о ликвидации несанкционированного размещения отходов



Дело № 2- 1933 /11 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.06.2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
судьи Миркиной Е.И.,

при секретаре Орловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Томска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного свалки, расположенной на расстоянии 510м. от пос. Просторный г. Томска (с левой стороны дороги на расстоянии 510м. от съезда с ул. Ладожской пос. Просторный), указав, что прокуратурой Кировского района г. Томска в соответствии с поступившей информацией Департамента природных ресурсов и окружающей среды Томской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки установлен факт размещения несанкционированной свалки (твердые бытовые отходы, полиэтилен, пластиковые и стеклянные бутылки, ветки деревьев, отходы резины) на расстоянии 510 м. от пос. Просторного г. Томска (с левой стороны дороги на расстоянии 510 м. от съезда с ул. Ладожской пос. Просторный). Несанкционированное размещение отходов на расстоянии 510 м. от пос. Просторного в г.Томске, ежегодное увеличение количества свалок свидетельствует о том, что администрация города Томска ненадлежащим образом выполняет обязанности, установленные Федеральными законами. Непринятие администрацией города Томска мер по ликвидации свалки, локализованной в указанном районе городского округа, факторы которой оказывают вредоносное воздействие на человека, является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственного деятельностью. На основании чего просит возложить обязанность на Администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированной свалки (твердые бытовые отходы, полиэтилен, пластиковые и стеклянные бутылки, ветки деревьев, отходы резины) на расстоянии 510м. от пос. Просторного г.Томска (с левой стороны дороги на расстоянии 510м. от съезда с ул. Ладожской пос. Просторный).

В судебном заседании представитель прокуратуры помощник прокурора Живоденко А.А. на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель ответчика Администрации г.Томска Останина Е.В., действующая на основании доверенности от 14.06.2011г., исковые требования не признала в полном объеме.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Кировского района г. Томска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из акта обследования территории № 1-95 от 06.05.2011 г., проведенной государственным инспектором Томской области по охране природы У., следует, что в ходе проведенной проверки по выявлению мест несанкционированного размещения отходов (свалок) на территории Кировского района г.Томска установлен факт размещения несанкционированной свалки с левой стороны дороги на расстоянии 510 м от съезда с ул. Ладожской пос. Просторный, примерный объемом 25 куб.м., площадь свалки 25 кв.м, высота 1м, состав – отходы резины, твердые бытовые отходы, полиэтилен, пластиковые и стеклянные бутылки, ветки деревьев.

Указанным актом № 1-95 от 06.05.2011 г., приложенными к нему фотографией, картой-схемой размещения несанкционированной свалки, подтверждается факт наличия и место размещения несанкционированной свалки.

Свалка расположена в Кировском районе г.Томска, то есть в пределах границ муниципального образования «город Томск».

В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

Как следует из ст. 25 Устава г. Томска, принятого решением Томской городской думы от 04.05.2010г. № 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума города Томска - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр города Томска - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация города Томска - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы были закреплены и в Уставе г.Томска, принятого решением Томской городской думы от 22.03.2005г. № 841.

Таким образом, из анализа законодательных актов суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки (твердые бытовые отходы, полиэтилен, пластиковые и стеклянные бутылки, ветки деревьев, отходы резины) на расстоянии 510м. от пос. Просторного г.Томска (с левой стороны дороги на расстоянии 510 м. от съезда с ул. Ладожской пос. Просторный), поскольку неприятие данных мер в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Томска удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированной свалки (твердые бытовые отходы, полиэтилен, пластиковые и стеклянные бутылки, ветки деревьев, отходы резины) на расстоянии 510м. от пос. Просторного г.Томска (с левой стороны дороги на расстоянии 510 м. от съезда с ул. Ладожской пос. Просторный).

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.

Судья: Е.И. Миркина