об оспаривании решений Думы города Томска и Томской городской избирательной комиссии



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05.07.2011 Суд Советского района г. Томска в составе:

председательствующего Чернышевой Л.И.,

при секретаре Ростовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора Малышевой Е.В., представителя заявителя Иванова А.А., представителя Думы города Томска Матросовой Е.С., представителя Томской городской избирательной комиссии Тищенко В.С. гражданское дело по заявлению инициативной группы по проведению местного референдума об оспаривании решений Думы города Томска и Томской городской избирательной комиссии,

установил:

11 мая 2011 года на собрании инициативной группы граждан-избирателей муниципального образования «Город Томск» создана инициативная группа местного референдума, одним из представителей которой избран Иванов А.А.

13.05.2011 инициативная группа обратилась в Томскую городскую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума для внесения поправок в Устав города Томска по вопросам:

1.Согласны ли вы, что мэр города Томска должен отчитываться перед избирателями - жителями города Томска?

2.Согласны ли вы, что одним из оснований досрочного прекращения полномочий мэра города Томска может служить неудовлетворительная оценка его деятельности со стороны избирателей - жителей города Томска?

Решением Томской городской избирательной комиссии № 321 от 19.05.2011 ходатайства и приложенные документы были направлены в Думу города Томска для проведения проверки вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум.

Решением Думы города Томска № 163 от 07.06.2011 «О проверке вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, на соответствие требованиям законодательства» вопросы, предлагаемые к вынесению на референдум, признаны не соответствующими требованиям Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» и Закона Томской области № 29-03 «О референдуме Томской области и местном референдуме».

09.06.2011 Томская городская избирательная комиссия решением № 322 «О ходатайстве о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума» отказала инициативной группе по проведению местного референдума по предложенным вопросам в регистрации.

Указывая, что Дума города Томска решением от 07.06.2011 и Томская городская избирательная комиссия решением от 09.06.2011 нарушила конституционное право граждан - жителей Томска, на непосредственное выражение власти народа через референдум, инициативная группа по проведению местного референдума обратилась в суд за признанием решений незаконными.

В судебном заседании требования представитель заявителя поддержал: просил признать не законным решение Думы города Томска № 163 от 07.06.2011, поскольку оно противоречит положениям ст. 12 Федерального закона № 67 -ФЗ, содержащего исчерпывающий перечень вопросов, не подлежащим вынесению на референдум, и под который сформулированные инициативной группой для постановки на референдум вопросы не подпадают. Указал, что результатом проведения референдума по поставленным инициативной группой вопросам будет внесение изменений в Устав города Томска. Решение Томской городской избирательной комиссии № 322 от 09.06.2011 счел незаконным ввиду того, что оно основано на незаконном решении Думы города Томска. Не отрицал, что процедура вынесения каждого оспариваемого решения была соблюдена.

Представитель Томской городской избирательной комиссии требование не признал и пояснил, что комиссия, получив 13.05.2011 ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума для внесения поправок в Устав города Томска по предложенным вопросам, действовала в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства: проверив статус членов инициативной группы, удостоверившись в её соответствии требованиям законодательства (жители Томска, наделенные избирательным правом, количеством не менее 10), направили ходатайство инициативной группы в Думу города Томска для проведения проверки вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум. После дачи отрицательного заключения Думой города Томска в регистрации отказали. Предположил пропуск заявителем срока обжалования решения от 09.06.2011.

Представитель Думы города Томска требование не признала и пояснила, что поставленные инициативной группой для вынесения на местный референдум вопросы не являются вопросами местного значения, не соответствуют и прямо противоречат федеральному и региональному законодательству (регулирующему процедуру внесения изменений в Устав, процедуру отчета и прекращения полномочий мэра), о чем и было принято решение, направленное в Томскую городскую избирательную комиссию. Процедура и сроки принятия нарушены не были.

Прокурор счел заявление не подлежащим удовлетворению, сочтя оба решения соответствующими действующему законодательству.

