Об оспаривании решения комиссии



Дело № 2-1514/2011

24 мая 2011 года Советский районный суд города Томска в составе

председательствующего Мацкевич Р.Н.

при секретаре Оленёвой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по заявлению Рубцовой ЛА к администрации Советского района города Томска об оспаривании решения о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении,

установил:

Рубцова Л.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии администрации Советского района города Томска от 12.04.2011 г., которым ее сняли с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, просит данное решение признать незаконным и отменить его, обязать администрацию Советского района города Томска восстановить ее в данном списке.

Заявление Рубцова Л.А. мотивирует тем, что Решением Советского райисполкома г.Томска от 02.10.1990 г. она включена в льготные списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ее дочь является инвалидом I группы по психическому заболеванию и нуждается в дополнительной жилой площади. Обеспеченность жилой площадью у ее семьи меньше установленной нормы предоставления.

Представитель администрации Советского района города Томска в судебном заседании не согласился с доводами заявления Рубцовой Л.А., указывая на то, что решение было принято в соответствии со ст.56 Жилищного кодекса РФ, поскольку на момент рассмотрения вопроса на заседании жилищной комиссии заявитель являлась собственником жилого помещения, площадь которого превышает 10 кв.м (учетную норму жилой площади) на одного члена семьи, дополнительная жилая площадь устанавливается лишь для предоставления, а не для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении заявления, исследовав письменные доказательства, суд полагает заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 4 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.05.2005 N 2104) решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом местного самоуправления не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решение о снятии с учета оформляется муниципальным правовым актом. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Согласно письма от 08.10.1990 г. Советский райисполком г.Томска извещает Рубцову Л.А. о том, что она включена в льготные списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании решения исполкома от 02.10.1990 г., очередь <данные изъяты>.

В соответствии со ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно ст.38, 40 Устава г.Томска Администрация г.Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.

Согласно п. 3.1.3 Положения об администрации Советского района города Томска, утв. Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 01.12.2009), она ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 2 Закона Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (ред. от 28.12.2009) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 26.05.2005 N 2104) С 1 января 2006 года учет граждан ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских). Статья 6 предусматривает, что органы местного самоуправления вправе создавать жилищные комиссии или привлекать представителей общественности в иной форме при решении вопроса о принятии граждан на учет и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном органом местного самоуправления.

Письмом главы администрации Советского района города Томска от 12.04.2011 г. Рубцова Л.А. извещена о том, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 12.04.2011 г. (протокол заседания комиссии утв. Распоряжением администрации от 12.04.2011 г. ) она снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Участниками судебного разбирательства не оспариваются основания для постановки заявителя на учет в 1991 году в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с включением в льготный список.

На момент включения заявителя в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий действовали "Правила граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области", утвержденные Решением исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26.02.1985 N 59 (ред. от 21.06.2004) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Томской области", согласно п.7 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, установленного облисполкомом (7 квадратных метров и менее); проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно. Также данные правила предусматривали и определенный вид льгот при предоставлении жилого помещения указанным лицам, в частности, определяя, что инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилое помещение предоставляется в первоочередном порядке (при наличии также и внеочередного предоставления). Из справки ВТЭК и свидетельства о рождении следует, что у заявителя имеется ребенок, являющийся инвалидом с детства, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Заявитель в судебном заседании подтвердила то обстоятельство, что после постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 1991 году, площадь занимаемого жилого помещения была увеличена до 32 кв.м.

Согласно ст.53 ч.1 п.2 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В настоящее время основания для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, с учетом положений ст.ст.49-50 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч.4 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В силу п.1 Решения Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Томска, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 10,0 квадратных метра общей площади на одного члена семьи. Установление такой нормы не нарушает ранее возникшего права заявителя на сохранение за ней права быть в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении (ранее – нуждающихся в улучшении жилищных условий), поскольку увеличивает размер занимаемой площади для улучшения жилищных условий с 7,0 кв.м на человека до 10 кв.м на человека.

Вместе с тем, как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии и серии от 03.07.2006 г. заявитель является собственником (1\2 доли в праве) жилого помещения: <адрес> в г.Томске, общей площадью <данные изъяты>. Вторая доля принадлежит ее дочери – Рубцовой И.В., опекуном которой является заявитель (что подтверждается удостоверением опекунским), помещение приобретено на основании договора передачи.

Учитывая, что согласно справки о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении, в квартире <адрес> в г.Томске зарегистрировано и проживает 3 человека, на долю каждого из них приходится более 10 кв.м общей площади.

При этом, согласно справки с места жительства, в квартире зарегистрировано три человека: два из них – собственники жилого помещения, при этом, суд не имеет возможности относить третьего гражданина, зарегистрированного в жилом помещении, к членам семьи собственника, поскольку в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Заявитель пояснила, что Подвиг В.Н. ее супругом не является (брак не зарегистрирован), к числу родственников не отнесен, а исключительность случая для признания его членом семьи – не указана, доказательств вселения в квартиру, собственниками которой являются заявитель и ее дочь, в качестве именно члена своей семьи – не представлено, ни в судебное заседание, ни в орган, осуществляющий учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, с наличием в собственности у заявителя жилого помещения с приходящейся на каждого из проживающих более учетной площади 10 кв.м на человека, оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении не имеется.

Согласно ст.51 ч.1 п.4 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством. Доказательств того, что Рубцова И.В. страдает заболеванием, указанным в данном Перечне заболеваний – не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Рубцовой ЛА к администрации Советского района города Томска о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии от 12.04.2011 г. о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, возложении обязанности восстановить в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий – отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

На дату публикации решение не вступило в законную силу

.

.

.

.