2-2028/11 Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ 21 июля 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Кущ Н.Г., при секретаре Погребковой Л.С., с участием истца Мазурова А.О., представителя третьего лица Татаренко Л.Ю., действующей на основании доверенности № от сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Мазурова А.О. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, установил: Мазуров А.О. обратился в суд с иском к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в жилом помещении. На основании ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения» просит обязать администрацию г.Томска предоставить ему вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17 квадратных метров. Представитель администрации г.Томска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился в судебное заседание, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика. В судебном заседании Мазуров А.О. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель администрации Томской области Татаренко Л.Ю. пояснила, что, исходя из представленных документов, Мазуров А.О. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Мазурова А.О. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно свидетельству о рождении серии № от родителями Мазурова А.О. года рождения, являются : М.Е. и М.О.. Данное обстоятельство подтверждается также справкой от , где также указано, что сведения об отце записаны со слов матери. Таким образом, Мазуров А.О. остался без попечения родителей, воспитывался в детском доме, находясь на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой от №, а также постановлением администрации Ленинского района г.Томска от №, путевкой № от Согласно данным документам Мазуров А.О. не имеет закрепленного жилья. Как следует из справки ОГОУ НПО «У» № от Мазуров А.О. проходил обучение в указанном училище с , находился на полном государственном обеспечении, заканчивает обучение (л.д.13). Согласно Свидетельству об уровне квалификации от № Мазурову А.О. присвоена квалификация . Уведомлением от №, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от подтверждается отсутствие у Мазурова А.О. жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности. Согласно ответа Главы администрации Ленинского района г.Томска от № Мазуров А.О. включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Мазуров А.О. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончил обучение в образовательном учреждении, в связи с чем на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 (в ред. от 12.03.2008г) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1). В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.З Закона). Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. Таким образом, требование о возложении обязанности на администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, предоставить Мазурову А.О. жилое помещение вне очереди по договору социального найма площадью не менее 17,0 кв.м. подлежит удовлетворению. Суд не принимает довод представителя ответчика о том, что администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком, т.к. обязанность по финансированию возложена на администрацию Томской области. Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Мазурова А.О. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию города Томска приобрести и предоставить Мазурову А.О. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее кв.м. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: решение не вступило в законную силу