Дело № 2-1767/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 08.07.2011 Советский районный суд города Томска в составе: председательствующего судьи Величко М.Б. при секретаре Комаровой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района города Томска к жилищно-строительному кооперативу «Дом» о признании незаконным строительства, запрете на производство строительных работ, у с т а н о в и л: Прокурор Советского района г. Томска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к жилищно-строительному кооперативу «Дом» (далее по тексту ЖСК «Дом»), с учетом изменения предмета иска просит: - признать незаконными действия по строительству восьмого этажа многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: <адрес> (адрес строительный); - запретить производство работ, связанных со строительством многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по <адрес>, без получения разрешительных документов на строительство, включая разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, разрешения на строительство. В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на следующие обстоятельства. 21.10.2008 между Я (собственник земельного участка), ООО «<данные изъяты>» (владелец проектно-сметной и разрешительной документации) и ЖСК «Дом» подписан договор, по условиям которого ответчику переданы функции застройщика дома по <адрес>. 30.06.2009 ОГУ «Томскгосэкспертиза» выдано положительное заключение № 70-1-4-0159-09 на представленную ЖСК «Дом» проектную документацию на возведение 7-этажного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по указанному адресу. 20.05.2011 в ходе проверки установлено, что строительство семи этажей спорного дома закончено, ответчик приступил к возведению восьмого этажа. Указывая, что отступления от утвержденного проекта строительства с уполномоченными органами не согласовано, положительное заключение государственной экспертизы не получено, более того, нарушает правила землепользования и застройки г. Томска прокурор обратился в суд с иском. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснил, производство строительных работ без получения разрешения на строительство противоречит градостроительному законодательству, отсутствие положительного заключения государственной экспертизы позволяет делать вывод, что строительство создает угрозы жизни неопределенному кругу лиц. Представитель ответчика Шефер Е.А. иск не признала, пояснив, что 22.06.2011 постановлением администрации г. Томска предоставлено разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка по вышеназванному адресу для строительства многоэтажного жилого дома 5-10 этажей. Возведением восьмого этажа занимается субподрядчик ООО «<данные изъяты>», тогда как ЖСК «Дом» при выявлении данного факта своим распоряжением запретило строительство. Полагает, что прокурором доказательств того, что возведение восьмого этажа нарушает строительные нормы и правила, создает угрозу жизни и здоровью граждан, не представлено. Сослался на письмо департамента архитектуры и строительства от 05.02.2010 № 3804, согласно которому в районе указанного земельного участка нет объектов культурного наследия, стоящих на государственной охране, и объектов деревянного зодчества. В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ земельные участки должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами. При этом правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ3. Согласно ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ). В силу ч. 10 Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры. Отношения по строительству объектов капитального строительства регулируются градостроительным законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Изложенные в ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ исключения к строительству спорного объекта не применимы, следовательно, в соответствии с требованиями действующего законодательства проектная документация на строительство дома по пер. Нечевскому, 8/1 должна проходить государственную экспертизу. Согласно ч. 5 указанной статьи предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом проведения государственной экспертизы проектной документации являются соответствующие заключения, которые могут быть как положительными, так и отрицательными (ч. 6.3 и ч. 9 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщиком является лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. Обязанность получить разрешение на строительство возлагается на застройщика (заказчика). Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ч. 1). Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (ч. 3 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ). В свою очередь, ЖСК «Дом» принял на себя обязательство осуществить проектирование, технический надзор за проектом, строительство, ввод в эксплуатацию вышеуказанного дома на правах застройщика, следовательно на него должна быть возложена обязанность по обеспечению на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, а также получения разрешения на строительство. 26.05.2009 ОГУ «Томскгосэкспертиза» выдано отрицательное заключение № на строительство 10-этажного жилого здания по указанному адресу. 30.06.2009 в результате корректировки проекта ОГУ «Томскгосэкспертиза» выдано положительное заключение № на строительство 7-этажного жилого здания со встроенными помещениями общественного назначения (офисами) по <адрес>. Постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что ответчиком получено разрешение на условно разрешенный вид использования данного земельного участка (строительство жилого здания высотой более семи этажей) по <адрес>. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдано разрешение на строительство 7-этажного дома по указанному адресу №, срок действия которого продлен до 10.01.2012. Ответчиком не отрицается, что в настоящем частично возведен восьмой этаж в спорном доме, данное обстоятельство также подтверждается актом проверки от 03.06.2011, распоряжением председателя ЖСК «Дом», письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, объяснениями сотрудников ООО «<данные изъяты>» и ЖСК «Дом». Следовательно, суд приходит к выводу, что одно из обязательных условий для осуществления строительства – получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, ответчиком не соблюдено. Возложение данной обязанности ответчиком не оспаривается, обстоятельств, по которым экспертиза может не проводиться при строительстве данного объекта, суду не приведено. ЖСК «Дом» необоснованно ссылается на то обстоятельство, что на момент выполнения строительных работ ОГУ «Томскгосэкспертиза» за № ДД.ММ.ГГГГ было выдано положительное заключение. При этом ответчик не оспаривает, что положительное заключение касалось только проектной документации по строительству 7-этажного здания со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: <адрес>. Однако в силу ч. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок определен постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведе7ния государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». В соответствии с. п. 44 данного постановления при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, проводится повторная государственная экспертиза. Строительство дополнительных этажей, безусловно, влияют на конструктивную надежность и безопасность здания, следовательно, получение положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию с подобными изменениями должно иметь место, однако доказательств получения положительного заключения на скорректированный строительством объект суду не представлено. Ссылка ответчика на достаточность государственной экспертизы первоначальной проектной документации не имеет под собой правового обоснования. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Тогда как ответчиком доказательств того, что получено разрешение на строительство здания этажностью более семи этажей, не представлено, таким образом, при отсутствии документа, разрешающего строительство здания отличного от первоначального проекта, строительство не может осуществляться. Суммируя изложенное, суд приходит к выводу, что создание спорного помещений в том виде, в котором он указан в иске, проектно-сметной документацией на строительство жилого дома не предусматривалось, согласований и разрешений от компетентных органов на изменение помещений по сравнению с первоначальным проектом не получено, в настоящем возводится с существенными отступлениями от проекта, что может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью населения, оказать влияние на конструктивную надежность здания. При этом суд не принимает довода ответчика о том, что ответственность за отступления от проектно-сметной документации должен нести субподрядчик – ООО «<данные изъяты>», который на момент спора осуществлял возведение восьмого этажа. Действительно, договором о передаче проектно-сметной документации и функций застройщика от 21.10.2008 ЖСК «Дом» предоставлено право привлекать к строительству спорного жилого дома подрядные и субподрядные организации (п. 2.3 договора). Данным правом ответчик воспользовался, заключив 04.05.2009 с ООО «<данные изъяты>»» договор генерального подряда. 10.01.2010 между ООО «Строительное управление «<данные изъяты>»» и ООО «<данные изъяты>» заключен договор субподряда на строительство здания по <адрес>. Из анализа условий договоров следует, что право осуществлять строительный надзор ЖСК «Дом» генеральному подрядчику и субподрядчику не передал, оставив его за собой. Более того, проектная документация утверждается к производству работ именно застройщиком, любое неисполнение условий договоров, в том числе возведение объекта с отступлениями от проекта, должно контролироваться ЖСК «Дом» как одной из сторон договора. Кроме того, ответчик функций застройщика по строительству дома подрядной и субподрядной организациями не передавал, а потому при решении вопроса об ответственности не имеет значения, собственными силами застройщик осуществляет строительство либо с привлечением третьих лиц. Таким образом, судом установлено, что на момент разрешения спора ответчик является правообладателем земельного участка по адресу: <адрес>, однако, имея положительное заключение на строительство 7-этажного здания, обязанность по обеспечению на принадлежащем ему земельном участке строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, а также получения разрешения на строительство предусматривающие возведение восьмого этажа — не исполнил. Должных мер по недопущению возведения восьмого этажа, без соответствующих согласований изменений проекта, в отсутствие разрешения на строительство, мер по приведению в соответствие здания строительной документации — не принял. Доказательств о наличии общественного интереса, которому противоречит прекращение строительных работ — не представлено. Доводы истца о том, что продолжение строительства нарушает интересы неопределенного круга лиц, возможно только по согласованию с государственными органами охраны объектов культурного наследия, возведение восьмого этажа содержит угрозу причинения вреда гражданам — ответчиком не опровергнуты. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск прокурора Советского района города Томска удовлетворить. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд города Томска. Судья: