о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета



Дело № 2334/2011

Именем Российской Федерации

Решение

04 августа 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

Председательствующего Николаенко Е.С.

При секретаре Агафонкиной Ю.А.

С участием

Представителя заявителя Горовцевой И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Заинтересованного лица представителя ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области Валиулиной Р.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации г. Томска к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Томской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета

Установил:

Администрация г. Томска обратилась в суд с иском к ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области с иском о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 20.07.2011 в отношении земельного участка учетный номер общей площадью 1307 кв.м.

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с решением <данные изъяты> районного суда г. Томска от 22.06.2010 частично удовлетворен иск С., ООО <данные изъяты>, К., Щ. к Администрации г. Томска в соответствии с которым администрация г. Томска обязана завершить процедуру образования земельного участка по адресу: <адрес> площадью 1307 кв.м. путем принятия ненормативного акта об утверждении проекта границ земельного участка в соответствии с согласованным в Проекте территориального землеустройства от 11.04.2006 проектом границ земельного участка в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязана предоставить в общую долевую собственность образованный участок в указанном размере истцам. Решение суда вступило в законную силу 30.12.2010 и в настоящее время принудительно не исполнено. В целях исполнения решения суда Администрацией г. Томска издано постановление от 29.07.2010 № 1853-з которым в пользу собственников здания по <адрес> образован земельный участок площадью 512 кв.м., изменен вид разрешенного использования временных земельных участков кадастровый номер площадью 755 кв.м. и земельного участка кадастровый номер площадью 40 кв.м. Постановлением администрации г. Томска от 14.07.2011 № 1173-з образован единый земельный участок путем объединения трех вышеуказанных земельных участок и 18.07.2011 направлено обращение в ФБУ «ЗКП» по Томской области о срочном осуществлении кадастрового учета образованного земельного участка.

Однако, 20.07.2011 в осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью 1307 кв.м. было отказано в виду того, что сведения об объединяемых земельных участках носят временный характер. Данное обстоятельство препятствует исполнению решения <данные изъяты> районного суда г. Томска, так как распорядиться земельным участком, который не прошел кадастровый учет заявитель не представляется возможным, что в свою очередь, нарушает права администрации г. Томска, так как влечет за собой штрафные санкции за неисполнение решения суда. Полагают, что в силу ст. 13 ГПК РФ образование земельного участка по решению суда (п.2 ст.11.3 ЗК РФ) обязательно для исполнения всеми органами и должностными лицами.

Заявитель просит суд признать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 20.07.2011 в отношении земельного участка учетный номер общей площадью 1307 кв.м. не соответствующим закону.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по снованиям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения требований, полагая отказ законным и не нарушающим права и законные интересы Администрации г. Томска, возражения на заявленные требования представила в письменном виде.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В качестве заявителей по данной категории дел могут выступать органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих")

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с ч. 3 ст. ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.07.2011 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, в том числе земельных участков, признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками.

В силу ст. 3 указанного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости вправе осуществлять подведомственные Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Томской области наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости с 25 сентября 2010 года.

Материалами дела установлено, что постановлением Администрации г. Томска от 14.07.2011 № 1173-з « Об образовании земельного участка по адресу <адрес> на основании решения <данные изъяты> районного суда г. Томска от 22.06.2010 образован земельный участок по адресу <адрес> площадью 1307 кв.м. (учетный номер ), путем объединения ранее образованных земельных участков по <адрес> площадью 512кв.м. (кадастровый номер ), <адрес> площадью 40 кв.м. (кадастровый номер ), <адрес> площадью 755 кв.м. (кадастровый номер ).

Указанным постановлением определен вид разрешенного использования ранее образованных временных земельных участков кадастровый номер площадью 755 кв.м. и земельного участка кадастровый номер площадью 40 кв.м. как «многофонкциональные и обслуживающие здания и магазины» в качестве основного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

По результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 15.07.2011 решением Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Томской области от 20.07.2011 Администрации г. Томска в соответствии со ст. 24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» было отказано в осуществлении кадастрового учета вновь образованного земельного участка площадью 1307 кв.м. в связи с тем, что объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта, внесенные в ГКН сведения о котором носят временный характер, а именно земельные участки с кадастровыми номерами , , , подлежащие объединению стоят на кадастровым учете со статусом объекта временные.

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст. 2 Закона № 221-ФЗ).

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами сведения о земельных участках с кадастровыми номерами , , носят временный характер.

Согласно одному из принципов ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 9 статьи 4 Закона № 221-ФЗ) сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости до утраты ими в установленном федеральном законе порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

Статья 25 указанного Закона в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Либо сведения о таком объекте недвижимости в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению собственника (собственников) объектов недвижимости (статья 24 Закона).

Также в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 27 названного федерального закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер.

Системное толкование приведенных положений Закона № 221 –ФЗ позволяет прийти к заключению, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами , , является препятствием для образования земельного участка с учетным номером площадью 1307 кв.м. по адресу: <адрес> и постановке его на государственный кадастровый учет.

Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Пунктом п. 53 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" предусмотрено, что внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса "внесенные", который изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные" в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения. В отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.

До настоящего времени ни на один из земельных участков с кадастровыми номерами , , права не зарегистрированы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нарушений в действиях ФБУ «Земельная кадастровая палата» по отказу в проведении кадастрового учета, возложенного на них Законом № 221-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, определяющими ее полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, не имеется. Решение об отказе в его проведении принято в соответствии с положениями действующего законодательства.

Суд отвергает довод заявителя о том, что кадастровый учет обязателен в силу того, что земельный участок образован по решению суда, которое имеет обязательную силу и для органа кадастрового учета на том основании, что порядок образования земельного участка площадью 1307 кв.м. не должен нарушать иные положения нормативных правовых актов, в том числе, регулирующих порядок постановки вновь образованных участков на кадастровый учет. ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области при рассмотрении гражданского спора по иску С.., ООО <данные изъяты>, К., Щ. к Администрации г. Томска участие не принимала.

В соответствие с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем, учитывая, что на «временные» земельные участки с кадастровыми номерами , , государственная собственность не разграничена и при отсутствии оснований для ее разграничения в силу ст. 3.1 Федерального закона № 137 ФЗ от 25.10.2011 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в целях постановки на кадастровый учет образованного земельного участка площадью 1307 кв.м. для эксплуатации здания, изменение статуса «временных» участков возможно в порядке их предоставления и (или) одного из них собственникам объекта недвижимости на вещном праве и соответственного государственной регистрации прав на них собственниками здания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-255, 257-258 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 20.07.2011 в отношении земельного участка учетный номер общей площадью 1307 кв.м. не соответствующим закону отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней с момента его провозглашения.

Судья:

На момент размещения на сайте решение не вступило в законную силу.