009 года, а ставка арендной платы в месяц по всем помещениям составила 2350, 08 рублей. В связи с чем, не подтверждаются доводы ответчика о том, что Департамент ставил его в кабальные условия, заставляя подписать договор с 2008 года. Кроме того, все вопросы предоставления художественных мастерских решались на заседаниях экспертного совета с участием общественной организации художников. 29.10.2009 на заседании экспертного совета по рассмотрению вопросов предоставления помещений художественных мастерских в пользование художникам в связи с отказом фотохудожника И.В. Щеглика заключить договор аренды на помещения художественной мастерской и отсутствием оплаты за пользование помещением за период с 30.05.2008 был установлен срок для заключения указанного договора аренды и оплаты образовавшейся задолженности до 15.11.2009. При невыполнении решения экспертного совета произвести в установленном порядке выселение И.В. Щеглика из занимаемых помещений, вопрос о предоставлении в безвозмездное пользование не рассматривать. Как пояснил ответчик, он 10.11.2009, не согласившись с условиями договора аренды, направил на имя начальника департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска свои разногласия относительно условий договора и просил внести изменения в представленный к его подписанию договор аренды. Письмом № 0118/14874 от 09.12.2009 департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска, посчитав внесение изменений в договор аренды нецелесообразным, предложил подписать представленный проект договора аренды в предложенной Щеглику И.В. редакции. Несмотря на предложения о заключении договора аренды, такой договор в отношении спорных нежилых помещений Щегликом И.В. не заключен. 22.10.2010 Шеглику И.В. было направлено уведомление об освобождении нежилых помещений по адресу : <адрес> и <адрес>, однако указанные уведомления им не получены. Вместе с тем, ответчик признал то обстоятельство, что аналогичное уведомление им было получено в 2011 году. Актами проверки использования помещения по адресу: <адрес> от 20.11.2009, 23.03.2010, от 12.08.2010, от 22.02.2011 г. было установлено, что нежилые помещения <данные изъяты> этажа по адресу <данные изъяты> используются Щеглик И.В. (л.д. 14- 17). Поскольку в добровольном порядке ответчик не освободил занимаемые, по мнению истца, без правовых оснований помещения, департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска обратился с настоящим иском в суд. Удовлетворяя заявленные истцом требования об обязании ответчиков освободить занимаемые без правовых оснований помещения, суд исходит из следующего. В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников защищаются равным образом. Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Поскольку материалами дела подтверждено, что спорные помещения находятся в муниципальной собственности, факт отсутствия договора аренды указанных помещений ответчиком не оспорен, Доказательств наличия каких-либо иных законных оснований пользования данными помещениями ответчиком в материалы дела не представлено, однако в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о фактическом пользовании ответчиком данными нежилыми помещениями, то заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Доводы ответчика о том, что творчество должно поощряться, в том числе, при поддержке органов местного самоуправления по решению безвозмездного пользования художниками нежилых помещений предоставленных им под художественные мастерские, которые не имеют постоянного дохода, носят характер рассуждений, не основаны на положениях действующего законодательства и не нашли своего правового обоснования в ходе рассмотрения гражданского дела. Вопросы о предоставлении помещений в безвозмездное пользование, в том числе, для решения социальных задач, урегулированы Решением Думы г. Томска от 28.04.2009 «Об утверждении положения «О порядке предоставления имущества муниципальной имущественной казны города Томска в безвозмездное пользование». Согласно п. 6 Положения решение о предоставлении в безвозмездное пользование муниципального недвижимого имущества принимается Администрацией г. Томска с согласия Думы г. Томска. Наличие указанных документов и соблюдения порядка, установленного данным Положением по предоставлению Щеглику И.В. спорных помещений ответчиком в материалы дела не представлено. Кроме того, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, по следующим основаниям. Так, в силу положений подп. 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков. При этом налоговое законодательство признает плательщиком государственной пошлины ответчика, выступающего в судах общей юрисдикции, если при этом решение принято не в его пользу, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины (пункт 2 части 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета сумма государственной пошлины в размере 200 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска удовлетворить. Обязать Щеглика И.В. освободить путем выселения занимаемые нежилые помещения, находящиеся по адресу: <адрес>, площадью 63, 8 кв.м. согласно выписке из технического паспорта, выданного ОГУП «<данные изъяты> от 24.11.2008 (номера на плане <данные изъяты> этажа №) и передать по акту приема-передачи занимаемые ими нежилые помещения департаменту экономического развития и управления муниципальной собственности Администрации г. Томска. Взыскать с Щеглика И.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Судья: На момент размещения на сайте решение не вступило в законную силу.