Выслушав позиции участников процесса, изучив доказательства, представленные Томской городской избирательной комиссией и Думой города Томска в подтверждение правомерности своих действий, суд требования находит неподлежащими удовлетворению.

Нельзя не согласиться с позицией заявителя, основанной на положениях ст. 2 Конституции РФ, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ, а высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.


В п. 53) ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодатель раскрыл дефиницию «референдум» - это форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Аналогично раскрыто понятие в ст. 1 Закона Томской области № 29-03 «О референдуме Томской области и местном референдуме».

В силу п. 54) ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), местный референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Согласно пункту 8 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий. ..при подготовке и проведении. ..местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

В ст. 22 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что одной из форм решения непосредственно населением вопросов местного значения является местный референдум, решение о назначении которого, принимается, в том числе по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме.

Ст. 14 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, ст. 5 Закона Томской области № 29-03 «О референдуме Томской области и местном референдуме» наделяет инициативой проведения референдума в Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме.

Порядок реализации инициативы закреплен в ст. 36 указанного федерального закона и в ст. 6 регионального закона.

Заявитель, представители Думы города Томска и Томской избирательной комиссии сошлись во мнении, что порядок реализации инициативы проведения местного референдума и заявителем и органами, чьи решения обжалуются, соблюден:

·                    инициатива исходит от 13 человек (при требовании ч.1 ст. 36 - не менее 10 человек), наделенных правом на участие в референдуме, что подтверждено протоколом от 11.05.2011 собрания инициативной группы граждан-избирателей муниципального образования «Город Томск», ответами УФМС и «ГАС», представленными в рамках проверки обращения в ТГИК;

·                    обращение в Томскую городскую избирательную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы, подписанным

·                    всеми членами и постановку вопросов, предлагаемых на референдум (требование ч.2-4 ст.36) подтверждает текст ходатайства, поступивший, согласно штампа 13.05.2011;

·                    своевременность проверки и направления надлежащему адресату подтверждается решением № 321 Томской городской избирательной комиссии от 19.05.2011 (ч.5 ст. 36), согласно которого в пределах срока установленного законом ходатайство с приложениями направлено в Томскую городскую Думу, Уставом города, согласно которого Дума города Томска является представительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Томск»;

·                    своевременность проверки на соответствие поставленных инициативной группой по проведению местного референдума вопросов требованиям законодательства ( ч.б ст. 36) подтверждено решением № 163 от 17.06.2011 Думы города Томска.

Таким образом, все положения ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждой стороной исполнены с точки зрения процедуры.

Вместе с тем, в силу положений ч.б ст. 36 указанного Федерального закона Дума города Томска наделена компетенцией проверки предложенных инициативной группой вопросов для вынесения на местный референдум на соответствие положениям ст. 12 ФЗ.

Требующим оценки суда является вопрос правомерности признания Думой города Томска вопросов, предложенных на референдум инициативной группой, не соответствующими требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Оспариваемым решением Дума города Томска сочла поставленные вопросы:

« 1.Согласны ли вы, что мэр города Томска должен отчитываться перед избирателями - жителями города Томска?

2.Согласны ли вы, что одним из оснований досрочного прекращения полномочий мэра города Томска может служить неудовлетворительная оценка его деятельности со стороны избирателей - жителей города Томска?» противоречащими положениям ст. 12 федерального закона № 67-ФЗ.

Нельзя не согласиться с позицией заявителя, что перечень вопросов, не подлежащих вынесению на референдум, и изложенный в ч.8 ст. 12 федерального закона № 67-ФЗ, является исчерпывающим.

Вместе с тем, правомерно поставленные инициативной группой для выноса на референдум вопросы Думой проверялись на соответствие положениям федерального закона № 67-ФЗ в полном объеме ст. 12, а ни только ч.8 этой статьи.

Законодатель, наделяя представительный орган местного самоуправления компетенцией проверки на соответствие поставленных для выноса на референдум вопросов положениям ст. 12 федерального закона № 67-ФЗ, не ограничивает проверку перечнем, изложенным в ч.8 этой нормы, закрепляя необходимость постановки вопросов без возможности их неоднозначного толкования, исключая неопределенность правовых позиций принятых впоследствии решений, недопустимость нарушения общепризнанных норм и правил и другие.

