Решение о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по организации водоотведения




Именем Российской Федерации

Решение

21 июля 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шефер И.А.

при секретаре Панфиловой В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Томска по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от объектов, понуждении устранить допущенные нарушения,

установил:

Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации г. Томска по организации водоотведения хозяйственно-бытовых вод от объектов <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через пруд-накопитель в водный объект <адрес>, понуждении администрации г. Томска в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации водоотведения сточных вод, поступающих от объектов, расположенных в <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через пруд-накопитель в <адрес>.

Помощник прокурора Казначеева Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации г. Томска Герасимов В.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявления, указал, что работы по устранению указанных прокурором нарушений начали вестись, в связи с чем бездействия в данном случае не имеется, согласился с необходимостью проведения указанных прокурором работ, однако считает срок до ДД.ММ.ГГГГ недостаточным, указал, что устранят все недостатки только в более длительный срок.

Заслушав помощника прокурора, представителя администрации г. Томска, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», а именно, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Кроме того, статьей 3 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Согласно акту <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ производится сброс сточных вод из выпуска канализационных очистных сооружений <адрес>; сточные воды с характерным фекальным запахом сбрасываются из последнего пруда-отстойника в прилегающий ручей; выпускная труба канализационных очистных сооружений сломана, сброс производится из-под тела дамбы; проведен отбор проб сточной воды, что также следует из акта отбора пробы воды от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с протоколом анализа воды от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом нормативов допустимого сбросов веществ и микроорганизмов, установлено превышение нормативов допустимого сброса веществ по 8ми показателям: взвешенные вещества на 12,75 мг/дм3, аммоний-ион на 10,7 мг/дм3, нитрт-ион на 0,37 мг/дм3, нитрат-ион на 0,5 мг/дм3, хлорид-ион на 9,52 мг/дм3, фосфат-ион на 1,86 мг/дм3, железо общее на 1,63 мг/дм3, АПАВ на 0,11 мг/дм3.

В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

К этим требованиям относится закрепленный ст.3 Водного кодекса РФ принцип, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В целях реализации данного принципа ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ установлена обязанность водопользователя при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.

Согласно ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, сточных вод, в которых содержатся вредные вещества.

В соответствии с пп. 4, 8, 11 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п. 1 ст. 34 указанного Федерального закона, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 25 Устава города Томска в структуру (перечень) органов местного самоуправления входит администрация городского округа города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск»).

Согласно ст.ст. 8, 39 Устава города Томска к вопросам местного значения и к компетенции администрации г. Томска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, а также организация благоустройства территории городского округа.

То обстоятельство, что обязанность по организации водоотведения от объектов <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через пруд-накопитель в водный объект <адрес> в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, возложена на администрацию г. Томска, представителем администрации г. Томска не оспаривалась.

Доводы представителя администрации г. Томска, что бездействия органа местного самоуправления в данном случае не имеется, поскольку начаты работы по водоотведению сточных вод, суд находит несостоятельными, поскольку в подтверждение указанных доводов доказательств не представлено.

То обстоятельство, что окружающей среде и экологической безопасности наносится ущерб при данных обстоятельствах, представителем администрации г. Томска не оспаривалось.

Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Суд полагает, что в данном случае нарушенное право неопределенного круга лиц может быть восстановлено путем возложения обязанности на администрацию г. Томска принять меры по организации водоотведения сточных вод от объектов <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через пруд-накопитель в водный объект <адрес>.

Согласно ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Доводы представителя администрации г. Томска, что организовать работу по водоотведению сточных вод в данном случае в срок до ДД.ММ.ГГГГ невозможно, суд не принимает во внимание, поскольку в подтверждение своих доводов представителем администрации г. Томска доказательств не представлено.

Напротив, исходя из целей и задач, на разрешение которых должны быть направлены действия по организации ликвидации несанкционированного сброса сточных вод, актуальности данного вопроса, непрерывного причинения вреда окружающей природной среде и неопределенному кругу лиц, суд считает достаточным и разумным для устранения допущенных нарушений установить заявленный прокурором срок – до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации г. Томска по организации водоотведения хозяйственно-бытовых вод от объектов <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через пруд-накопитель в водный объект <адрес>.

Обязать администрацию г. Томска в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц путем организации водоотведения сточных вод, поступающих от объектов, расположенных в <адрес>, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через пруд-накопитель в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.

Судья: И.А. Шефер

Решение не вступило в законную силу.