о включении в трудовой стаж периодов работы



Дело № 2-1139/11


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.05.2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

судьи Миркиной Е.И.

при секретаре Орловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аленичевой И.Г. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности по включению в трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Аленичева И.Г. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томкой области о возложении обязанности по включению в трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ – УПФ РФ с заявлением о назначении ей досрочно пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении указанной пенсии по причине невключения в ее стаж для досрочной пенсии периодов работы: с 19.09.1983 г. по 03.09.1986 г. в должности <данные изъяты>; с 04.09.1986 г. по 04.09.1987 г. в должности <данные изъяты>, <данные изъяты>; с 13.01.1999 г. по 25.09.2000 г. в должности <данные изъяты>. С данным решением она не согласна, в указанные периоды она осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Она имеет педагогическое образование, имеет квалификацию – учитель физкльтуры. Просит суд обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить ей указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Аленичева И.Г. свой иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области Драчева С.Б. иск не признала по тем основаниям, что в спорные периоды истец работал в должностях, которые Списками не предусмотрены, также при обращении за назначением пенсии ею не было представлено доказательств того, что в <данные изъяты> более 50 % обучающихся были лица, не достигшие 18-летнего возраста.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Статья 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2002 года, закрепляла, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Аналогичная норма в части установления срока, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, содержится и в п.19 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующего в настоящее время, которым установлено, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.

Часть 2 ст.27 указанного выше Закона в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии и в настоящее время, устанавливает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

По смыслу указанных выше норм закона право на получение пенсии за выслугу лет педагогических работников законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

В соответствии с решением ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении пенсии по п.п.10 п.1 ст.28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Из подсчета льготного стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, исключены, в том числе, спорные периоды: с 19.09.1983 г. по 03.09.1986 г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, поскольку данная должность не предусмотрено Списками; с 04.09.1986 г. по 04.09.1987 г. в должности <данные изъяты>, <данные изъяты>, т.к. определить период работы в должности <данные изъяты> по представленным документам не представляется возможным, должность <данные изъяты> Списками не предусмотрена; с 13.01.1999 г. по 25.09.2000 г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, т.к. не представлено доказательств того, что эта организация являлась учреждением для детей, работодатель не квалифицирует данный период как педагогическую деятельность.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункт 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781) работа в должности тренера-преподавателя в детско-юношеской спортивной школе всех наименований засчитывается в специальный педагогический стаж, дающий право на назначение досрочно пенсии по старости.

Согласно трудовой книжке Аленичевой И.Г., сведениям из архива Карагандинской области от 19.01.2009 г. истец в период с 19.09.1983 г. по 03.09.1986 г. работала в должности <данные изъяты>, с 04.09.1986 г. по 04.09.1987 г. в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> в <данные изъяты>.

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии с Положением о детско-юношеской спортивной школе, утв. Постановлением комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР 1977 г., детско-юношеская спортивная школа является внешкольным учреждением и призвана осуществлять подготовку и всестороннее развитие юных спортсменов высокой квалификации, обеспечивать укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие; быть методическим центром и оказывать помощь общеобразовательным школам в организации внеклассной спортивно-массовой работы (п.1). ДЮСШ, реализуя указанные выше задачи, имеет одно и более отделений по видам спорта. Отделения формируются из групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп (п.7,8).

ДЮСШ комплектуется из числа одаренных и способных к спорту учащихся школ, школ-интернатов, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, а также работающей молодежи (п.19).

Учебный год в ДЮСШ начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта проводятся по учебным программам, утвержденным Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР учебным планам, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях ДЮСШ и дополнительные 6 недель для тренировок в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на период из активного отдыха (п.30). Тренерско-преподавательский состав школы комплектуется из числа специалистов, как правило, имеющих высшее физкультурное образование (п.48).

Согласно Положению о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР), введенному в действие Приказом Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 09.04.1987 г. № 228, спортивные школы являются внешкольными учреждениями, должны осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление здоровья и всесторонне физическое развитие, вести работу по привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом и т.д. (п.1,3). Учебный год в ДЮСШ начинается 1 сентября. Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта проводятся по учебным программам, утвержденным Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту (п.25).