Правомерны доводы представителя Думы города Томска, изложенные в оспариваемом решении Думы, что предложенные инициативной группой для выноса на местный референдум вопросы не соответствуют требованиям ч.З и 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч.З ст. 12 на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Понятие «вопросы местного значения» раскрыто законодателем в ст. 2, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Нельзя не согласиться с заявителем, что содержание Устава города и положения, в нем закрепленные имеют правовое и правоприменительное значение не на федеральном либо региональном уровне, а на местном.

Вместе с тем, суд полагает, что при оценке Устава (с точки зрения уровня значимости ) заявителем подменяются понятия «вопросы местного значения» и процедура их решения, которые законодатель четко разграничивает в положениях закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перечисляя в статье 16 вопросы местного значения, отнесенные к компетенции городского округа, а в статье 17 - полномочия органов по их разрешению.

В п. 1) ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011), в частности закреплено, что принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений осуществляется в целях решения вопросов местного значения и отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Таким образом, вопросы для внесения изменения в Устав города, какие и были поставлены инициативной группой для выноса на референдум, это не вопросы местного значения, на что указано Думой города Томска в оспариваемом решении, и с чем следует согласиться.

В силу ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ст. 12 Конституции РФ закрепляет принцип самостоятельности органов местного самоуправления.


Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, решение вопросов местного значения населением законодательно предусмотрено непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, в порядке законодательно определенном, в связи с чем, невозможность проведения в конкретном случае референдума по конкретным вопросам нельзя рассматривать как попрание конституционных прав участников инициативной группы.

В соответствии с ч. 10 ст. 35, ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принятие Устава города, внесение в него изменений находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Согласно ст. 25 Устава муниципального образования «город Томск» представительным органом местного самоуправления является Дума города Томска, на основании ст.ст. 27, 49 Устава наделенная исключительной компетенцией по принятию Устава и внесение в него изменений.

Целью проведения референдума по предложенным инициативной группой вопросам предполагалось внесение изменений в Устав города Томска, о чем свидетельствует протокол собрания инициативной группы, подтверждено в суде представителем.

Нельзя не согласиться с позицией прокурора в той части, что Уставом города Томска разрешены вопросы, ответы на которые инициативная группа предполагала получить путем референдума: в ст. 15 предусмотрена процедура досрочного прекращения полномочий мэра, а в п.7 ст. 34 Устава закреплена подконтрольность и подотчетность Мэра населению и Думе, обязанность по представлению Думе ежегодных отчетов о результатах своей деятельности и деятельности администрации, по результатам чего Думой принимается решение о принятии отчета либо о непринятии отчета и неудовлетворительной оценке деятельности Мэра, что подлежит официальному опубликованию.

Вместе с тем, не может суд согласиться с предположением о пропуске заявителем срока обращения за судебной защитой, высказанном представителем Томской городской избирательной комиссии.

Согласно ст. 260 ГПК РФ, ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», решения), в том числе, избирательной комиссии органов местного самоуправления, нарушающие избирательные права, могут быть обжалованы и


инициативной группой в суд, в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения.

Поскольку решение Думы города Томска состоялось 07.06.2011 и на момент направления заявления суду (заявление датировано 17.06.2011), 10 дней не истекли, заявитель пояснил о его сдаче в отделение связи 18.06.2011, почтовый штемпель не читаем, а доказательств направления в более позднюю дату представителем Томской избирательной комиссии не представлено.. Руководствуясь ст. 194-199, ст.ст. 259-261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконными:

·        решения Томской городской избирательной комиссии № 322 от 09.06.2011 «О ходатайстве о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума»;

·        решения Думы города Томска № 163 от 07.06.2011 «О проверке вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум на соответствие требованиям законодательства»;

инициативной группе по проведению местного референдума, созданной 11.05.2011 решением собрания инициативной группы граждан-избирателей муниципального образования «город Томск», ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней через суд Советского района г. Томска.

Судья: