Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 июня 2011 г. Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Карелиной Е.Г., при секретаре Вершининой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Каргасокского района Томской области в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности по оборудованию камер изолятора временного содержания Каргасокского РОВД, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каргасокского района Томской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению внутренних дел по Томской области о признании незаконным бездействия по соблюдению требований федерального законодательства регулирующего содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, возложении обязанности по оборудованию камер изолятора временного содержания Каргасокского РОВД индивидуальными спальными местами, кранами с водопроводной водой, санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, столами и скамейками по лимиту мест в камерах, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, установлении вентиляционного оборудование в камерах для обеспечения санитарно-гигиенических требований. Ссылаясь на Положение об отделе внутренних дел по Каргасокскому району Томской области, утвержденное Приказом начальника УВД Томской области от 31 января 2007г. № 32, ФЗ от 15 июля 1995г. № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», указал, что Каргасокский РОВД является юридическим лицом, имеет в структуре изолятор временного содержания, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Каргасокского района установлено, что ИВС ОВД по Каргасокскому району не соответствует требованиям, предъявляемым ст. 4,23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», не соблюден режим, предусмотренный Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом министра внутренних дел № 950 от 22 ноября 2005г. В камерах отсутствует кран с водопроводной водой, санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, столы и скамейки по лимиту мест в камерах, а так же отсутствуют светильники дневного и ночного освещения. В камерах, предназначенных для содержания подозреваемых и обвиняемых, отсутствуют индивидуальные нары или кровати, освещенность камер не соответствует гигиеническим требованиям к естественному и искусственному совмещенному освещению. Вентиляция в камерах имеется, однако имеющееся оборудование не позволяет поддерживать в камерах необходимый микроклимат. Температурный режим находится в допустимых пределах только в трех камерах, в которых на момент проверки не содержатся следственно-арестованные. Влажность во всех камерах не соответствует установленным нормам. ИВС ОВД по Каргасокскому району является структурным подразделением ОВД по Каргасокскому району и находится в подчинении УВД по Томской области, которое обладает организационными полномочиями в сфере распределения бюджетных ассигнований, в связи с чем, является ответчиком по делу. После предъявления иска УВД по Томской области переименовано в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, утверждено Положение об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, в Единый государственный реестр 23.05.2011 внесены соответствующие изменения, что подтверждается приказом МВД Российской Федерации от 27.04.11 № 320, свидетельством серии 70 № 001576214, в связи с чем наименование ответчика было уточнено. В ходе рассмотрения дела прокурор отказался от исковых требований в части признания незаконным бездействия УМВД РФ по Томской области по соблюдению требований федерального законодательства регулирующего содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, в указанной части производство по делу прекращено определением суда. Уточнив требования в остальной части, просил суд о возложении на ответчика обязанности по оборудованию камер изолятора временного содержания Каргасокского РОВД в срок до 01.03.2012г. индивидуальными спальными местами, кранами с водопроводной водой, санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, столами и скамейками по лимиту мест в камерах, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, установлении вентиляционного оборудование в камерах для обеспечения санитарно-гигиенических требований. В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Томска Богданова Н.Н. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Представитель УМВД РФ по Томской области Харитонов В.С. исковые требования не признал. Не оспаривал наличие нарушений законодательства, выявленных проверкой прокурора в ИВС ОВД по Каргасокскому району, не отрицал, что обеспечение в соответствии с законодательством РФ содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел является обязанностью ответчика. Вместе с тем, ссылаясь на положения ст.ст. 38,161 БК РФ, ст. 9 ФЗ РФ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» указал, что УМВД РФ по Томской области является казенным учреждением и для приведения ИВС Каргасокского РОВД в соответствие с требованиями закона, ответчику необходимо получить бюджетные средства на эти цели из федерального бюджета, что возможно не ранее следующего финансового года. Представитель третьего лица Каргасокского ОВД Томской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела при имеющейся явке. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, суд находит исковые требования обоснованными. В силу п.п. 38 п.13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011г. № 249, территориальный орган обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование. Согласно Положению об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, утвержденного приказом МВД РФ от 27.04.2011г. № 320 (далее –Положение об УМВД РФ по ТО)ответчик является территориальным органом МВД России на региональном уровне, осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы на районном уровне, подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения его деятельности. Пунктом 20 Положения об УМВД РФ по ТО предусмотрено, что в полномочия ответчика входит обеспечение в соответствии с законодательством РФ содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста. В соответствии с пунктом 9 части 1 Положения об отделе внутренних дел по Каргасокскому району Томской области, утвержденного приказом УВД по Томской области от 31.01.2007г. № 32, Каргасокский РОВД является юридическим лицом, в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, выступает истцом и ответчиком в суде. В структуре Каргасокского РОВД имеется изолятор временного содержания. Приказом начальника ОВД по Каргасокскому району от 09 апреля 2009г. № 60 утверждено Положение об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел Каргасокского района Томской области(л.