о признании необоснованным отказа в назначении пенсии, зачете периодов в специальный стаж



№ 2-1447/11

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

01 июня 2011 года г. ТомскСоветский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Квач Е.А. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томске Томской области» о признании необоснованным отказа в назначении пенсии, зачете периодов в специальный стаж, назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Квач Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области о признании необоснованным отказа ГУ УПФР в г. Томске Томской области в назначении досрочной трудовой пенсии. Просила обязать ответчика включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) периоды: работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>; нахождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком в период работы в должности <данные изъяты> в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения время командировки на съезд <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Назначить Квач Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований истец указала, что решением комиссии от 22.11.2010 в назначении досрочной пенсии ей необоснованно отказано. При этом, комиссией необоснованно засчитан в календарном порядке период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В то время как данный период работы должен быть засчитан в полуторном размере. В вышеназванный период, истец осуществляла хирургическую деятельность. Именно это является определяющим в решении вопроса о зачете в стаж периода работы в полуторном размере. Отказ во включении указанного периода в стаж в льготном размере был мотивирован отсутствием в Списках такого подразделения как отделение диагностической и оперативной хирургии. В то время как эндоскопическое отделение, в котором работал истец, было переименовано в отделение оперативной и эндоскопической хирургии. Полагала, что периоды отпуска по уходу за ребенком должны включаться в специальный стаж в льготном исчислении.

Истец в судебное заседание не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.

Представитель истца Комарова Т.П. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика Мамаев А.Е. иск не признал и пояснил, что при назначении пенсии необходимо руководствоваться Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. При исчислении льготного стажа могут применяться: за период работы до 01.11.1999г. – Правила, предусмотренные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет; за период работы после 01.11.1999г. – Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. Указанные Списки и Перечень составлены по принципу исчерпывающего перечня и расширительному толкованию не подлежат. Согласно п. 2 Списка № 464 от 06.09.1991г., исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров – один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. засчитан в стаж в календарном порядке, т.к. структурное подразделение «отделение диагностической и оперативной эндоскопии» не предусмотрено Перечнями структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных как Постановлением № 781 от 29.10.2002г. так и № 1066 от 22.09.1999г. Период командировки не подлежит зачету в стаж, поскольку это не предусмотрено Правилами от 11.07.2002г. На дату обращения за назначением пенсии право на указанную пенсию у заявителя не возникло, так как она не имела необходимого 30-летнего стажа работы.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Спор между сторонами касается периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

Факт работы в указанной должности подтверждается копией трудовой книжки, уточняющей справкой <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ .

В п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными пунктом 1 указанного Постановления Правительства РФ.

Стороной ответчика не оспаривается, что истец в спорный период работал в должности и в учреждении, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Согласно п. 3 указанных Правил, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В приложении к указанным Правилам - Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, отсутствует отделение диагностической и оперативной эндоскопии. В данном Перечне представлено эндоскопическое отделение.

Согласно уточняющей справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ ., отделение <данные изъяты>, в котором работал истец, с ДД.ММ.ГГГГ было переименовано в отделение <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты> на основании Приказа Министерства здравоохранения РФ № 377 от 15.10.1999г.

Указанные обстоятельства подтверждаются <данные изъяты> от 2002 года, приказом главного врача <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -к о переименовании <данные изъяты> к от ДД.ММ.ГГГГ о приведении наименования структурных подразделений <данные изъяты> в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения.

Пунктом 1 указанного Приказа МЗ РФ, утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, согласованное с Министерством труда и социального развития Российской Федерации. В пункте 2 Приказа руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений здравоохранения федерального подчинения предписано привести наименования должностей медицинских работников и структурных подразделений учреждений здравоохранения в соответствие с номенклатурой должностей, утвержденной настоящим Приказом, а также наименованиями структурных подразделений и должностей (профессий) других работников, в соответствие с действующими штатными нормативами, типовыми штатами, Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) и тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих и профессий рабочих.

Из уточняющей справки следует, что изменение наименования отделения никак не повлияло на характер работы истца. Она была занята в должности <данные изъяты> в течение полного рабочего дня, занималась всем объемом лечебной помощи, предусмотренной для <данные изъяты>.

