решение об отказе (отсутствие права)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.

при секретаре Ананьевой Е.И.,

с участием истца Рукис Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Рукис Т.В. к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,

установил:

Рукис Т.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Томска, просит обязать ответчика предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение с учетом ранее занимаемой жилой площади.

В обоснование иска указывает, что её дочь Рукис Е.В. как инвалид I группы с детства состояла с ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в льготном списке инвалидов по общему заболеванию. ДД.ММ.ГГГГ Рукис Е.В. умерла, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Рукис Т.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди. Однако ей было отказано со ссылкой на то, что она не имеет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Считает такой отказ незаконным, поскольку приобрела такое право по наследству от своей умершей дочери.

В судебном заседании Рукис Т.В. исковые требования поддержала, пояснив, что не согласна с исключением её дочери из списка нуждающихся граждан. Считает, что имеет право на получение жилого помещения вне очереди вместо дочери, унаследовав такое право. Жилое помещение, в котором она сейчас проживает, ветхое, имеет износ в 56%, однако в установленном порядке дом аварийным не признавался. Сама она никогда не состояла в очереди на получение жилого помещения или на улучшении жилищных условий.

Представители ответчика и третьего лица администрации Октябрьского района г. Томска в судебное заседание не явились, представитель ответчика Горовцова И.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Томска, а представитель третьего лица Голубков Д.А. – в отсутствие представителя администрации Октябрьского района г. Томска.

В представленных отзывах указано, что истец не относится к категории лиц, обладающих субъективным правом требовать предоставления жилого помещения во внеочередном порядке. Право дочери на получение жилого помещения не передается по наследству, поскольку является личным неимущественным.

Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В ходе рассмотрения гражданского дела истец Рукис Т.В. не представила суду доказательств наличия какого-либо законного основания для получения по договору социального найма благоустроенного жилого помещения. Отсутствие таких оснований усматривается и из материалов гражданского дела.

Согласно положениям ст. 49 ГК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (часть 2 статьи). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Рукис Т.В. не признавалась в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, что истцом не оспаривается.

Рукис Т.В. основывает свои требования на ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и праве наследования.

Согласно ст. 17 ФЗ N 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На учете в администрации Октябрьского района г. Томска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла Рукис Е.В., являющаяся инвалидом, на ДД.ММ.ГГГГ учетный номер в льготном списке инвалидов общего заболевания - . Рукис Е.В. была снята с учета в связи со смертью (ответ главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ , сообщение от ДД.ММ.ГГГГ ).

Истец Рукис Т.В. считает, что как мать умершей Рукис Е.В. она получила от дочери по наследству это право.

Однако, умершая Рукис Е.В. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма не имела. Более того, право Рукис Е.В. на получение жилого помещения по договору социального наследованию не подлежит.

Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами (часть 2). Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага (часть3).

Из толкования данной нормы следует, что к имущественным правам, входящим в состав наследственного имущества могут относиться реально существовавшие права, то есть, чтобы быть включенными в состав наследства, имущественные права должны возникнуть при жизни наследодателя.

Право на обеспечение жильем в указанной норме (ч. 2 ст. 1112 ГК РФ) непосредственно не упомянуто. Это, однако, не означает, что все права, принадлежащие на день смерти наследодателю как субъекту жилищных правоотношений, переходят в порядке универсального правопреемства к его наследникам.

Указанное право на получение жилого помещения осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Реализация этого права предполагает не только возможность для лица - субъекта конкретного вида правоотношений самостоятельно совершать определенные действия, но и требовать от иных участников (субъектов) данного правоотношения соблюдения его прав и совершения в его интересах соответствующих действий, а также возможность обращаться за судебной защитой своих прав в случае их нарушения. При этом реализация гражданином своего субъективного права на предоставление ему жилого помещения не может быть осуществлена без принятия правоприменительным органом решения о предоставлении ему конкретного жилого помещения, и в силу такого решения у органа, осуществляющего жилищное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает вышеуказанная обязанность, а у лица - конкретное право.

Таким образом, право на предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - участника жилищного правоотношения, поскольку определено обстоятельствами, связанными с данной личностью (в данном случае инвалидность), а также его субъективными действиями по реализации данного права. Такое право автоматически, только в силу его провозглашения законом, у конкретного лица не наступает.

Из материалов дела следует, что никаких решений о предоставлении жилого помещения в отношении Рукис Е.В. соответствующим органом принято не было.

Таким образом, истцом Рукис Т.В. в подтверждение своих исковых требований не были представлены доказательства, подтверждающие возникновение конкретного материального права наследодателя на получение жилого помещения по договору социального найма.

В связи с отсутствием у истца такого права не имеется и оснований для возложения на администрацию г. Томска обязанности предоставить Рукис Т.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В исковых требованиях к администрации г. Томска о наложении обязанности предоставить по договору социального найма жилое благоустроенное помещение Рукис Т.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного текста решения.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Л.А. Шукшина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>