Дело № 2-1241/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 мая 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Мацкевич Р. Н. при секретаре Оленёвой О.И. с участием истца Лисовской ИВ, представителя ответчика Татаренко ЛЮ, действующего на основании доверенности № от 01.04.2011г., сроком действия один год без права передоверия рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Лисовской ИВ к администрации города Томска, администрации Томской области, департаменту финансов Томской области о предоставлении жилого помещения, у с т а н о ви л : Лисовская И.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма на территории г. Томска благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м. В обоснование заявленных требований указала, что она осталась без попечения родителей, Постановление главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов № от 10.02.2003г. была определена в Томское областное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где находилась на полном государственном обеспечении. С 2009г по 2010г. обучалась в ОГОУ НПО «П». Считает, что ей должно быть предоставлено жилое помещение в г. Томске, поскольку она проживала с матерью по адресу: г. Томск, <адрес>, которое на праве собственности принадлежало ее бабушке – Лисовской Л.П., которая умерла 07.11.2000г. Указанное жилое помещение было закреплено за истцом, однако в 2003г. произошел пожар и дом сгорел полностью. На основании распоряжения главы администрации Ленинского района г. Томска она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В связи с изложенным просит обязать Администрацию г. Томска предоставить вне очереди по договору социального найма на территории г. Томска благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м. Определением Советского районного суда г. Томска от 05.05.2011г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация Томской области и Департамент финансов Администрации Томской области. В судебном заседании истец Лисовская И.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - Администрации Томской области, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по основания изложенным в письменном отзыве, согласно которому истице невозможно предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма на основании только того, что Лисовская И.В. является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей, так как для этого необходимо соблюдение ряда условий. Кроме того, в настоящее время истец находится на полном государственном обеспечении и обязанность обеспечить жилым помещением возникнет лишь после окончания учебного заведения. Истцом должно быть доказано отсутствие у него права собственности на жилое помещение, и отсутствие закрепленного за ней жилого помещения, таких доказательств в материалы дела не представлено. Из представленной справки противопожарной службы следует, что пожар произошел в результате неосторожного обращения с огнем неустановленным лицом, и в справке же говорится, что дом принадлежал Лисовской Л.Д. – матери истца. В соответствии с актом ФГУП «Ростехинвентаризация» установлено, что дом снесен в связи с новой застройкой. Таким образом, возможно предположить, что Лисовскую И.В. в соответствии с ЖК РФ стоило поставить в список учета граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, или в список нуждающихся в жилых помещениях, или список на улучшение жилищных условий. Также считает, что привлечение Администрации Томской области в качестве соответчика по делу не обоснованно, поскольку полномочия по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляются Администрацией г. Томска. Администрация Томской области в свою очередь, осуществляет выделение субвенций на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, на очередной финансовый год. Выделение денежных средств для определенного лица законодательством РФ не предусмотрено. Таким образом администрация Томской области не имеет оснований обеспечить передачу финансовых средств администрации г. Томска для обеспечения Лисовской И.В. жилым помещением, в противном случае это будет нецелевое использование денежных средств бюджета. Представитель ответчика Администрация г. Томска, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставив отзыв на исковое заявление, где просила рассмотреть дело в свое отсутствие. По существу исковых требований указала следующее. Администрация г.Томска раз в год предоставляет списочно администрации Томской области сведения о количестве лиц из числа детей сирот поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящий момент размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствуют необходимым, т.к. в 2011 году на исполнение данных полномочий выделена субвенция в размере ............... тысяч рублей, в то время как на учете в районных администрациях состоит более 70 лиц из числа детей-сирот имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Считает, что они являются ненадлежащим ответчиком. Просит отказать в иске в полном объеме. Представитель ответчика – Департамента финансов Томской области Боровцова М.М., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, также представила письменный отзыв согласно которому, считает необоснованным привлечение Департамента к участию в деле в качестве соответчика. Полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей оставшихся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления поселений и городских округов. Порядок финансового обеспечения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам городских округов. Субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных образований из областного фонда компенсаций. В 2011 году на исполнение данных полномочий выделена субвенция в размере ............... тысяч рублей, в то время как на учете в районных администрациях состоит более 70 лиц из числа детей-сирот имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Считает, что департамент надлежащим образом исполнил обязанность по доведению бюджетных ассигнований до главного распорядителя, и не является лицом которое должно отвечать по иску. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Лисовская И.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно свидетельству о рождении серии № от 18.07.2002г. Лисовская И.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем произведена запись №, родителями указаны: мать – Лисовская ЛА, отец – Лисовский ВН. Данное обстоятельство подтверждается также справкой о рождении № от 31.01.2003г., из которой следует, что в свидетельстве о рождении отец указан со слов матери. Решением Ленинского районного суда г. Томска ДД.