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

С учетом изложенного, суд считает, что за все время работы <данные изъяты>, истец выполняла тождественные функции в одинаковых условиях труда.

Временное переименование отделения, в котором трудилась истец, было формальным и никак не отразилось на характере выполняемой им работы.

Об этом свидетельствует и вышеприведенный Приказ МЗ РФ № 377, по которому подразделения переименовывались лишь для приведения их наименований в соответствие с действующими нормативными и ненормативными документами, регулирующими вопросы штатов.

Игнорирование работодателем истца положений Приказа МЗ РФ № 377 от 15.10.1999г. и несвоевременное переименование отделения в эндоскопическое, не может влечь для истца неблагоприятные последствия в виде лишения права на пенсионное обеспечение. Признание иного противоречило бы вышеприведенным принципам международного права и Конституции Российской Федерации, поскольку равенство в вопросе пенсионного обеспечения как раз и заключается в равном доступе всех к получению государственных пенсий при соблюдении предусмотренных законом условий.

Таким образом, период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть засчитан в специальный стаж в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев).

Период нахождения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком в период работы в должности оперирующего врача-эндоскописта в эндоскопическом отделении стационара в Областной клинической больнице подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как один год шесть месяцев за один год.

До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Указанный истцом период начался до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС № 375/24-11 от 29.11.1989г. утверждены Разъяснения № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет». В соответствии с абз.2 п.7 указанных Разъяснений время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж.

Данная правовая позиция изложена в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», где отмечено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно ч. 1 ст. 166 ТК РФ, служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В п. 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749) установлено, что средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации.

Исходя из этого, период командировки является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку направление истца в командировку на основании приказа главного врача <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ являлось обязательной частью трудовой деятельности истца, то период нахождения в командировке должен включаться в специальный стаж в календарном исчислении.

Требование истца о признании необоснованным отказа пенсионного органа в назначении пенсии не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указано, что поскольку в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и, следовательно, не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ («Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"), дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Таким образом, назначение пенсии является прерогативой пенсионного органа. Суд не вправе в своей деятельности подменять данный орган. В то же время, любые решения участников гражданского оборота, в том числе и пенсионного органа, могут быть проверены судом на предмет соответствия их закону.

Из содержания решения ГУ УПФР в г. Томске Томской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно является законным и обоснованным, поскольку принято в соответствии с полномочиями пенсионного органа и требованиями Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Различная оценка пенсионным органом и судом представленных документов не может свидетельствовать о незаконности и необоснованности решения пенсионного органа, который уполномочен самостоятельно оценивать представленные для назначения пенсии документы. К тому же, настоящее решение по всем спорным периодам вынесено с учетом тех доказательств, которые не были представлены пенсионному органу до вынесения решения.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

При пересчете, с учетом включения указанных периодов, стаж работы истца на дату обращения за назначением пенсии составит более 30 лет, что достаточно для назначения досрочной пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истец уплатил представителю за оказанные услуги 10000 рублей, что подтверждается договором от 27.04.2011 и распиской. Определяя размер оплаты услуг представителя, суд исходит из таких критериев как объем проделанной работы, сложность и характер спора, ценность права, подлежащего защите, а также из требований разумности и справедливости. При этом, суд учитывает обоснованность решения пенсионного органа об отказе во включении спорных периодов в специальный стаж, поскольку их включение стало возможным только с учетом доказательств, представленных в судебное заседание. С учетом указанных критериев, суд считает необходимым снизить размер заявленной истцом суммы до 3000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Квач Е.А. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области» удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области»:

включить в специальный стаж работы Квач Е.А. в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) периоды:

- работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

- нахождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком в период работы <данные изъяты>

включить в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения время командировки на съезд <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

назначить Квач Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ

Отказать в удовлетворении исковых требований Квач Е.А. о признании необоснованным отказа ГУ УПФР в г. Томске Томской области в назначении досрочной трудовой пенсии.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области в пользу Квач Е.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, в возмещение расходов по оплате услуг представителя 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.