Об оспаривании решения комиссии



Дело № 2-1344/2011

13 мая 2011 года Советский районный суд города Томска в составе

председательствующего Мацкевич Р.Н.

при секретаре Оленёвой О.И.

с участием представителя заявителя Девятовой ЕВ, действующей на основании доверенности от 13.04.2011 года со сроком действия три года без права передоверия

представителя администрации Ленинского района города Томска Кучмасовой ИВ, действующей на основании доверенности 31.12.2010 г. со сроком действия до 31.12.2011 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по заявлению Рудовой ТА об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении,

установил:

Рудова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании Решения комиссии при администрации г. Томска от в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий от 10.03.2011 года необоснованным, обязании поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование своих требований указала, что является вдовой инвалида Великой Отечественной Войны, ветераном труда ВОВ и в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с законом. В настоящее время проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности дочери, площадью менее 36 кв.м на одного человека, иного жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма не имеет, поэтому нуждается в улучшении жилищных условий. Занимаемое жилое помещение не соответствует санитарным нормам и правилам. На основании того, что имеет право на меры социальной поддержки как жена умершего инвалида ВОВ, обратилась с заявлением в администрацию Ленинского района г. Томска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения. Заявление было рассмотрено на заседании комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов ВОВ и членов семей погибших инвалидов и участников ВОВ администрация г. Томска. В удовлетворении заявления в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было отказано.

Заявитель Рудова Т.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель заявителя в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.

Представитель администрации города Томска Герасимов В.В. в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв, в котором указал, что считает заявление не подлежащим удовлетворению, мотивируя тем, что в связи с принятием указа президента №714 от 08.05.08 при администрации города Томска была создана комиссия с целью исключения случаев необоснованного отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилых условий. Комиссией было рассмотрено заявление Рудовой Т.А., было принято решение отказать в постановке на учет. Основанием для отказа послужило то, что согласно представленных документов заявитель проживает в квартире площадью 65,9 кв. м. Собственником квартиры является дочь заявителя. Члены семьи собственника жилого помещения имеет право пользоваться жилым помещением наравне с собственником. Учетная норма для определения уровня обеспеченности жильем – это 10 кв.м на одного члена семьи. Следовательно, площадь не подпадает под данную норму. Данное жилое помещение в установленном порядке не было признано непригодным для проживания.

Представитель администрации Ленинского района города Томска Кучмасова И.В. в судебном заседании с доводами заявителя не согласилась, приведя те же доводы, что и представитель администрации города Томска.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из расписки в принятии документов следует, что 24.02.2011 г. Рудова Т.А. обратилась с заявлением в администрацию Ленинского района г. Томска о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку отсутствует жилое помещение по договору социального найма, на праве собственности и проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В ст. 3 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлен перечень документов, представляемых гражданином для принятия на учет.

Согласно удостоверения серии от 11.03.1996 г. Рудова Т.А. имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 22 и ст.23 Федерального закона от 12.01.1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах».

Удостоверением серии подтверждается право Рудовой Т.А. на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.20 Федерального закона от 12.01.1995 г. «О ветеранах».

Согласно протокола заседания комиссии по улучшению жилищных условий для ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны от 10.03.2011 г. по заявлению принято решение об отказе в постановке на учет.

17.03.2011 за Рудовой Т.А. было направлено уведомление о принятом решении.

В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно ст.38, 40 Устава г.Томска Администрация г.Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.

Согласно п. 3.1.3 Положения об администрации Ленинского района города Томска, утв. Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 01.12.2009), она ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.05.2005 N 2104) С 1 января 2006 года учет граждан ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских). Статья 6 предусматривает, что органы местного самоуправления вправе создавать жилищные комиссии или привлекать представителей общественности в иной форме при решении вопроса о принятии граждан на учет и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном органом местного самоуправления.

Распоряжением Администрации города Томска от 25.02.2010г. №р154 создана комиссия в целях неукоснительного соблюдения Указа Президента РФ от 08.05.2008г.№714, Федерального Закона «О ветеранах» по вопросам обеспечения улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) ветеранов и инвалидов великой Отечественной войны, исключения случаев необоснованного отказа постановки данных категорий граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принято компетентным органом.

Заявителю отказано по двум основаниям: обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи более учетной нормы; жилое помещение соответствует установленным требованиям государственных санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Согласно положениям ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечением жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от имущественного положения. (ред. 06.05.2010г.)

Даная норма отсылает к законодательству РФ и делает единственное исключение из общего правила – не исследуется вопрос, являются ли члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны малоимущими, но вопрос нуждаемости в улучшении жилищных условий исследуется и является основанием для постановки на учет.

Доводы заявителя о том, что ее как вдову обязаны при любых условиях поставить на учет и обеспечить жилым помещением основан на неверном толковании норм материального права.

Согласно п.2.ч.1. ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

П.1. Решения Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Томска, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 10,0 квадратных метра общей площади на одного члена семьи.

Данные положения закона также отражены в Методических рекомендациях по обеспечению улучшения жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, принятых в Томской области, и направленных главам муниципальных образований 15.02.2010г. №ОК-09-961.

Согласно справке от 24.02.2011 г. Рудова Т.А. зарегистрирована по адресу г. Томск, <адрес> собственник данного жилого помещения – Рудова Л.С. – дочь заявителя, совместно с последней и с Рудовой Н.А. – внучкой заявителя. Общая площадь жилого помещения ............ м.кв. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 14.12.2000 г. Собственником квартиры в доме <адрес> г.Томске является Рудова Л.С.

Учитывая, что заявитель является матерью собственника жилого помещения, она в силу положений ст. 31 Жилищного кодекса РФ является членом семьи собственника (к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Учитывая указанное обстоятельство, на каждого из зарегистрированных лиц в данном жилом помещении приходится 21,97 квадратных метра общей площади, т.е. более установленной учетной нормы.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.23.2 Федерального Закона РФ «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров. Данная норма регулирует отношения в связи с тем, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14,16, 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.14, 15, 17-19, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Положения указанных статей предусматривают единственное исключение из порядка предоставления жилых помещений, в частности Ветеранам войны: Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Размер площади в 36 квадратных метров в данном случае не устанавливает размер площади для признания нуждающимся в жилом помещении, а направлен на расчет размера компенсации бюджету субъекта Федерации при обеспечении (предоставлении) лицам, признанным нуждающимися в жилом помещении, жилых помещений, исходя из площади предоставления в 36 квадратных метров.

Кроме того, Рудовой Т.А. указано на наличие льгот, предусмотренных ст.21 Федерального Закона РФ «О ветеранах», предусматривающих меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Вместе с тем, доказательств отнесения ее к данной категории лиц, не представлено: из удостоверения серии от 11.03.1996 г. следует, что Рудова Т.А. имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 22 и ст.23 Федерального закона от 12.01.1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах», данные нормы предусматривают меры социальной поддержки ветеранов труда, а также ранее, предусматривались меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы (ст.23 указанного закона утратила силу вследствие принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, с указанием на то, что данные меры определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Удостоверением серии подтверждается право Рудовой Т.А. на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.20 Федерального закона от 12.01.1995 г. «О ветеранах», в соответствии с которой меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 18.01.2010 N 809-СК/07 «О разъяснении вопросов, связанных с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Мэра города Томска от 28.02.2006 № 95 "О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда" во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" и ст.39 Устава города Томска в городе Томске создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда с целью признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения, в котором проживает истец, непригодным для проживания, не имеется, не представлялось участниками судебного разбирательства.

Согласно заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области» от 15.11.2010 г. <адрес> в г.Томске оборудована централизованной системой отопления, канализации, системой холодного и горячего и водоснабжения; в жилых помещениях путем притока воздуха через форточки осуществляется естественная вентиляция, что соответствует п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, на кухне, в туалете оборудована естественная вытяжная вентиляция в изолированные внутридомовые вентиляционные каналы. Вместе с тем, в ванной не оборудована вытяжная вентиляция, что не соответствует п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, согласно которого установлено, что должны предусматриваться в помещении ванной вытяжные отверстия каналов. То есть, формулировка предъявляемых требований СанПиН не соответствует формулировке недостатка, указанного в заключении.

Указанный в заключении недостаток не может повлечь признания жилого помещения, занимаемого Рудовой Т.А., непригодным для проживания, так как отсутствует об этом заключение уполномоченного органа, полученное в установленном порядке, а также в связи с тем, что в жилом помещении имеются инженерные системы (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция – в целом), то есть, инженерные системы имеются, а в имеющихся - не обнаружено указанных «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» запретов и ограничений.

Таким образом, заявитель Рудова Т.А. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем не имелось и оснований для постановки ее на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. Таким образом, принятое решение об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, является правомерным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Рудовой ТА об оспаривании решения комиссии об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении – отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

На дату публикации решение не вступило в законную силу

.

.

.

.