о включениии периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР в специальный трудовой стаж для назначения пенсии



№ 2-2230/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2011 г. Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Николаенко Е.С.

при секретаре Агафонкиной Ю.А.

при участии

истца Низамутдинова Р.А.

представителя ответчика Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Низамутдинова Р.А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью период прохождения службы в Вооруженных силах СССР, назначить досрочную трудовую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда

Установил:

Низамутдинов Р.А. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области (далее – ГУ УПФ РФ в г. Томске) о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью период прохождения службы в Вооруженных силах СССР, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 10.02.2011, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что решением ГУ УПФ РФ в г. Томске от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии, не был включен период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данным отказом нарушены его права, так как согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, ст. ст. 6,15,17,18,19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, чтобы участники правоотношений могли предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения и быть уверенным, что приобретенное ими право будет реализовано, ввиду чего приобретенные гражданами пенсионные права до 01.01.2001, в том числе, касающиеся исчисления трудового стажа и размера пенсии учитываются по нормам ранее действующего законодательства, то есть, возможно применение законодательства, действующего на момент выполнения работы. В спорный период действовали нормы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, утвердившее положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое утратило силу с 01.10.1993. Служба в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила в период действия данного положения, в связи с чем, позиция ответчика о том, что для применения данного положения необходимым условиям является факт полной выработки необходимой продолжительности специального трудового стажа на момент введения нового правового регулирования, ввиду отсутствия закрепленного условия в настоящее время является необоснованной с точки зрения указанных положений закона. Указанная служба в армии засчитывалась при условии если не менее Истец полагает, что на момент обращения за назначениям пенсии его трудовой стаж составил 20 лет 11 месяцев 6 дней, то есть более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с положением №1397 от 17.12.1959, в учреждениях, организациях, работа в которых давала работникам просвещения право пенсию за выслугу лет, что дает ему право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Истец, уточнив исковые требования, просил суд признать необоснованным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж в связи с педагогической деятельностью период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 10.02.2011, взыскать с ответчика моральный ущерб в размере <данные изъяты> рублей, расходы по уплате государственной пошлины.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, представив в судебное заседание письменный отзыв. В судебном заседании пояснила, что истец неправильно толкует нормы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которое применялось до 01.10.93 г. Указанные правовые нормы действовали в определенный период и должны были соответственно применяться в данный период. Условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на момент утраты силу названного Постановления.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", где устанавливается, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Согласно пункту 3 статьи 27 названного закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и организаций, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в специальный стаж при назначении досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в соответствии со Списком должностей и учреждений работников народного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, с 01.11.1999 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067 и с 12.11.2002 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., а также с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.

Согласно трудовой книжке и военного билета серия , выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> районным военным комиссариатом Низамутдинов Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был призван и проходил действительную военную службу в вооруженных силах Союза ССР. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности рядового и сержантского состава, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –прапорщиком.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Поскольку период службы Низамутдинова Р.А. в рядах Вооруженных сил Союза ССР имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, иное толкование противоречило бы положениям ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-п и от 24.05.2001 г. N 8-П, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. N 320-О.

Доводы представителя ответчика о том, что истец должен выработать требуемый стаж на 01.10.1993 года, т.е. на дату отмены постановления от 17.12.1959 года N 1397, суд не принимает во внимание в силу того, что при таком толковании норм пенсионного законодательства требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона N 173 "О трудовых пенсиях в РФ", что лишает смысла и содержания судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.

При несогласии с решением пенсионного органа гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) оспорить в суде (пункт 7 статьи 18 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией права на трудовую пенсию» от 20.12.2005 № 25 пенсионные права являются имущественными правами (п. 7), а дела по пенсионным спорам между гражданами и органами ПФР подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

В связи с чем, в исковом требовании о признании необоснованным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии при имеющемся между сторонами пенсионном споре следует отказать.

Суд полагает исковые требования о возмещении морального вреда также не подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Специального закона, предусматривающего возможность компенсации морального вреда по имущественным спорам о праве на досрочную трудовую пенсию, в настоящее время не имеется.

В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку на момент обращения в ГУ УПФ РФ г. Томске истец имел необходимый для досрочного назначения пенсии по старости стаж с учетом включения спорных периодов, требования истца обязать ответчика назначить пенсию со дня его обращения, а именно с 10.02.2011 подлежат удовлетворению.

В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы, в том числе и уплаченная государственная пошлина, подлежит возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст. 98 ГПК РФ.

С ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Низамутдинова Р.А. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью Низамутдинову Р.А. период прохождения службы в Вооруженных Силах Союза ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области назначить Низамутдинову Р.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 10 февраля 2011.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области в пользу Низамутдинова Р.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного теста решения суда.

Судья:

На момент размещения на сайте решение не вступило в законную силу.