Дело № 2-1619/2011 21 июня 2011 года Советский районный суд города Томска в составе председательствующего Мацкевич Р.Н. при секретаре Оленёвой О.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по заявлению Данчевой МА о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска об отказе в объединении земельных участков установил: Данчева М.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска об отказе в объединении земельных участков по адресам: ........... в городе Томске, изложенного в письме от 19.05.2011 г. №. В обоснование заявления Данчева М.А. указала, что ей в аренду предоставлен земельный участок по адресу: ........... площадью ........... кв.м (кадастровый номер №), в муниципальной собственности имеется смежный земельный участок площадью ........... кв.м (кадастровый номер №). Ею проведены кадастровые работы по объединению арендуемого участка и участка, находящегося в муниципальной собственности (кадастровый номер №). Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска в объединении земельных участков было отказано. Данный отказ Данчева М.А. полагает незаконным, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность объединения земельных участков на основании заявления землепользователей, перечень запретов на объединение, установленный п.5 ст.11.6 Земельного кодекса РФ является исчерпывающим и не распространяется на указанный случай. В судебное заседание заявитель не явилась и просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель Данчевой М.А. в судебном заседании доводы заявителя поддержал по тем же основаниям, указав, что все три земельных участка имеют один вид разрешенного использования. При объединении участков не будет нарушена максимальная величина земельного участка, который может быть предоставлен в аренду. Представитель заинтересованного лица – Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска с заявлением не согласился, указывая на то, что земельный участок, предоставленный по договору аренды Данчевой М.А., имеет вид разрешенного использования для огородничества, однако, находятся в градостроительной зоне ..........., не предусматривающей такой вид разрешенного использования. Принятие решения об объединении земельных участков с последующим внесением изменений в существующий договор аренды земельного участка по существу является предоставлением в аренду также и земельного участка, имеющего в настоящее время площадь ........... кв.м. Вид разрешенного использования объединенного земельного участка должен соответствовать ранее установленным видам разрешенного использования земельных участков, которые объединяются, однако, данный вид разрешенного использования в настоящее время установить невозможно и требуется первоначально приведение в соответствие с градостроительным регламентом вида разрешенного использования. Право на объединение земельных участков имеют землепользователи двух объединяемых земельных участков, а не одного из них. Заслушав доводы стороны заявителя, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд полагает заявление необоснованным, не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся те решения, действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). Согласно договора аренды № от 03.07.2007 г. Данчевой М.А. в аренду предоставлен земельный участок по ........... в г.Томске кадастровый номер № площадью ........... кв.м с видом разрешенного использования – огородничество. Из кадастрового паспорта земельного участка от 30.05.2011 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью ........... кв.м (сведения о правах отсутствуют) имеет вид разрешенного использования – огородничество. Данчева М.А. 23.03.2011 г. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска с заявлением об объединении указанных выше земельных участков. Заявление принято 29.03.2011 г. В письме от 19.05.2011 г. № начальник Департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска сообщает Данчевой М.А. о том, что в удовлетворении ее заявления отказано, поскольку заявление об объединении земельных участков направлено на приобретение преимущественного права на получение в аренду земельного участка большей площадью, заявитель не является арендатором второго земельного участка, а обладатель лишь одного земельного участка не вправе требовать объединения. В настоящее время отсутствует вид разрешенного использования - огородничество в зоне застройки, где расположены земельные участки. Статьей 11.6 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность объединения двух смежных земельных участков. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Вместе с тем, в данной норме закреплено право на объединение земельных участков за лицами, являющимися собственниками предполагаемых к объединению земельных участков, а также владельцами земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, но в случае, если лицу принадлежит указанное право на все объединяемые земельные участки. В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими. Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что образование земельного участка возможно при наличии волеизъявления лица, использующего все земельные участки, которые подлежат объединению, на законном основании, закон исключает объединение земельных участков, принадлежащих лицам на ином праве, кроме права собственности, кроме случаев, когда все такие объединяемые земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования одному лицу. Данчева М.А. имеет право пользования на условиях договора аренды лишь одним из земельных участков, предложенных ею к объединению. В соответствии со ст.11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. В силу требований пп.8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основывается в том числе и на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. На основании положений п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 настоящего Кодекса. В соответствии с п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Согласно кадастрового паспорта земельного участка по адресу: г.Томск, ........... площадью ........... кв.м (кадастровый номер №), и земельного участка площадью ........... кв.м (кадастровый номер №), установленный для них вид разрешенного использования – огородничество. Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Согласно ст.11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении. Сторонами не оспаривается факт нахождения всех объединяемых и объединенного земельных участков в зоне ........... В соответствии со ст.34 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Томск», утвержденных Решением Думы г.Томска от 27.11.2007 г. № 687 (в ред. От 01.03.2011 г., с изм. от 05.04.2011 г.) зона ........... - зона застройки жилыми домами переменной этажности в исторических районах, для данной зоны установлены определенные виды, среди разрешенных видов использования отсутствует такой вид разрешенного использования как огородничество, который ранее был установлен для земельных участков по адресу: г.Томск, ........... площадью ........... кв.м (кадастровый номер №), и площадью ........... кв.м по адресу: г.