о признании права собственности на жилое помещение




Дело № 2-1140/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25.05.2011г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Миркиной Е.И.

при секретаре Орловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Мерзлякова Е.В. к Открытому акционерному обществу «Манотомь» о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Мерзляков Е.В. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Манотомь» о признании права собственности на занимаемое жилое помещение, указывая, что постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> Указанная квартира была предоставлена отцу - М. на основании обменного ордера , выданного Администрацией г.Томска ДД.ММ.ГГГГ. По причине нетрудоспособности отца, в результате болезни, он проживал с отцом, а с 2001 года был поставлен на регистрационный учет по вышеуказанному адресу. В 2003 году отец скончался, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ года. В 2009 году администрацией ОАО «Манотомь», на его имя был выдан договор, подтверждающий право проживания в квартире . В спорном жилом помещении истец проживает постоянно, исполняет все обязанности нанимателя, в том числе несет все расходы по содержанию и ремонту. В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Согласно ст. 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде. .. на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поскольку истец, проживает на условиях социального найма и право приватизации не использовал, он обратился в Администрацию г.Томска с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации. В письме Администрации г.Томска от 26.11.2010г. ему было отказано в передаче в собственность квартиры на том основании, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> в Реестре муниципальной собственности города Томска не значатся. Согласно ответу прокуратуры Советского района г. Томска от 01.09.09. в настоящее время собственником здания по адресу: <адрес> является ОАО «Манотомь». 11 января 2011 года он обратился в администрацию ОАО «Манотомь» с заявлением о передаче в собственность квартиры . Ответ ОАО «Манотомь» до настоящего времени не получен, что может расцениваться как отказ. С отказом истец не согласился. Общежитие по <адрес> было введено в эксплуатацию Решением Исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов трудящихся от 30.06.1972г. № 262, и передано на баланс государственного предприятия «Томский манометровый завод». В том числе, в распоряжение горисполкома было передано 60 мест. Согласно ст.ст. 67,72,73 ЖК РСФСР, ст.20 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992г. №4218-1, был произведен обмен муниципальной квартиры по <адрес> на квартиру по <адрес>. В соответствии со статьей 71 Жилищного кодекса РСФСР, а также пунктами 10 и 11 Инструкции о порядке обмена жилых помещений, утвержденной Приказом Министра коммунального хозяйства РСФСР от 9 января 1967 года № 12, обмен подлежит оформлению посредством выдачи органами местного самоуправления обменных ордеров. Кроме того, здание общежития по <адрес> в нарушение действовавшего законодательства было включено в уставный капитал ОАО «Манотомь». Согласно ст.ст.4,7 ЖК РСФСР и ст. 1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992г. №4218-1, действовавших на момент приватизации предприятия, общежития были отнесены к жилищному фонду.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья (та же норма закреплена в ст.9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992г.).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Таким образом, действовавшее в период приватизации Манометрового завода законодательство не допускало приватизацию юридическим лицом объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» не распространялся на приватизацию жилищного фонда. Соответственно, Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Томской области не вправе был принимать решение о приватизации общежития, поскольку они были отнесены к объектам муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. На основании изложенного просит признать право собственности на занимаемое жилое помещение- квартиру расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 12,2 кв.м.

В судебное заседание Мерзляков Е.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Штефан Н.П., действующая на основании доверенности от 01.07.2010 г. сроком на три года, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что отцу истца спорное жилое помещение было предоставлено на основании обменного ордера, по условиям которого он передал С. принадлежащее ему на условиях социального найма жилое помещение, а С. ему передала спорную квартиру, которую также занимала на основании договора социального найма и в которую вселилась в 1987 г. по решению Манометрового завода от ДД.ММ.ГГГГ, ордер С.* был выдан муниципалитетом. В связи с этим после смерти отца истец стал нанимателем спорной квартиры.

Представитель ответчика – ОАО «Манотомь», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Представитель третьего лица - Администрации г.Томска, извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования Мерзлякова Е.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что на основании решения Кировского райисполкома г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ М. на семью из трех человек, включая его сына Мерзлякова Е.В. была предоставлена квартира по адресу: <адрес> площадью 29 кв.м., что подтверждается самим решением и списком на выдачу ордеров в Кировском райисполкоме для заселения работниками электролампового завода.

Решением Советского райисполкома г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> была предоставлена на семью из трех человек: С.**, его жене С.***и сыну С.****, что подтверждается самим решением и списком на выдачу ордеров в Советского райисполкоме для заселения работниками электролампового завода.

В соответствии с имеющимся в материалах дела ордером на обмен площадью от ДД.ММ.ГГГГ Мерзляков В.Н., проживающий по адресу: <адрес>, члены его семьи имеют право вселения в порядке обмена с С.***. на жилую площадь по адресу: <адрес>.

Согласно ст.47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент получения вышеуказанного ордера, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии с п. 12. "Инструкции о порядке обмена жилых помещений" (утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 09.01.1967 N 12) обменивающиеся стороны до их фактического переселения обязаны передать соответствующим домоуправлениям (ЖЭК) под расписку обменные ордера, которые являются единственным законным основанием для занятия полученных по обмену помещений.

Часть 1 ст.51 Жилищного кодекса РСФСР обязывает наймодателя - жилищно-эксплуатационную организацию (а при ее отсутствии - соответствующее предприятие, учреждение, организацию) на основании ордера на жилое помещение заключить в письменной форме договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда с нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Следовательно, обменный ордер на жилое помещение является основанием возникновения правоотношений по договору социального найма жилого помещения.