д.19-23). Статьей 7 Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Статьей 9 вышеназванного закона установлено, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. № 103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин), (часть третья в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры, (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ) Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Статьей 16 вышеназванного закона установлено, что в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В соответствии со статьей 2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом министра внутренних дел № 950 от 22 ноября 2005г. в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. Статьей 3 указанных Правил установлено, что организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя-начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС. На основании ст. 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом министра внутренних дел № 950 от 22 ноября 2005г. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом. В соответствии со ст. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа. В судебном заседании установлено, что требования федерального законодательства при содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в ИВС Каргасокского РОВД не соблюдаются. Как следует из жалоб прокурору Томской области, содержащихся в ИВС Каргасокского РОВД, ФИО16 объяснений старшего конвоя Каргасокского РОВД ФИО13 начальника ИВС Каргасокского РОВД ФИО14 полученных в ходе проверки, проведенной прокуратурой Каргасокского района в ИВС Каргасокского РОВД имеется 8 камер, две из них для содержания административно-арестованных. Во всех камерах отсутствует кран с водопроводной водой, санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, столы и скамейки по лимиту мест в камерах, а так же отсутствуют светильники дневного и ночного освещения. В камерах, предназначенных для содержания подозреваемых и обвиняемых, отсутствуют индивидуальные нары или кровати. Из протоколов лабораторных испытаний №, № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных специалистами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» в ходе проверки, следует, что освещенность камер не соответствует гигиеническим требованиям к естественному и искусственному совмещенному освещению. При норме 50-70 люкс, фактически освещенность составляет: в камере № люкс," в камере № люкс, в камере № люкс, в камере, № люкс, в камере № люкс, в камере № люкс, в камере № люкс, в камере № люкс. Вентиляция в камерах имеется, однако имеющееся оборудование не позволяет поддерживать в камерах необходимый микроклимат. Температурный режим находится в допустимых пределах только в трех камерах, в которых на момент проверки не содержатся следственно-арестованные. При допустимой норме 18-24 С, температура в остальных камерах составляет от 25 до 26 С. Влажность во всех камерах не соответствует установленным нормам. При допустимой норме 45-30/ до 60 %( оптимально допустимая) влажность в камерах составляет от 18,5 до 38 %. Данные обстоятельства представителем ответчика не оспаривались. Представителем УМВД Российской Федерации по Томской области также не оспаривалась обязанность УМВД Российской Федерации по Томской области по надлежащему содержанию, оборудованию и ремонту камер ИВС Каргасокского РОВД. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в результате неисполнения ответчиком обязанности по надлежащему содержанию, оборудованию и ремонту камер ИВС Каргасокского РОВД, нарушаются права, свободы и законный интересы неопределенного круга лиц подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При установленных судом обстоятельствах, требования прокурора законны и подлежат удовлетворению. В силу п.п. 25 п.13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011г. № 249, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности территориального органа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России. Как следует из п. 38 Положения об УМВД РФ по ТО, к полномочиям УМВД России по Томской области относится осуществление материально-технического обеспечения подчиненных органов и организаций, рационального и эффективного использования бюджетных ассигнований. Согласно ч.5 ст.9 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти. Частью 1 статьи 48 БК РФ предусмотрено, что материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. ИВС ОВД по Каргасокскому району является структурным подразделением ОВД по Каргасокскому району и находится в подчинении УМВД по Томской области. УМВД по Томской области обладает организационными полномочиями в сфере распределения бюджетных ассигнований, что признавалось стороной ответчика. С учетом изложенного, требуемый прокурором срок для устранения нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным и достаточным, поскольку установленные недостатки в настоящее время влекут нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в камерах изолятора. При этом суд также учитывает, что при возникновении препятствий к исполнению судебного решения ответчик вправе в силу ст. 203 ГПК РФ требовать отсрочки исполнения решения суда. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Каргасокского района Томской области в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области удовлетворить. Возложить обязанность на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области в срок до 1 марта 2012 года оборудовать камеры ИВС Каргасокского РОВД для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 15.07. 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: индивидуальными спальными местами, кранами с водопроводной водой, санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, столами и скамейками по лимиту мест в камерах, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, установить вентиляционное оборудование в камерах для обеспечения санитарно-гигиенических требований. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней. Судья На момент опубликования решение не вступило в законную силу.