ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26.07.2011 года Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Миркиной Е.И. при секретаре Орловой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логоша Л.В. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области о возложении обязанности по включению в стаж лечебной деятельности периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Логоша Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Томск Томской области о возложении обязанности по включению в стаж лечебной деятельности периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что она обратилась в УПФ за назначение ей досрочно пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения ДД.ММ.ГГГГ В этом ей было отказано, в специальный стаж не были зачтены периоды работы: с 01.10.1993 г. по 23.04.1995 г., с 18.06.1995 г. по 11.01.2004 г., с 08.02.2004 г. по 07.09.2008 г., с 04.10.2008 г. по 18.04.2011 г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> (<данные изъяты>», <данные изъяты> «<данные изъяты>», <данные изъяты> «<данные изъяты>»); с 24.04.1995 г. по 17.06.1995 г., с 12.01.2004 г. по 07.02.2004 г., с 08.09.2008 г. по 03.10.2008 г. нахождение на курсах повышения квалификации. С указанным решением она не согласна, считает, что на момент обращения за назначением пенсии имела необходимый стаж – 30 лет. Просит суд обязать ответчика включить в ее льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, указанные периоды работы и обязать ответчика назначить ей пенсию со дня ее обращения в УПФ РФ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании истец Логоша Л.В. и ее представитель иск поддержали в полном объеме, пояснив, что в спорные периоды в <данные изъяты>, в котором работала истец, существовал <данные изъяты>, хотя не был структурно выделен в штатном расписании. Он состоял из <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>. Штатные расписания предусматривали три ставки для работников <данные изъяты>: <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, но истец всегда работала за <данные изъяты> и <данные изъяты>. В <данные изъяты> хранятся <данные изъяты> детей, стоит стол. В нем осуществляется прием. В <данные изъяты> хранятся лекарства в шкафу для лекарств, стоит кушетка, кварцевая лампа, оборудование для физио процедур. В этом кабинете детям и работникам учреждения делают прививки, массаж, проводят физио процедуры. Изолятор предназначен для изоляции заболевших инфекционными заболеваниями. Туда помещаются дети, которых в силу заболевания нельзя держать с другими детьми, до приезда родителей или скорой помощи, в зависимости от типа заболевания. У них имеется лицензия на осуществление <данные изъяты> деятельности, они постоянно отчитываются за свою работу перед <данные изъяты>, <данные изъяты> их проверяет постоянно, направляет на учебу по повышению квалификации. Она делает детям <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> по назначению врача, проводит <данные изъяты> и другие необходимые <данные изъяты> процедуры, а также составляет <данные изъяты>. Кроме <данные изъяты> детей они также оказывали <данные изъяты> услуги работникам <данные изъяты> в случае необходимости. Представитель ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области Мамаев А.Е. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что истцу было отказано во включении в ее специальный стаж спорных периодов работы, т.к. работа протекала в учреждении, не поименованном в Перечне. Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Логоша Л.В. подлежат удовлетворению, исходя из следующего. Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. По смыслу указанной выше нормы закона право на получение пенсии за выслугу лет работников, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы. В соответствии с решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в специальный стаж не были зачтены периоды работы: с 01.10.1993 г. по 23.04.1995 г., с 18.06.1995 г. по 11.01.2004 г., с 08.02.2004 г. по 07.09.2008 г., с 04.10.2008 г. по 18.04.2011 г. в должности <данные изъяты> (<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>), т.к. работа протекала не в учреждении, которое не входит в систему <данные изъяты> с 24.04.1995 г. по 17.06.12995 г., с 12.01.2004 г. по 07.02.2004 г., с 08.09.2008 г. по 03.10.2008 г. нахождение на курсах повышения квалификации. Суд не может согласиться с такими выводами ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Томске по следующим основаниям. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 N 900 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов" в целях дальнейшего улучшения лечебно-профилактической помощи населению, более рациональной расстановки и использования кадров были утверждены новые штатные нормативны и было установлено, что должности среднего медицинского персонала для обслуживания детей предусматриваются в больницах, но в некоторых школах и детских садах сохраняются в виде исключения (п.47). В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Должность старшей медицинской сестры поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Таким образом, работа в должности старшей медицинской сестры в медицинском пункте любой организации подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в случае, если такой пункт является структурным подразделением этой