о признании незаконным предписания об устранеии аварийной ситуации , вынесенное главным специалистом Администрации Советского района г. Томска



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02/06/2011 года г. Томска

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи        Величко М.Б.,

при секретаре                                   Комаровой АП,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Ростовцевой Н.А. о признании незаконным и обязании отменить предписание № 1 от 25/03/2011 об устранении аварийной ситуации,

установил:

Заявитель – Ростовцева НА обратился в суд, просит удовлетворить следующие требования:

- признать незаконным предписание № 1 об устранении аварийной ситуации, вынесенное 25.03.2011 главным специалистом ЖКО администрации Советского района г. Томска <данные изъяты> в отношении Ростовцевой Н.А., и обязать отменить указанное предписание.

В качестве фактических обстоятельств заявитель указал, что является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. <адрес>.

Жилой дом представляет собой обособленное одноэтажное деревянное жилое здание.

На смежном участке примыкания деревянных жилых домов и по <адрес> в г. Томске расположена противопожарная кирпичная стена (брандмауэр).

25 марта 2011 года в ее адрес главным специалистом ЖКО администрации Советского района г. Томска <данные изъяты> на основании «акта визуального осмотра противопожарной кирпичной стены (брандмауэра) жилого дома по <адрес>» от 17 сентября 2010 года № 215 вынесено предписание № 1 об устранении аварийной ситуации.

Считает данное предписание незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, поскольку на нее незаконно возложена обязанность выполнить ремонт, укрепление, разборку кирпичной кладки брандмауэрной стены жилого дома по <адрес>, по следующим основаниям.

Во-первых, при вынесении предписания и в дальнейшем, ей было отказано в ознакомлении с текстом акта визуального осмотра противопожарной кирпичной стены (брандмауэра) жилого дома по <адрес>. Кроме того, ее о проводимом осмотре никто не извещал, о составлении акта не сообщал.

Во-вторых, она не является собственником недвижимого имущества - противопожарной кирпичной стены (брандмауэра) жилого дома по <адрес>, а также земельного участка на котором расположена указанная стена.

Адрес противопожарной кирпичной стены брандмауэра) привязан к дому .

Отсутствуют доказательства нарушения, грозящего обрушением на входные узлы жилого <адрес>, необратимые деформации».

Требования предписания противоречат друг другу, в связи с чем не могут быть исполнены. Так администрацией Советского района г. Томска предписано: «выполнить ремонт, укрепление, разборку кирпичной кладки бранмауэрной стены».

Заявитель, его представитель в судебном заседании требования поддержали, по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснили следующее. Между домами и по <адрес> два метра. Противопожарную стену возводил собственник <адрес>. Противопожарная стена проходит вдоль двух двух квартир и <адрес>, кирпич обваливается со стороны второй квартиры, а не первой, собственником которой она является. В акте визуального осмотра речь идет о противопожарной стене <адрес>, если бремя ее содержания лежит на собственнике, то ее должны содержать собственники <адрес>.

Представитель администрации Советского района г. Томска против удовлетворения заявления возражал, пояснил, что противопожарная стена возводится там, где есть опасность возгорания, в частности <адрес>.

Выслушав участников процесса, изучив представленные участниками доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной - письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина.

Заявитель ставит вопрос о проверке законности действия по вынесению главным специалистом ЖКО администрации Советского района г. Томска <данные изъяты> предписания № 1 об устранении аварийной ситуации от 25.03.2011 г.

В силу ч.3 ст.246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, поэтому юридически значимыми обстоятельствами по делу являются:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно ст. 5 Закона Томской области от 18/08/2002 № 61-ОЗ «Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области» граждане обязаны соблюдать действующее законодаительство в сфере благоустройства, выполнять требования органов и уполномоченных должностных лиц, осуществляющих контрольные функции за бездеятельностью по благоустройству.

Согласно Постановлению администрации Города Томска от 26.01.2011 N 55 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Томск" (п. 1.3, 1.7, 1.9. ; 1.12; 1.19) под благоустройством территории понимается - деятельность по содержанию и текущему ремонту объектов благоустройства, направленная на улучшение экологического, санитарно-гигиенического, эстетического состояния территории муниципального образования "Город Томск" в целом и осуществляемая в целях создания комфортных условий для жизнедеятельности населения городского округа. Дополнительно закрепленная территория - земельный участок и (или) территория в границах муниципального образования "Город Томск", закрепляемая за физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, и (или) юридическими лицами, обязанными осуществлять уборку территории, а также осуществлять деятельность по ее благоустройству и содержанию на основании соглашения с администрацией соответствующего района Города Томска. Закрепленная территория - земельный участок и (или) территория в границах муниципального образования "Город Томск", закрепляемая за физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, и (или) юридическими лицами, обязанными осуществлять уборку территорий, а также осуществлять деятельность по ее благоустройству и содержанию на основании муниципального правового акта главы администрации района Города Томска. Для целей реализации настоящих Правил закрепленной территорией для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, могут выступать только земельные участки и (или) иные территории, используемые физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, для осуществления предпринимательской деятельности. Жилищно-эксплуатационная организация - управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений либо в случае если в договоре на управление многоквартирным домом отсутствует обязанность управляющей организации по содержанию придомовой территории и расположенных на ней элементов озеленения и благоустройства - иная организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая в соответствии с заключенным с собственниками помещений в многоквартирном доме договором оказание услуг по содержанию придомовой территории и расположенных на ней элементов озеленения и благоустройства. Объекты благоустройства - земельные участки, водные объекты, здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, нежилые помещения, линейные объекты, временные (некапитальные) объекты, территория муниципального образования "Город Томск", строительные площадки, фасады зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, витрины, места размещения рекламы и иной информации (в том числе рекламные конструкции), иные объекты в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.

