о взыскании еэемесячной денежной компенсации



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.06.2011 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего судьи Карелиной Е.Г.,

при секретаре Вершининой Ю.А.,

с участием истца Щеголькова А.В., представителя ответчика Военного комиссариата Томской области Елынцевой Е.В., выступающей на основании доверенности № 64 от 23.03.2011г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щеголькова А.В. к Военному комиссариату Томской области о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации с последующей индексацией,

УСТАНОВИЛ:

Щегольков А.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Советским районным судом г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ был рассмотрен вопрос об индексации истцу сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ. Решением указанного суда Щеголькову А.В. с ДД.ММ.ГГГГ установлен размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Томской области, в котором, ссылаясь на выплату ему ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров без учета индексации в соответствии с коэффициентом инфляции, просил взыскать задолженность по указанной ежемесячной денежной компенсации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, обязать ответчика выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в размере <данные изъяты>, с последующей индексацией в порядке, установленном действующим законодательством.

В качестве правого обоснования для индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров исходя из уровня инфляции истцом указаны Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также Постановление Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в нем.

Представитель ответчика Военного комиссариата Томской области Елынцева Е.В. исковые требования не признала. Пояснила, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в силу п.3 ч.1 ст.15 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты>, установленном решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как согласно закону размер компенсации составляет <данные изъяты>. В целях реализации Закона с 27.12.2004года Правительством РФ принимались постановления, которыми утверждались правила индексации размеров некоторых денежных компенсаций и выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью 3 статьи 5 указанного Закона в редакции ФЗ от 26.04.2004г. № 31-ФЗ установлено, что размер выплат гражданам, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно и индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. Установление и пересмотр иных видов денежных компенсации, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации. Поскольку установленный истцу на основании судебного решения размер компенсации на приобретение продовольственных товаров существенно превышает установленные Постановлениями Правительства РФ с 01.01.2008г.( <данные изъяты>), с 01.01.2009г.(<данные изъяты>), с 01.01.2010г.(<данные изъяты>),с 01.01.2011г.(<данные изъяты>) с учетом индексации размеры выплат, основания для индексации компенсации отсутствуют.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В судебном заседании установлено, подтверждается пояснениями сторон, удостоверением серии А (л.д.5), справкой МСЭ , что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в1986 – 1987г.г. и на основании ч.3 ст.13 и п.3 ч.1 ст.15 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в действующей редакции от 04.06.2011г. (п. 3 ст.13 и п.10 ч.1 ст.15 в ранее действующей редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Щеголькова А.В. к Военному комиссариату Томской области, в его пользу взыскана задолженность по суммам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по суммам компенсации на оздоровление в размере <данные изъяты>. На Военный комиссариат Томской области возложена обязанность выплачивать Щеголькову А.В. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ

Из положений ст. ст. 1,2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 10 части 1 статьи 15 и частью 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью (компенсация на оздоровление) в размере 300 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Во исполнение требований закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. № 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 7 мая 2005 г., № 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. № 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 марта 2007 г. № 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 21 декабря 2007 г. № 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 декабря 2010 № 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на 2011 год с учетом инфляции(индекс 1,065) составляет 420 руб. 49 коп.

Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью

Таким образом, выплачиваемые истцу на основании решения суда денежные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в настоящее время значительно превышают установленные на законодательном уровне размеры соответствующих компенсаций, в связи с чем, какая-либо недоплата истцу сумм указанных компенсаций со стороны ответчика отсутствует.

Обязанность ответчика производить индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров выплачиваемых истцу на основании решения Советского районного суда г. Томска от 23.01.2008г. не предусмотрена законом и не установлена указанным решением.

Указанная правовая позиция соответствуют и судебной практике Верховного Суда РФ по данной категории споров (Определение от 11.01.2008 года №25-В07-24).

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Щеголькова А.В. к Военному комиссариату Томской области о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, возложении обязанности по выплате с 01.06.2011г. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> с последующей индексацией отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска.

Судья

На момент опубликования решение не вступило в законую силу.