Дело № 2-2044/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05.07.2011 г. Советский районный суд города Томска в составе: судьи Миркиной Е.И. при секретаре Орловой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Джуманиязова ФИО7 о признании незаконным решения призывной комиссии по г.Томску (протокол № 27 от 11.05.2011 г.), УСТАНОВИЛ: Джуманиязов Т.Я. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии по г.Томску (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ г.), указав, что состоит на воинском учете и является призывником Военного комиссариата г. Томска. ДД.ММ.ГГГГ. заявитель прошел призывную комиссию, по результатам которой принято решение: признать Джуманиязова Т.Я. годным к военной службе и призвать в войска. Конституционные права заявителя на охрану здоровья были нарушены, поскольку его физическое здоровье не позволит ему справиться с тяготами армейской службы. О данном обстоятельстве он заявил призывной комиссии, указав, на постоянные боли в животе и болезненное состояние правого глаза. Однако его жалобы были проигнорированы, призывная комиссия о них даже не упомянула в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым нарушив его права на охрану здоровья. Заявления о том, что заявитель не согласен с решением призывной комиссии и требования о направлении его на контрольное медицинское освидетельствование, либо независимое медицинское освидетельствование также были проигнорированы призывной комиссией. На основании вышеизложенного просит суд решение призывной комиссии по г. Томску (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) признать незаконным, направить его на медицинское обследование для определения категории годности к военной службе. В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал по указанным выше основаниям. Представитель Призывной комиссии г. Томска Парфёнова В.А., действующая на основании доверенностей, заявленные требования не признала, пояснив, что призывная комиссия категорию годности к военной службе не устанавливает, это решение принимается военно-врачебной комиссией. Решение призывной комиссии полностью соответствует закону. Просит суд в удовлетворении заявления Джуманиязову Т.Я. отказать в полном объёме. Заслушав пояснения заявителя, представителя Призывной комиссии г. Томска, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или^ распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания. Согласно ст.22 названного Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. В соответствии со ст.26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Статья 24 (п.2) Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в: имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по: программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ. Согласно ст.28 указанного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу. Из указанных положений закона следует, что граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе подлежат призыву на военную службу, если им не предоставлена отсрочка от призыва. Призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии с обязательным прохождением призывниками медицинского освидетельствования. В соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", по представлению временно исполняющего обязанности военного комиссара Томской области от 10.09.2010 N 1/1693 Распоряжением Губернатора Томской области от 21.09.2010 N 283-р (ред. от 25.11.2010) "О призыве граждан Российской Федерации, проживающих на территории Томской области, на военную службу в октябре - декабре 2010 года" утверждены составы призывной комиссии Томской области и призывных комиссий муниципальных образований Томской области, в том числе г. Томска. В судебном заседании установлено, что Джуманиязов Т.Я. состоит на воинском учёте в отделе ВКТО по г. Томску с ДД.ММ.ГГГГ По итогам первоначального медицинского освидетельствования в 2001 году Джуманиязов Т.Я. был признан годным, присвоена категория годности - Б, предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. «а» ч.2 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; ДД.ММ.ГГГГ в результате медицинского осмотра Джуманиязов Т.Я. признан временно негодным, присвоена категория годности - Г, предоставлена отсрочка на 6 месяцев; при последнем медицинском освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ году он был признан годным по состоянию здоровья к военной службе, присвоена категория - Б. Указанные обстоятельства подтверждаются учетной карточкой призывника, копия которой представлена в материалы дела. При этом доводы заявителя о том, что решение призывной комиссии по г. Томску является незаконным, поскольку не приняты во внимание жалобы Джуманиязова Т.Я. на постоянные боли в животе и болезненное состояние правого глаза не основаны на законе. В соответствии с приведенными выше положениями п.2 ст.29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, а также п.13 Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 (ред. от 28.07.2008) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" на призывную комиссию возлагается лишь организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу. Согласно ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В -ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 (п.2,4) для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии. Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения. Пунктом 5 указанного Положения установлено, что Порядок создания, права и обязанности военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), порядок применения настоящего Положения и проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Согласно п.9 Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд. При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574. Из приведенных нормативных положений следует, что военно-врачебная комиссия является самостоятельным органом, решение которого может быть обжаловано в суд. Именно решением военно-врачебной комиссии определяется категория годности призывника к военной службе, а не решением призывной комиссии. А призывная комиссия исходя из установленной заключением военно-врачебной комиссии категории годности призывника принимает одно из решений, предусмотренных п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Учитывая, что заключение военно-врачебной комиссии о категории годности Джуманиязова Т.Я. последним оспорено не было, доводы заявителя о том, что его жалобы на состояние здоровья не были приняты во внимание и отражены в решении призывной комиссии, не могут быть приняты судом во внимание. Оспариваемое решение призывной комиссии г. Томска соответствует требованиям закона в полной мере, а именно положениям ч.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в пределах предоставленных ей полномочий, а именно было принято решение о призыве Джуманиязова Т.Я. на военную службу и определен вид и род войск, в которых он будет проходить военную службу, в связи с чем Джуманиязову Т.Я. вручена повестка о дате и месте отправки в войска <данные изъяты>. В связи с чем требование о признании решения Призывной комиссии г. Томска незаконным не подлежит удовлетворению. Также не подлежит удовлетворению и требование заявителя о направлении его на медицинское обследование для определения категории годности к военной службе, поскольку, как указано выше, согласно п.9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд. При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574 В соответствии с п. 3,5,7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем). Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (далее - экспертное учреждение). При этом гражданин при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов. Таким образом, законом не предусмотрено направление гражданина на медицинское обследование в рамках дела об оспаривании решения призывной комиссии. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Джуманиязова ФИО7 о признании незаконным решения призывной комиссии по г.Томску (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней. Судья: Е.И. Миркина