Решение 14 июля 2011года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Карелиной Е.Г., с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Пустяк В.А., при секретаре Вершининой Ю.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чаинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Разумовскому Ю.В. о запрете использовать для приема платежей необорудованные контрольно-кассовой техникой платежные терминалы, установил: Прокурор Чаинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Разумовскому Ю.В. (далее ИП Разумовский Ю.В.) о запрете использовать для приема платежей от физических лиц необорудованные контрольно-кассовой техникой платежные терминалы, расположенные по адресам: <адрес>, в магазине «<данные изъяты>»; <адрес>, магазин «<данные изъяты>»; <адрес>, магазин «<данные изъяты>»; <адрес> магазин «<данные изъяты>»; <адрес>, магазин «<данные изъяты>». В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение требований ч. 12 ст. 4, ст. 5, ч.ч. 1, 4, 5 ст. 6, ч. 3 ст. 8 ФЗ от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», ч. 1.1 ст. 4 ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» индивидуальный предприниматель Разумовский Ю.В. при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы, расположенные по вышеуказанным адресам контрольно-кассовая техника не применяется. Неприменение ответчиком контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой ИП Разумовского Ю.В., поскольку нормы вышеназванных Федеральных законов имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг. Истец и ответчик, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В представленном отзыве ответчик признает, что по адресам, указанным в иске в настоящее время платежные терминалы не оборудованы контрольно-кассовой техникой и им предпринимаются меры по её установке во исполнение требований закона Помощник прокурора Советского района г. Томска Пустяк В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На основании ст.167 ГПК РФ, судом определено о рассмотрении дела при имеющейся явке. Заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Чаинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч. 12 ст. 4 ФЗ от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Часть 1 ст. 5 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» указывает, что прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. В силу требований ч.ч. 1, 4, 5 ст. 6ФЗ от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: 1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; 2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 3) прием денежных средств, вносимых плательщиками; 4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» после 1 апреля 2010 г. прием платежей через платежный терминал без применения контрольно-кассовой техники не допускается. На основании ч. 1.1 ст. 4 ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца. В судебном заседании установлено, следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, что Разумовский Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет розничную <данные изъяты>(л.д. 76-79). Как следует из материалов дела, за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств плательщика перед поставщиком по оплате услуг сотовой связи с применением принадлежащих ему платежных терминалов №, расположенного по адресу: <адрес> магазин «<данные изъяты>», №, расположенного по адресу: <адрес>, магазин «<данные изъяты>», №, расположенного по адресу: <адрес>, в магазине «<данные изъяты>», №, расположенного по адресу: <адрес> магазин «<данные изъяты>», №, расположенного по адресу: <адрес>, магазин «<данные изъяты>» постановлениями начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> ИП без образования юридического лица Разумовский Ю.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Актами проверки деятельности индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ, проведенными прокуратурой <адрес> установлено, что платежные терминалы, расположенные по адресам: <адрес>, в магазине «<данные изъяты>»; <адрес>, магазин «<данные изъяты>»; <адрес>, супермаркет «<данные изъяты>»; <адрес> магазин «Заря»; <адрес> магазин «<данные изъяты>», принадлежащие платёжному агенту ИП Разумовскому Ю.В. не оборудованы контрольно-кассовой техникой (л.д. 6-10). Указанные обстоятельства ответчик не оспаривал, доказательств обратному вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не представил. Таким образом, суд считает установленным, что в нарушение вышеизложенных норм закона ответчик при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы не применяет контрольно-кассовую технику. Неприменение ответчиком контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой ИП Разумовского Ю.В., поскольку нормы вышеназванных Федеральных законов имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Учитывая установленные судом обстоятельства, нарушение прав неопределенного круга лиц в результате несоблюдения ответчиком законов, суд считает, что настоящий иск подан прокурором в рамках принадлежащих ему полномочий, а нарушенное право неопределенного круга лиц может быть восстановлено путем запрета ИП Разумовскому Ю.В. использовать для приема платежей от физических лиц необорудованные контрольно-кассовой техникой платежные терминалы. В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В силу под. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Исчисленная в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ сумма государственной пошлины составляет 200 рублей. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Чаинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Запретить индивидуальному предпринимателю Разумовскому Ю.В. использовать для приема платежей от физических лиц необорудованные контрольно-кассовой техникой платежные терминалы, расположенные по адресам: <адрес>, в магазине «<данные изъяты>»; <адрес>, магазин «<данные изъяты>»; <адрес>, магазин «<данные изъяты>»; <адрес> магазин «Заря»; <адрес>, магазин «<данные изъяты>». Взыскать с индивидуального предпринимателя Разумовского Ю.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска. На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
Именем Российской Федерации