Тренерско-преподавательский состав комплектуется из числа специалистов, как правило, имеющих высшее физкультурное образование (п.39). Тренеры-преподаватели по спорту несут ответственность за жизнь и здоровье детей, правильное комплектование групп, проведение воспитательной и учебно-тренировочной работы с учащимися, выполнение учебных программ. Разрабатывают для каждого спортсмена групп спортивного совершенствования и спортивного мастерства с учетом индивидуальных особенностей учебно-тренировочные планы. Следят за дисциплиной и контролируют посещаемость и т.д. Тренерам преподавателям определяется учебно-преподавательская нагрузка до 6 часов в день или до 36 часов в неделю (п.39).

Ни одним из положений о ДЮСШ не предусмотрено, что в штат школы входят тренеры, не осуществляющие преподавание.

Из представленных тарификационных списков работников различных ДЮСШ Томской области следует, что в ДЮСШ работают тренеры-преподаватели. Должности тренера ДЮСШ ни одним списком не предусмотрены.

Согласно диплому от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ г. истец закончила <данные изъяты>, ей была присвоена квалификация «<данные изъяты>. То есть в период работы в спорные периоды истец имела необходимую квалификацию и образование, чтобы работать <данные изъяты>.

В соответствии со сведениями из архива Карагандинской области от 19.01.2009 г. о заработной плате истца в спорный период работы в <данные изъяты> с 19.09.1983 г. по 03.09.1986 г., работая в должности <данные изъяты> Аленичева И.Г. получала заработную плату в размере <данные изъяты> рублей.

Данный размер заработной платы соответствовал зарплате тренера-преподавателя по спорту, имеющему среднее образование и стаж работы до 5 лет, установленный Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.12.1976 г. № 1057.

Также в соответствии со сведениями из архива Карагандинской области от 19.01.2009 г. о заработной плате истца весь спорный период работы в <данные изъяты> с 04.09.1986 г. по 04.09.1987 г. истец работала в должности <данные изъяты>, а также на 0,5 ставки <данные изъяты>. Работая в должности <данные изъяты> Аленичева И.Г. получала заработную плату в размере <данные изъяты> рублей, что соответствовало <данные изъяты>, установленной Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.12.1976 г. № 1057. Получаемая зарплата за 0,5 ставки работы <данные изъяты> <данные изъяты> руб. соответствовала половине зарплаты <данные изъяты>, установленной тем же Постановлением.

Таким образом, из указанных доказательств с достоверностью следует, что истец в периоды работы с 19.09.1983 г. по 03.09.1986 г. и с 04.09.1986 г. по 04.09.1987 г. в <данные изъяты> осуществляла педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении дополнительного образования, предусмотренном Списками, фактически выполняла функции <данные изъяты>, а также <данные изъяты>, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в педагогический стаж истца.

Также истец просит включить в ее педагогический стаж период работы с 13.01.1999 г. по 25.09.2000 г. в должности <данные изъяты>.

Данная должность и учреждение предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункт 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781), а также Списком, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067.

Пунктом 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 работа за период с 01.11.1999 г. в должностях, указанных в списке, в образовательных учреждениях среднего профессионального образования засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанном учреждении не менее 50 % детей в возрасте до 18 лет.

В соответствии со справкой, выданной <данные изъяты>, пояснениями истца после закрытия <данные изъяты> в 2000 – 2001 учебном году его студенты были переведены в <данные изъяты>. Согласно поименной книги студента более 50 % переведенных студентов являлись лицами, не достигшими 18 лет.

С учетом этого, данный период также подлежит зачету в педагогический стаж истца.

В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Согласно решению ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку на момент обращения в ПФ РФ истец имела необходимый для назначения пенсии стаж с учетом включения спорных периодов, требования истца обязать ответчика назначить пенсию со дня ее обращения, также обосновано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Аленичевой И.Г. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области включить Аленичевой И.Г. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы: с 19.09.1983 г. по 03.09.1986 г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>; с 04.09.1986 г. по 04.09.1987 г. в должности <данные изъяты>, <данные изъяты> в <данные изъяты>; с 13.01.1999 г. по 25.09.2000 г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области назначить Аленичевой И.Г. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ г.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья Е.И. Миркина