Согласно Постановлению администрации Города Томска от 26.01.2011 N 55 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Томск" (п. 2.2.6, 2.2.7) собственники индивидуального жилого дома осуществляют содержание территории в пределах границ земельного участка, предоставленного для эксплуатации объекта; собственники, арендаторы, иные законные владельцы зданий, строений, сооружений, временных (некапитальных) объектов, земельных участков, являющиеся физическими лицами, не обладающими статусом индивидуального предпринимателя, осуществляют содержание территории в пределах границ принадлежащего им земельного участка (в том числе земельного участка, предоставленного для эксплуатации объекта).

Согласно П. 3.4.1. 3.4.2.4 Правил благоустройства, санитарного содержания территории, организации уборки обеспечения чистоты и порядка в г. Томске» (утв. решением Томской городской Думы от 20/05/2003 № 380) своевременный ремонт и окраска фасадов зданий строений заборов ворот и других сооружений возлагается на собственников строений.

Заявитель является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, <адрес> 4. Жилой дом представляет собой обособленное одноэтажное деревянное жилое здание.

На смежном участке примыкания деревянных жилых домов и по <адрес> в г. Томске расположена противопожарная кирпичная стена (брандмауэр).

Администрацией Советского района не представлено доказательств, что заявитель является собственником недвижимого имущества - противопожарной кирпичной стены (брандмауэра), а также земельного участка на котором расположена указанная стена, принадлежность противопожарной кирпичной стены (брандмауэр) заявителю должным лицом, вынесшим предписание не установлена, опровергается следующим:

- сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 11/09/2010, договором дарения №а-2276 от 20/04/1991 согласно которым: жилой дом адресу:г. Томск, <адрес> представляет собой обособленное одноэтажное деревянное жилое здание, в котором заявителю принадлежит 1\2 доли в праве собственности. Среди сооружений переданных в собственность заявителя стена (брандмауэр) не указана;

- пояснениями заявителя, актом осмотра от 17 сентября 2010 года № 215 согласно которым противопожарная кирпичная стена (брандмауэр) расположена на смежном участке примыкания деревянных жилых домов и по <адрес> в г. Томске.

Предметом оспаривания является законность вынесения главным специалистом ЖКО администрации Советского района г. Томска <данные изъяты> предписания № 1 от 25/03/2011 об устранении аварийной ситуации. Предписание вынесено на основании акта визуального осмотра противопожарной кирпичной стены (брандмауэра) жилого дома по <адрес> от 17 сентября 2010 года № 215.

Согласно п. 11.1, 11.3.1., (Постановление администрации Города Томска от 26.01.2011 N 55 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Томск") контроль за соблюдением установленных требований к содержанию объектов благоустройства осуществляют должностные лица администраций районов Города Томска, департамента городского хозяйства администрации Города Томска, управления охраны окружающей среды и природного комплекса администрации Города Томска, департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, комитета городского дизайна и рекламы администрации Города Томска в отношении объектов благоустройства в соответствии с установленным в администрации Города Томска распределением полномочий. В ходе проведения плановых и внеплановых осмотров состояния объектов благоустройства уполномоченными должностными лицами администрации Города Томска осуществляются следующие мероприятия: выявление нарушений установленных настоящими Правилами требований к содержанию объектов благоустройства путем визуального осмотра состояния объектов благоустройства на предмет их соответствия требованиям настоящих Правил, не связанным с осуществлением деятельности проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя и не предполагающим проведение мероприятий по контролю, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и составление протоколов об административных правонарушениях; выдача предписаний об устранении выявленных нарушений установленных настоящими Правилами требований к содержанию объектов благоустройства;

Согласно п. п. 1, 2, 3 Постановлению Мэра города Томска от 21.05.2007 N 287 (ред. от 06.03.2009) "Об утверждении Порядка вынесения предписаний об устранении нарушений в сфере благоустройства") предписания об устранении нарушений в сфере благоустройства (далее - предписания) выносят должностные лица органов администрации города Томска, уполномоченные на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Томской области от 15 августа 2002 г. N 61-ОЗ "Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области". Предписания выносятся для устранения нарушений положений (правил, порядков) либо отдельных решений, регулирующих на территории муниципального образования "Город Томск" деятельность по благоустройству. Предписания выносятся в адрес граждан, должностных лиц и юридических лиц, допустивших нарушения в сфере благоустройства.