Томск, ........... (кадастровый номер №). Согласно ответа ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Томской области от 14.06.2011 г. земельный участок с кадастровым номером № с разрешенным использованием на основании Межевого плана от 24.12.2010 г. поставлен на кадастровый учет путем объединения двух земельных участков, указанных выше. В силу ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки. Поскольку в результате объединения земельных участков образуется иной объект недвижимости, договор аренды должен быть заключен в соответствии с законом на иной объект недвижимости, то есть, имеет место предоставление гражданину другого земельного участка. Предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с ч.4 ст.34 Земельного кодекса РФ с учетом зонирования территорий. Согласно ст.14 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Томск», утвержденных Решением Думы г.Томска от 27.11.2007 г. № 687 (в ред. От 01.03.2011 г., с изм. от 05.04.2011 г.) сформированным для целей предоставления физическим, юридическим лицам является земельный участок, применительно к которому: 1) определены и установлены на местности границы земельного участка; посредством действий по планировке территории определено, что земельный участок в пределах утвержденных границ является свободным от прав третьих лиц (за исключением возможности обременения правами третьих лиц, связанных с установлением границ зон действия публичных сервитутов); 2) определено разрешенное использование как указание на градостроительный регламент соответствующей территориальной зоны расположения земельного участка и ограничений его использования в соответствии со мт.мт.35, 36 настоящих Правил; 3) посредством действий, выполненных в процессе планировки территории, определены технические условия подключения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (по водоснабжению, канализованию, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению) - в случае, когда использование соответствующего земельного участка невозможно без обеспечения такого подключения; 4) принято решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); опубликовано сообщение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Сформированные из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки предоставляются физическим и юридическим лицам для строительства, реконструкции в порядке, установленном земельным законодательством. В Письме Росреестра от 21.07.2010 г. № 14-5591-ГЕ «Об осуществлении государственного кадастрового учета изменений категории и (или) вида разрешенного использования земельных участков» изложена позиция, согласно которой сведения о вновь образованных земельных участках носят "временный" характер (право на них не зарегистрировано, соответственно, оно не возникло), а объектом вещных прав является исходный земельный участок, достаточных правовых оснований для неосуществления кадастрового учета указанных изменений на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления об изменении характеристик исходного земельного участка, изданного после постановки на кадастровый учет образованных земельных участков, не имеется. В этой связи Росреестр полагает возможным осуществлять учет изменений вновь образованных земельных участков на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления об изменении характеристик исходного земельного участка в случае, если такой акт был принят до или после постановки на государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков. При этом в соответствии с п.3 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п.69, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, при осуществлении государственного кадастрового учета изменений категории земель и (или) вида разрешенного использования исходного земельного участка в рассматриваемом случае одновременно вносятся соответствующие изменения в сведения об образованных из него земельных участках. В случае если государственный кадастровый учет изменений категории земель и (или) вида разрешенного использования исходного земельного участка был осуществлен после подготовки межевых планов образуемых земельных участков и при проведении проверки таких межевых планов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, установлено, что сведения о категории и (или) виде разрешенного использования исходного земельного участка не соответствуют указанным характеристикам образуемых из него земельных участков, то в соответствии с п.1 ч.2 ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) принимается решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета данных образуемых земельных участков и заявителю или его представителю возвращаются межевые планы для доработки (ч.7 ст.26 Закона о кадастре). В силу ст.ст.5-6 указанных выше Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Томск», утвержденных Решением Думы г.Томска от 27.11.2007 г. № 687 земельные участки или объекты капитального строительства не соответствуют установленному градостроительному регламенту в случаях, если виды их использования не предусмотрены как разрешенные для соответствующих территориальных зон, изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. Таким образом, при объединении земельных участков вид разрешенного использования образованного земельного участка должен соответствовать виду разрешенного использования земельных участков, которые объединяются, но такой вид разрешенного использования не соответствует нормам земельного и градостроительного законодательства, Правилам землепользования и застройки, в связи с чем при имеющихся обстоятельствах в объединении земельных участков заявителю отказано обоснованно, на что имеется ссылка в ответе от 19.05.2011 г. Согласно п.4 ст.11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Положения данной статьи, а также статьи 29 Земельного кодекса РФ, решения об образовании земельных участков следует рассматривать как одно из действий по управлению земельными участками. В силу ст.3 п.10 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений. Согласно п.3.1.1. Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, утвержденного Решением Думы г.Томска от 30.10.2007г. № 683, Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска подготавливает в установленном порядке проекты решений (муниципальных правовых актов) в области управления и распоряжения земельными участками, обособленными водными объектами, расположенными в границах муниципального образования "Город Томск", предусмотренных земельным, водным и градостроительным законодательством (в том числе об образовании, предоставлении, изъятии земельных участков, резервировании земель, установлении предусмотренных законодательством сервитутов и др.); а управляет и распоряжается муниципальной собственностью, осуществляет контроль за владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности орган местного самоуправления в лице администрации города Томска в силу п.1.1 статьи 40 и ст.25 Устава муниципального образования «город Томск». Согласие собственника на данный момент не получено. Учитывая, что отказ в объединении земельных участков не нарушает законодательства, его нельзя полагать незаконным, законные права и интересы заявителя не нарушены, оснований для удовлетворения заявления Данчевой М.А. не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Данчевой МА о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска об отказе в объединении земельных участков по адресам: ........... в городе Томске, изложенного в письме от 19.05.2011 г. № – отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: подпись На дату публикации решение не вступило в законную силу . . . .ь