о понуждении к предоставлению жилого помещения




Дело № 2-725/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.04.2011 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

судьи Миркиной Е.И.

при секретаре Орловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крупского В.И. к Администрации г. Томска о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Крупский В.И. обратился в суд с иском к Администрации г. Томска о понуждении к предоставлению жилого помещения, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ служит в <данные изъяты> по настоящее время, является сотрудником <данные изъяты>, занимает должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на должность <данные изъяты> сроком на 5 лет. Он имеет семью в составе трех человек: он, его супруга и несовершеннолетняя дочь. У его семьи отсутствует какое-либо жилое помещение. В настоящее время они с семьей проживают у родственников по адресу: <адрес>. Он обратился в Администрацию г. Томска с заявлением о предоставлении ему и его семье на условиях социального найма жилого помещения как сотруднику <данные изъяты>. Однако ему было отказано на том основании, что Администрация Октябрьского района г. Томска не входит в структуру органов местного самоуправления и не наделена государственными полномочиями по обеспечению работников <данные изъяты> и членов их семей жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права, в связи с чем просит суд обязать Администрацию г. Томска предоставить ему по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры на его семью из трех человек общей площадью не менее 11 кв. м. на одного человека.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика в судебное заедание не явился, несмотря на надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрения дела. Суд на основании ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд определяет какой закон должен быть применен по данному делу.

В силу положений п.1,2 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Из положений п.1 ст.7 ЖК РФ, устанавливающего, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), следует, что жилищные отношения также могут регулироваться нормами гражданского законодательства.

Статья 4 (п.1,2) ГК РФ также устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Статья 10 (п.6) ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Таким образом, по общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте. А моментом возникновения правоотношений сторон закон признает момент, когда возникли права одной стороны и корреспондирующие их обязанности другой стороны.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", утратившего силу с 01.03.2011 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Исходя из Положения "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" (утв. Указом Президента РФ от 12.02.1993 N 209) и Постановления Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности", участковые уполномоченные входят в систему милиции общественной безопасности. Указанными нормативно-правовыми актами не предусмотрено финансирование на приобретение жилья участковым уполномоченным из федерального бюджета.

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 8 июля 2004 года N 303-О по жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" сделан вывод о том, что оспариваемая норма, из которой вытекает обязанность органов местного самоуправления предоставлять сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь в течение трех лет по установленным законодательством нормам, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, а следовательно, - как противоречащая Конституции Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом. Часть первая статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникамуголовно-исполнительной системы жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

Определением Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" распространено действие вышеприведенной правовой позиции на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью.

Согласно справкам <данные изъяты> от 18.02.2011 г., от 04.04.2011 г., контракту от ДД.ММ.ГГГГ, справке-объективке Крупский В.И. служит в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с подп.1 п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из свидетельств о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ, о рождении от ДД.ММ.ГГГГ с 2009 г. истец состоит в зарегистрировано браке с К., в 2010 г. у них родилась дочь.

Отсутствие у истца или членов его семьи недвижимого имущества подтверждается сообщениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 11.02.2011 г. и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 08.02.2011 г., 10.02.2011 г.

Доказательств того, что истец или члены его семьи являются нанимателями либо членами семьи нанимателя по договорам социального найма, ответчиком представлено не было.

В соответствии со справкой от 15.02.2011 г. истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 2006 г. Также в данной справке указано, то квартира принадлежит на праве собственности дяде истца С. А согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником данного жилого помещения является С.*

Супруга и дочь истца зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> с 2007 г. и 2010 г. соответственно, которая находится в собственности у Р., являющейся матерью жены истца, что подтверждается справкой на л.д.13, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Из пояснений истца, изложенных в иске, следует, что он с семьей проживает в доме по адресу: <адрес>, принадлежащем родственникам супруги. Следовательно, исходя из положений ст.31 ЖК РФ истец не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает в настоящее время.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что истец является <данные изъяты>, находится в занимаемой должности более шести месяцев, нуждается в жилом помещении в соответствии с требованиями ст.51 ЖК РФ. Следовательно, с 2005 г. у истца возникло право на получение жилого помещения на условиях социального найма на основании ст.30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".

Согласно п.п.1.11 п. 1 ст.40 Устава Города Томска (Принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475) к компетенции администрации Города Томска относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Статья 52 ЖК РФ устанавливает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Из приведенных положений следует, что Администрация г. Томска, как орган местного самоуправления, в период действия Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" обязана была предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма при условии обращения его с соответствующим заявлением.

В соответствии с представленными заявлениями истца от 31.01.2011 г. и от 17.02.2011 г. Крупский В.И. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему и его семье жилого помещения как сотруднику <данные изъяты> на основании Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" до 01.03.2011 г., то есть в период действия Закона РФ "О милиции".

02.02.2011 г. истцу было отказано в предоставлении жилого помещения на том основании, что администрация не наделена государственными полномочиями по обеспечению работников <данные изъяты> и членов их семей жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, как того требует ст.49 ЖК РФ.

Учитывая, что ст.30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" предусматривала первоочередной порядок предоставления сотрудникам милиции жилых помещений, обязанность ответчика предоставить истцу жилое помещение также возникла до 01.03.2011 г., то есть в период действия Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".

Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что право истца требовать от Администрации г. Томска предоставления ему и членам его семьи жилого помещения на условиях социального найма, а также обязанность Администрации г. Томска предоставить истцу такое жилое помещение, возникли в период действия Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".

Согласно ст.44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", которым был признан утратившим силу Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Статья 56 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" устанавливает, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.03.2011 г. Действие положений статей 29, 43 - 46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.

Действительно, ст.56 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" установила, что действие положений ст.44 настоящего Закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции. Однако она не указывает, что данные положения распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие, в то время как приведенные выше ст.6 ЖК РФ и ст.4 ГК РФ требуют, чтобы в этом случае имелось прямое на то указание во вновь принятом законодательном акте. Следовательно, Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" не содержит прямого указания на то, что его действие может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие.

Более того, Крупский В.И. обратился в суд за защитой нарушенного права в период действия Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", данный закон утратил силу в период рассмотрения его иска в суде. Действующее законодательство выбор закона, подлежащего применению, связывает только с моментом возникновения правоотношений сторон, а не с моментом принятия судом решения, в связи с чем нет никаких законных оснований для применения к данным правоотношениям норм Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

Статья 1 ЖК РФ устанавливает, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.9 ЖК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Исходя из изложенного не имеет значение, обратился ли истец за реализацией своего права непосредственно после его возникновения или спустя продолжительный период времени.

Таким образом, данные правоотношения сторон должны регулироваться Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции". А значит требования истца о возложении обязанности на ответчика предоставить ему жилое помещение на условиях социального найма являются законными и обоснованными.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В соответствии с п. 2 Решения Думы города Томска от 13.12.2005 г. № 27 норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из 2-х и более человек.

В связи с этим суд находи возможным обязать Администрацию г. Томска предоставить истцу на семью из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Крупского В.И. удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Крупскому В.И. на семью из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Судья