2-1839/11 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 22 июня 2010 года Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего Кущ Н.Г., при секретаре Погребковой Л.С., с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Томска Огневой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска к администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), у с т а н о в и л: Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) по адресу: г.Томск, <адрес>. Заявленные требования прокурор мотивирует тем, что по адресу: г.Томск, <адрес>, около дороги рядом с металлическим ангаром располагается свалка, а именно: бытовые и древесные отходы, площадью- 30 кв.м., объемом- 30 куб.м. Обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора возложена на администрацию г. Томска. Непринятие органом муниципального образования мер по ликвидации свалки по указанному адресу является прямым нарушением действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что, в свою очередь, нарушает права жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. Прокурор просит возложить на администрацию г. Томска обязанность принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенного по адресу: г.Томск, <адрес>, около дороги рядом с металлическим ангаром. В судебном заседании помощник прокурора Огнева С.А. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель администрации г.Томска Кунтикова Ж.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила отзыв, акт в соответствии с которыми на указанном месте свалка отсутствует. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Суд, заслушав мнение помощника прокурора, изучив письменные доказательства по делу, полагает, что исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Актом № от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области установлено, что по адресу: г.Томск, <адрес>, около дороги рядом с металлическим ангаром располагается свалка площадью 30 кв.м., объемом 30 куб.м. Состав: бытовые отходы, ветви деревьев, отходы дерева. Причина- отсутствие уборки территории, сброс неустановленными лицами. Свалка расположена на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Свалка расположена в Октябрьском районе г.Томска, то есть в пределах границ муниципального образования «город Томск». Ст. 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды. Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией. Как следует из ст. 25 Устава г. Томска, принятого решением Томской городской думы от 04.05.2010г. № 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума города Томска - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр города Томска - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация города Томска - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Проанализировав законодательные акты, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно. Несанкционированное размещение отходов (свалка) объемом 30 куб.м. по адресу: г.Томск, <адрес> около дороги рядом с металлическим ангаром свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределённого круга граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Стороной ответчика в подтверждение довода об отсутствии свалки представлен акт от , подписанный ведущими специалистами отдела благоустройства администрации Октябрьского района г.Томска У., Т. В акте указано, что адреса: г.Томск, <адрес> не существует. Санитарное состояние территории, на котором расположены дома №, торговый павильон № по <адрес> удовлетворительное. Бункерная площадка содержится в соответствии с СанПин 42-128-4690-88. К данному акту суд относится критически, т.к. фотографии к нему не приложены, вследствие чего не ясно, каком месте идет речь. В акте истца торговый павильон № по <адрес> тракт не указан. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недоказанности факта отсутствия свалки ответчиком. Таким образом, Администрация г. Томска обязана принять меры по организации вывоза, утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), общим объемом 30 куб. метров по адресу: г.Томск, <адрес> около дороги рядом с металлическим ангаром. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Прокурора Октябрьского района города Томска удовлетворить. Обязать Администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) объемом 30 куб.м., расположенной по адресу: г.Томск, <адрес> около дороги рядом с металлическим ангаром. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней через Советский районный суд г. Томска. Судья: решение не вступило в законную силу ь