ММ.ГГГГ Лисовская Л.А. была лишена родительских прав в отношении Лисовской И.В. Постановлением Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска № от 10.02.2003г. и путевки Департамента общего образования администрации Томской области № 07.04.2005г Лисовская И.В. была передана на полное государственное обеспечение в Томское областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Д», а жилое помещение, ранее ею занимаемое, находящееся по адресу: г. Томск, <адрес>, было закреплено за Лисовской И.В. Согласно справке № от 28.03.11г Томского областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Д» Лисовская И.В. находилась в данном учреждении на полном государственном обеспечении с 07.04.2005г. по 04.08.2006г. Исходя из представленного свидетельства № серии № Лисовская И.В. окончила ОГОУ НПО «П». Согласно представленной справки № от 08.07.2010г., выданной Администрацией Ленинского района г. Томска - распоряжением Главы администрации Ленинского района г. Томска № от 07.07.2010 г. истец принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании ст. 51 ЖК РФ, а также поставлена на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В списках общей очереди номер истца - №, в льготном списке детей сирот №. В соответствии с уведомлением Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 12.05.2011г. №, в собственности у Лисовской И.В.., ДД.ММ.ГГГГ., не имеется недвижимого имущества. Как следует из сведений о регистрации права собственности, выданной Томским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от 20.05.2011г., в отношении Лисовской И.В. сведения о наличии прав на недвижимое имущество отсутствуют по состоянию на 03.09.1998г. В настоящее время Лисовская И.В. зарегистрирована по адресу: г. Томск, <адрес> Из справки Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от 22.01.03г следует, что собственником домовладения <адрес> в г. Томске являлась Лисовская Л.П. (мать Лисовской И.В.). Согласно свидетельству о смерти № от 04.02.03г Лисовская ЛП, ДД.ММ.ГГГГ.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ., о чем составлена запись акта смерти №. Из постановления Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г.Томска № от 10.02.2003г. следует, что за Лисовской И.В. закреплено жилое помещение по адресу: г. Томск, <адрес>. Согласно справке выданной МЧС России Государственной пожарной службой по Томской области № от 12.08.04, по адресу: г. Томск, <адрес> произошел пожар, указано, что дом не пригоден для проживания. Актом № № от 13.04.10 г. подтверждается, что дом <адрес> в г. Томске снесен. В справке УНПО ОГОУ «П» № от 18.05.2011г. указано, что Лисовская И.В. обучается в указанном образовательном учреждении по профессии «...............» с 01.09.2010г. по 30.06.2012г., имеет статус сироты, состоит на полном государственном обеспечении, закрепленного жилья не имеет, проживает на съемной квартире, в связи с отсутствием общежития в ПУ №. Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что у Лисовской И.В., в 2010 году после окончания ОГОУ НПО «П», возникло как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней попечительства, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. На возникновение данного права не влияет ее факт обучения в настоящее время в образовательном учреждении и нахождение на полном государственном обеспечении, поскольку не предусмотрено приостановление ранее возникшего права, а также и в связи с тем, что данное образовательное учреждение не обеспечивает истца жилым помещением для проживания. Сторонами спорного правоотношения не оспорено основание для включения Лисовской И.В. в список лиц, нуждающихся в жилом помещении. В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ стороной ответчика в опровержение указанных выше обстоятельств доказательств не представлено. Довод представителя администрации Томской области о том, что истца стоило поставить на учет граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания по ч.2. ст. 57 Жилищного кодекса РФ суд не принимает исходя из следующего. Истец имеет право на предоставление внеочередного жилья как ребенок-сирота, и как гражданин, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодными для проживания. Основание предоставления истец вправе выбрать самостоятельно, что истцом и сделано. Пожар произошел до совершеннолетия истца, когда обязанности содержать данное жилое помещение у нее не было. Отсутствуют доказательства того, что жилое помещение было уничтожена вследствие ненадлежащего исполнения собственником своей обязанности по содержанию собственности, а также наличие умысла или грубой неосторожности со стороны собственника, повлекших уничтожение жилого помещения. В соответствии со ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» органы местного самоуправления городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Согласно ч.3 ст. 3 указанного Закона в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поседений, городских округов за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления площади жилого помещения (минимальный размер, определяемый общую площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями. Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008 года № р344 (в ред. от 08.04.2010) «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города). Решением Думы города Томска от 13.12.2005года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. Из анализа указанных норм следует, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также установлен порядок такого предоставления, в связи с чем суд находит требование о внеочередном предоставлении жилого помещения Лисовской И.В. подлежащим удовлетворению. При этом, предоставление жилого помещения должно быть осуществлено на условиях договора социального найма в силу ст.49 ЖК РФ, администрацией города Томска за счет средств, выделенных субъектом РФ – администрацией Томской области. Нормативными актами не предусмотрена возможность освобождения от исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения вследствие исполнения предусмотренных бюджетом субвенций на жилые помещения для детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного, руководствуясь статьями194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд р е ш и л : Обязать Администрацию города Томска предоставить Лисовской ИВ на условиях договора социального найма, вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 17 кв.м. в границах муниципального образования «город Томск». Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: подпись На дату публикации решение не вступило в законную силу . . . .ь