Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е 17 июня 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Карелиной Е.Г. при секретаре Вершининой Ю.А., с участием помощника прокурора Октябрьбского района г. Томска Огневой С.А., представителя ответчика Родиковой Л.А., выступающей на основании доверенности №2137 от 13.04.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оборудовать наземный пешеходный переход, установил: Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о признании незаконным бездействие, возложении обязанности оборудовать наземный пешеходный переход. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения проведено обследование улично-дорожной сети на наличие пешеходных ограждений и установлено, что наземный пешеходный переход со светофорным регулированием на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> с обеих сторон проезжей части не оборудован ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа. Ссылаясь на ст. 40 Устава г. Томска, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» считает, что обязанность по надлежащему содержанию дорог должна быть возложена на администрацию г. Томска. Просит признать незаконным бездействие администрации г. Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию пешеходного перехода по <адрес> в. Томске в соответствии с требованиями п.п. 8.1.27, 8.1.28 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», обязать администрацию г. Томска в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать наземный пешеходный переход со светофорным регулирование по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 8.1.27, 8.1.28 ГОСТ Р 52289-2004, установив ограждающие пешеходные ограждения перильного типа у внешнего края тротуара на расстоянии не менее 0,3 м. от лицевой поверхности бортового камня с обеих сторон проезжей части с двух сторон дороги на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Томска настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в нем. Представитель ответчика администрации г. Томска - Родикова Л.А. иск не признала, указав что истец не доказал, что автомобильная дорога на которой расположен пешеходный переход по <адрес> находится в собственности муниципального образования "Город Томск». Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога это - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Согласно п.5 ст.3 указанного закона элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (п.7 ст. 3). В соответствии со ст.13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задач настоящего Федерального закона определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является наличие ограничивающих пешеходных ограждений у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода, что обеспечивает безопасность дорожного движения. В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа. В силу ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Согласно ч.4 ст. 6 указанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьей 38 Устава города Томска предусмотрено, что администрация г. Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска. На основании п.п. 1.1, 1.10 п.1 ст. 40 Устава города Администрация Города Томска осуществляет следующие полномочия; от имени муниципального образования "Город Томск" своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в том числе осуществляет полномочия собственника имущества муниципального образования "Город Томск", выступает в суде от имени муниципального образования "Город Томск"; осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством, Уставом г.Томска обязанность создать условия для обеспечения безопасности граждан в области дорожного движения в границах городского округа лежит на Администрации г.Томска. Обязанность Администрации г.Томска принять меры по недопущению ситуаций, при которых возникает угроза безопасности дорожного движения, жизни и здоровья граждан на указанном участке дороги, расположенной в границах городского округа ( г.Томск) действующим законодательством возлагается на нее как на орган местного самоуправления. Доказательств принадлежности указанной дороги иным лицам, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, ответчик не представил. Согласно п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «технические средства организации дородного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода. В соответствии с п. 8.1.28 ГОСТ Р 52289-2004 ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа устанавливают у внешнего края тротуара у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, на расстоянии не менее 0,3 м от лицевой поверхности бортового камня. Высота ограждений ограничивающих перильного типа должна быть 0,8 - 1,0 м. Ограждения перильного типа высотой 1,0 м должны иметь две перекладины, расположенные на разной высоте (п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2004). Согласно акту обследования улично-дорожных сети по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиям(л.д.12-17) у наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием с двух сторон дороги в каждую сторону от пешеходного перехода отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа. Из сообщения К от ДД.ММ.ГГГГ следует, что участок пешеходного тротуара по четной стороне <адрес> между <адрес> и <адрес>, являющийся единственным возможным маршрутом для перехода к школе № (по <адрес>) детей, проживающих через дорогу от школы, представляет угрозу жизни и здоровья детей. Данный участок пешеходного тротуара, после ремонта дорожного полотна осенью 2010 г., сровняли с автодорогой, характеризующейся интенсивным движением транспорта, не установив оградительные бордюры. Таким образом, судом установлено, что отсутствие ограждений перильного типа на пешеходном переходе по <адрес> в <адрес> угрожает безопасности дорожного движения на данном участке дороги в г.Томске, безопасности жизни и здоровья граждан. Решением Думы г. Томска от 07 октября 2008 года № 988 утверждена городская целевая программа «О мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения муниципального образования «Город Томск» на период с 2009 года по 2011 год», в соответствии с п. 7 паспорта которой одним из основных ее мероприятий является установка пешеходных ограждений. Обязанность по обеспечению выполнения программы п. 10 паспорта программы возложена на администрацию г. Томска. Из сопроводительного письма Врио начальника отдела надзора УГИБДД по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что департаментом городского хозяйства администрации города Томска запланированы работы по строительству искусственных неровностей на <адрес> напротив здания № (школа №), вместе с тем до настоящего времени требуемые ограждения на указанном пешеходном переходе не установлены, что не оспаривалось представителем ответчика. Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию дорог в данном случае должна быть возложена на администрацию г. Томска. В связи с тем, ответчик не исполняет обязанность по созданию условий для обеспечения безопасности граждан в области дорожного движения на указанном участке дороги, расположенном в границе городского округа, суд соглашается с доводами истца о том, что администрацией г.Томска допущено бездействие. В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая, что пешеходный переход расположен вблизи школы №, отсутствие ограждающих пешеходных ограждений перильного типа создает угрозу жизни и здоровья детям, обучающимся в школе, суд считает указанный прокурором Октябрьского района г. Томска в заявлении срок для установления ограждений до ДД.ММ.ГГГГ(начала занятий в школе) разумным. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г. Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию пешеходного перехода по <адрес> в. Томске в соответствии с требованиями п.п. 8.1.27, 8.1.28 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Обязать администрацию г. Томска в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать наземный пешеходный переход со светофорным регулированием по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 8.1.27, 8.1.28 ГОСТ Р 52289-2004, установив ограждающие пешеходные ограждения перильного типа у внешнего края тротуара на расстоянии не менее 0,3 м. от лицевой поверхности бортового камня с обеих сторон проезжей части с двух сторон дороги на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска. Судья На момент опубликования решение не вступило в законную силу.