№ 2-1918/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июня 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Черных О.Г. с участием помощника прокурора Кировского района города Томска Князевой В.В. при секретаре Цыгановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г Томска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска об обязании принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованной на расстоянии № метров от <адрес> в г. Томске (с правой стороны дороги на расстоянии № м. от съезда с <адрес>), у с т а н о в и л: Прокурор Кировского района г. Томска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Томска об обязании принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованной на расстоянии № метров от <адрес> в <адрес> (с правой стороны дороги на расстоянии № м. от съезда с <адрес>). Заявленные требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки был установлен факт размещения несанкционированной свалки (твердые бытовые отходы, полиэтилен, пластиковые и стеклянные бутылки, ветки деревьев, автомобильные шины) на расстоянии № метров от <адрес> в <адрес> (с правой стороны дороги на расстоянии № м. от съезда с <адрес>). Обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора возложена на администрацию г. Томска. Однако неприятие органом муниципального образования мер по ликвидации свалки по указанному адресу является прямым нарушением действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что, в свою очередь, нарушает права близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. Прокурор просит возложить на администрацию г. Томска обязанность принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на вышеуказанном земельном участке. Представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известила. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Суду представлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, из которого следует, что с правой стороны дороги на расстоянии № м. от съезда с <адрес> в трех ямах, располагается свалка примерным объемом № куб.м. Площадь свалки № кв.м., высота – № м. Состав свалки – отходы резины, твердые бытовые отходы, полиэтилен, пластиковые и стеклянные бутылки, ветки деревьев. Ст. 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010г № 442-ФЗ) «Об охране окружающей среды», а именно, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В силу положений, закрепленных в ч. 1 ст. 13 федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008г № 309-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно требованиям ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относятся, помимо прочего, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, положения ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. В соответствии с положениями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.05.2011 г. № 88-ФЗ) и ст.ст. 8,40 Устава г. Томска к вопросам местного значения отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства, предусмотренный ст. 4 Закона Томской области № 61-ОЗ от 15.08.2002 года «Об основах благоустройства территории городов и других населенных пунктов Томской области» (в ред. Закона Томской области от 02.07.2008г № 126-ОЗ) является закрытым, перечень не содержит полномочий по ликвидации несанкционированных свалок, однако анализ всех вышеназванных правовых норм в совокупности позволяет сделать вывод о том, что именно на администрацию города Томска возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок мусора. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией. Как следует из ст. 25 Устава г. Томска структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Проанализировав законодательные акты, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно. Несанкционированное размещение отходов (свалка) общим объемом № куб. метров, площадью № кв.м. расположенной на расстоянии № метров от <адрес> в <адрес> (с правой стороны дороги на расстоянии <адрес> м. от съезда с <адрес>), свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределённого круга граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Ответчиком не представлено доказательств отсутствия по указанному адресу несанкционированного размещения отходов. Таким образом, из анализа законодательных актов суд приходит к выводу, что обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно. Таким образом, на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации промышленных и бытовых отходов, расположенных на расстоянии 860 метров от <адрес> в <адрес> (с правой стороны дороги на расстоянии 860 м. от съезда с <адрес>), поскольку неприятие мер по ликвидации свалки является несоблюдением требований законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Кировского района г. Томска удовлетворить. Обязать администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), локализованной на расстоянии № метров от <адрес> в <адрес> (с правой стороны дороги на расстоянии № м. от съезда с <адрес>). Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней посредством подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска. Судья: подпись Копия верна. Судья: О.Г.Черных Секретарь: Е.А. Цыганова Решение не вступило в законную силу Опубликовать в сети Интернет "____" ___________2011г Судья О.Г. Черных