В соответствии с решением исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов трудящихся № 262 от 30.06.1972 г. <адрес> был введен в эксплуатацию как общежитие и передан на баланс ЖКО Манометрового завода. При этом 60 мест было передано в распоряжение горисполкома.

Таким образом, в доме по <адрес> помимо жилых помещений, имевших статус общежития, имелись также муниципальные жилые помещения, одно из которых на условиях социального найма принадлежало семье С.*.

В судебном заседании установлено, что дом по <адрес>, имея статус общежития, был передан в уставной капитал АООТ «Манотомь» (в дальнейшем ОАО «Манотомь») в результате приватизации государственного имущества, в настоящее время находится в его собственности. Данные обстоятельства подтверждаются решением исполнительного комитета Томского городского Совета депутатов трудящихся от 30.06.1972г. № 262 о разрешении сдать общежитие в эксплуатацию и передаче его на баланс ЖКО Манометрового завода, ответом и.о. прокурора Советского района г.Томска от 01.09.2009г. № 657ж- 09 жильцам дома по <адрес>.

Из представленного в суд регистрационного свидетельства о собственности от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для приобретения права собственности на жилое здание площадью 3394,1 кв.м по <адрес> у АООТ «Манотомь» возникло на основании плана приватизации и распоряжения ОКИ №104 от 01.06.1993 года.

Из ответа главы Администрации Советского района г.Томска от 26.11.2010г. №м-1360 следует, что жилые помещения по адресу: <адрес> в Реестре муниципальной собственности г.Томска не значатся.

Согласно ст.2 п.5 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» данный закон не распространяется на приватизацию жилищного фонда, действующее законодательство и ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не предусматривает приватизацию общежитий юридическими лицами и вообще приватизацию жилищного фонда совместно с приватизируемым предприятием.

Кроме того, п.1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 года Указом Президента РФ от 26.03.2003г №370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

В соответствии со ст.4, ст.7 ЖК РСФСР, ст.1 Закона РФ «Об основах жилищной политики» общежития относятся к жилищному фонду.

Согласно ст.9 Закона РФ «Об основах жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в их полном ведении, должен быть передан либо в полное хозяйственное ведение правопреемников, либо в ведение органов местного самоуправления.

Таким образом, законодательство о приватизации не предусматривало возможности передачи права собственности на жилые помещения приватизируемым предприятиям.

В соответствии с ст. 166 ГК РФ).

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая закону или иным правовым актам, ничтожна.

В соответствии с ч.1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, недействительна с момента ее совершения.

Исходя из ничтожности сделки по приватизации жилого здания по <адрес>, следует считать, что указанная сделка не имела никаких юридических последствий, в том числе и возникновения права собственности на данное здание у ОАО «Манотомь».

В соответствии со ст.7 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Таким образом, включение дома по <адрес> в состав приватизируемого имущества в нарушение действующего законодательства вместо передачи его в муниципальную собственность не должно влиять на жилищные права лиц, занимавших жилые помещения на законных основаниях в этом доме. Тем более не могли быть приобретены в собственность в порядке приватизации ОАО «Манотомь» жилые помещения, являвшиеся на момент приватизации муниципальным жильем и принадлежавшие гражданам на условиях социального найма на основании ордеров.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что и после проведенной ОАО «Манотомь» приватизации С. и ее семья остались нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес> на условиях социального найма. А после произведенного обмена на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма перешло Мерзлякову В.Н.

Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М. является отцом Мерзлякова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии со справкой от 01.06.2010 г. Мерзляков Е.В. стал проживать и зарегистрировался по месту жительства в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ Согласно свидетельству о смерти от 08.12.2003 г. М. умер ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст.53 ЖК РСФСР, действовавшего в указанный период, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

Статья 88 ЖК РСФСР устанавливала, что совершеннолетний член семьи нанимателя может с согласия нанимателя и остальных совершеннолетних членов семьи требовать признания его нанимателем по ранее заключенному договору найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому совершеннолетнему члену семьи умершего.

Таким образом, в результате вселения в спорное жилое помещение Мерзляков Е.В., являющийся сыном нанимателя М., приобрел право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, а после смерти нанимателя и в связи с отсутствием иных членов семьи стал нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, кем и является до настоящего времени.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991 г. граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных законодательством РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Из справки ЖЭУ ОАО «Манотомь» от 31.03.11г. следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> проживает Мерзляков Е.В.

То обстоятельство, что Мерзляков Е.В. ранее не воспользовался правом бесплатной приватизации, подтверждается сведениями по состоянию на 03.09.1998 г. из Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № 5017401 от 02.08.2010г., а также сведениями о регистрации права собственности по состоянию на 03.09.1998 г. из Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № 5017401 от 02.08.2010г. о том, что Мерзляков Е.В. не имел в частной собственности объектов недвижимости в г. Томске.

В соответствии с планом объекта, экспликацией к плану объекта спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, представляет собой изолированную квартиру, общей площадью 12,2 кв.м., жилой – 12,2 кв.м.

В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является признание права.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Поскольку жилое помещение, в котором проживает истец, на основании изложенных выше выводов суда фактически является муниципальной собственностью, а ОАО «Манотомь» не относится к числу лиц, имеющих в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на передачу жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, суд находит подлежащим удовлетворению требование истца о признании за ним права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мерзлякова Е.В. удовлетворить.

Признать за Мерзляковым Е.В. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности Мерзлякова Е.В. на квартиру в доме по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.

Судья: Е.И. Миркина