организации. В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677, медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органом здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом (п.23). Согласно Письму Минобрнауки РФ от 22.04.2009 N 03-768 "О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях" Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 утверждена новая редакция Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (далее - Типовое положение). Субъекты Российской Федерации обращаются в Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России с вопросами по реализации пункта 25 Типового положения об организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ), в частности с вопросом о том, должны ли медицинские сестры ДОУ быть зачислены в штаты детских поликлиник или могут оставаться штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений. Пунктом 25 Типового положения установлено, что медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения. Положения указанного пункта 25 соответствуют пункту 4 статьи 51 Закона Российской Федерации "Об образовании". Однако ни в Законе Российской Федерации "Об образовании", ни в Типовом положении нет указаний на то, что медицинский персонал образовательных учреждений, в частности, дошкольных образовательных учреждений, должен числиться в штате учреждений здравоохранения. Кроме того, в соответствии с пунктами 41, 46 Типового положения дошкольное образовательное учреждение самостоятельно устанавливает порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения (он регламентируется уставом ДОУ); структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения; штатное расписание и должностные обязанности работников. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь положениями законодательства, согласно которым организация общедоступного и бесплатного дошкольного образования отнесена к компетенции органов местного самоуправления (пп. 11 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп. 2 п. 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании"), органы местного самоуправления, являющиеся учредителями муниципальных дошкольных образовательных учреждений, вправе принять самостоятельное решение о взаимодействии органов здравоохранения и органов управления образованием в организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях, и, в частности о том, штатными сотрудниками дошкольных образовательных учреждений или учреждений здравоохранения являются медицинские сестры ДОУ. Таким образом, исходя из содержания Письма Минобрнауки РФ от 22.04.2009 N 03-768 "О медицинском обслуживании детей в дошкольных образовательных учреждениях" действующее в настоящее время законодательство и сложившийся порядок организации медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях не исключает возможности состояния работников здравоохранения в штате МДОУ. Из штатных расписаний за 1999 г. – 2011 г., плана строения детского сада, показаний свидетелей К., Д., В. следует, что в указанные периоды работы истца в <данные изъяты> (муниципальное <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>) штатными расписаниями предусматривались должности <данные изъяты> работников: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. При этом штатными расписаниям не выделено такое структурное подразделение учреждения как <данные изъяты>. В то же время из указанных доказательств следует, что <данные изъяты> работники занимают три комнаты: <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>. В <данные изъяты> кабинете хранятся <данные изъяты> детей, стоит стол. В нем осуществляется прием. В <данные изъяты> кабинете хранятся лекарства в шкафу для лекарств, стоит кушетка, кварцевая лампа, оборудование для физио процедур. В этом кабинете детям делают прививки, массаж, проводят физио процедуры. Изолятор предназначен для изоляции заболевших инфекционными заболеваниями. Туда помещаются дети, нахождение которых с другими детьми в силу заболевания опасно для здоровья. Дети помещаются в изолятор до приезда родителей или скорой помощи, в зависимости от типа заболевания. Медицинские работники постоянно отчитываются за свою работу перед <данные изъяты>, <данные изъяты> их проверяет постоянно, направляет на учебу по повышению квалификации. В обязанности истца входит делать детям <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> по назначению врача, проводит <данные изъяты> и другие необходимые <данные изъяты>, а также она составляет <данные изъяты>. Кроме лечения детей они также оказывают <данные изъяты> работникам сада в случае необходимости. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> была получена лицензия на осуществление медицинской деятельности. В соответствии с положением о <данные изъяты>, утвержденным <данные изъяты>, <данные изъяты> обеспечение воспитанников <данные изъяты> осуществляется <данные изъяты> персоналом, находящимся в штатах <данные изъяты>. Организация методической работы по вопросам <данные изъяты> обеспечения осуществляется территориально <данные изъяты> учреждением. <данные изъяты> персонал <данные изъяты> проводит <данные изъяты> и <данные изъяты> мероприятия, контролирует режим и качество питания <данные изъяты>, соблюдает требования <данные изъяты> правил и норм, организует и контролирует профилактическую и текущую дезинфекцию. На должность <данные изъяты> назначается лицо, имеющее среднее <данные изъяты> образование и специальную подготовку. <данные изъяты> подчиняется руководителю <данные изъяты> учреждения, работает под руководством <данные изъяты>. Основными направлениями деятельности <данные изъяты> персонала является применение современных <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> воспитанников, оказание <данные изъяты> и <данные изъяты> помощи, соблюдение принципов <данные изъяты>, обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в <данные изъяты>. Основными задачи <данные изъяты> кабинета является оздоровление детей в возрасте от 1,6 до 7 лет., <данные изъяты> и <данные изъяты>, коррекция физического развития <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> работа. Согласно должностным инструкциям старшей медицинской сестры <данные изъяты> в должностные обязанности истца входит контроль за <данные изъяты> состоянием помещений и <данные изъяты>, подготовка детей к <данные изъяты> <данные изъяты>, участие в <данные изъяты> детей <данные изъяты>, проведение определения массы тела, <данные изъяты> измерений детей, осуществление <данные изъяты> <данные изъяты> и выполнение <данные изъяты>, контроль обеспечения <данные изъяты> по назначению <данные изъяты>, организация мероприятий по <данные изъяты>, обеспечение организации <данные изъяты> мероприятий и осуществление контроля за соблюдением <данные изъяты>, правильным проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей, проведение учета отсутствующих детей, изолирование <данные изъяты> детей, организация ухода за детьми, находящимися в <данные изъяты>, выполнение <данные изъяты> назначения и <данные изъяты> в соответствии с указаниями <данные изъяты>, осуществление утреннего приема, <данные изъяты> и других мероприятий в отношении детей, пришедших после болезни и бывших в контакте с <данные изъяты>, организация проведения текущей <данные изъяты>, подготовка заявок на <данные изъяты>, бакпрепараты, дезинфекционные средства, медицинские инструменты и аппаратуру, контроль за своевременным прохождением медицинских осмотров работниками <данные изъяты>, ведение <данные изъяты>, проведение проверок работников пищеблока на <данные изъяты>, ежедневно составляет <данные изъяты>, контроль качество <данные изъяты>, соблюдение правил их хранения, ежедневное проведение <данные изъяты> и т.д. При этом из пояснений истца и показаний свидетелей, справки от 18.07.2011 г. следует, что функции и суть работы истца в указанные периоды не менялись. На основании изложенного суд приходит к выводу, что, хотя штатные расписания <данные изъяты>, в котором работала истец в указанные периоды, структурно не выделяли <данные изъяты>, фактически он существовал в виде подразделения организации, истец осуществляла в это время лечебную деятельность, в связи с чем данные периоды подлежат включению в ее специальный стаж. Также в специальный стаж подлежат включению периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 24.04.1995 г. по 17.06.12995 г., с 12.01.2004 г. по 07.02.2004 г., с 08.09.2008 г. по 03.10.2008 г. В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 и действовавшим в указанный период, (п.п. «з», абз.3 п.п. «л» п.109) период обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования, в том числе в профессионально-технических училищах, по повышению квалификации и по переквалификации, включается в стаж работы по специальности. В силу п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Статья 112 ранее действовавшего КЗоТ РФ также предусматривала, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление соответствующих взносов в фонд социального страхования и в Пенсионный фонд Российской Федерации Кроме того, для отдельных категорий работников, к которым относятся медицинские работники, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации – обязательное условие выполнения работы. Из справок от 18.04.2011 г., от 06.07.2011 г., от 06.05.2011 г., от 04.07.2011 г., свидетельств о прохождении повышения квалификации, приказов от 25.04.1995 г., 08.01.2004 г., 09.09.2008 г. следует, что в указанные периоды истец обучалась по специальности, ей выплачивалась средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорные периоды нахождения Логоша Л.В. на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Поскольку на момент обращения в ПФ РФ истец имела необходимый для назначения пенсии стаж с учетом включения спорных периодов, требования истца обязать ответчика назначить пенсию со дня ее обращения, также обосновано. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Логоша Л.В. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области включить Логоша Л.В. в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды ее работы: с 01.10.1993 г. по 23.04.1995 г., с 18.06.1995 г. по 11.01.2004 г., с 08.02.2004 г. по 07.09.2008 г., с 04.10.2008 г. по 18.04.2011 г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> (<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>); с 24.04.1995 г. по 17.06.1995 г., с 12.01.2004 г. по 07.02.2004 г., с 08.09.2008 г. по 03.10.2008 г. нахождение на курсах повышения квалификации. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области назначить Логоша Л.В. пенсию с даты обращения за назначением пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ г. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней. Судья: Е.И. Миркина
РЕШЕНИЕ