Предписание вынесено уполномоченным должностным лицом— главным специалистом ЖКО администрации Советского района г. Томска.

Вышеуказанный нормативный акт содержит требования к предписанию: основанием для вынесения предписания об устранении нарушений в сфере благоустройства является акт проверки или осмотра территории объекта благоустройства, в котором фиксируются правонарушение.

Предписание об устранении нарушений в сфере благоустройства (форма предписания - приложение к Порядку) должно содержать:

- дату, место и время составления предписания;

- должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего предписание;

- адрес, место расположения объекта благоустройства;

- описание нарушения с указанием на правовой акт, положение которого нарушено;

- наименование организации, фамилию, имя, отчество лица, в адрес которого выносится предписание;

- меры, необходимые для устранения нарушения;

- срок устранения нарушения;

- подпись лица, выдавшего предписание;

- фамилию, имя, отчество лица, получившего предписание;

- особые отметки о несогласии адресата предписания или его представителя с выводами, изложенными в предписании, или информацию об отказе получить предписание;

- напоминание об ответственности за неисполнение или несвоевременное исполнение предписания.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что решения действия (бездействия) органов местного самоуправления, могут быть обжалованы гражданами, если в результате:нарушены права и свободы гражданина;созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Оспариваемое предписание не содержит следующие необходимые сведения: описание нарушения с указанием на правовой акт, положение которого нарушено; конкретные меры, необходимые для устранения нарушения.

Требования предписания противоречат друг другу, поскольку в нем предписано «выполнить ремонт, укрепление, стены, или разборку кирпичной кладки бранмауэрной стены».

Предписание не содержит описания правонарушения, допущенное заявителем: нормативно-правовые акты, возлагающие на заявителя обязанность по содержанию противопожарной стены.

В судебном заседании не представлены доказательства о необходимости возведения противопожарной стены для эксплуатации жилых домов, необходимости ее демонтажа или ремонта, с точки зрения пожарной безопасности, отсутствует техническая документация по ее возведению.

Напротив, при вынесении предписания данные вопросы не исследовались.

Администрацией Советского района не представлено доказательств, что заявитель является собственником недвижимого имущества - противопожарной кирпичной стены (брандмауэра), а также земельного участка на котором расположена указанная стена, или собственником земельного участка, образованного для эксплуатации жилого дома по адресу : г. Томск, <адрес>

Устранение допущенных нарушений должно быть возложено на Администрацию Советского района г. Томска исходя из следующего:

- согласно п. 1.1., 1.4. решения Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 01.02.2011) "Об учреждении органов администрации Города Томска и утверждении положений об органах администрации" Администрация Советского района Города Томска (далее по тексту - администрация района) является территориальным органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению администрации Города Томска в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, в границах внутригородской территории - Советского района Города Томска (далее — район). Администрация района является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, закрепленным за администрацией района на праве оперативного управления, имеет смету, лицевые счета, печать установленного образца со своим наименованием, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, бланки и штампы, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и иные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в пределах своей компетенции.

Целью обращения с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ является устранение нарушенного права путем отмены незаконного решения либо прекращения незаконных действий (бездействия), на что указывает ст.258 ГПК РФ.

Так, согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку содержание оспариваемого предписания не соответствует требованиям нормативного акта, регулирующего его вынесение, законность возложения указанной в предписании обязанности на заявителя не доказано, следовательно заявление подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 254 ГПК РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в силу решения суда.

Учитывая, что заявление Ростовцевой НА подлежит удовлетворению, подлежит приостановлению действие предписания № 1 об устранении аварийной ситуации, вынесенное 25.03.2011 главным специалистом ЖКО администрации Советского района г. Томска <данные изъяты> в отношении Ростовцевой Н.А. до вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Ростовцевой Н.А. о признании незаконным предписания № 1 об устранении аварийной ситуации, вынесенное 25.03.2011 главным специалистом ЖКО администрации Советского района г. Томска <данные изъяты> в отношении Ростовцевой Н.А. и обязании отменить указанное предписание - удовлетворить.

Признать незаконным и обязать отменить предписание № 1 об устранении аварийной ситуации, вынесенное 25.03.2011 главным специалистом ЖКО администрации Советского района г. Томска <данные изъяты> в отношении Ростовцевой Н.А..

Приостановить действие предписания № 1 об устранении аварийной ситуации, вынесенное 25.03.2011 главным специалистом ЖКО администрации Советского района г. Томска <данные изъяты> в отношении Ростовцевой НА до вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска.

Председательствующий:

Решение не вступило в законную силу.