РЕШЕНИЕ 02.08.2011г. Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Миркиной Е.И. при секретаре Орловой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г.Томска, обратившегося в интересах Федоровой С.А., к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах Федоровой С.А., к Администрации г.Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения, указывая, что Федорова С.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой. Ее мать Ф., скончалась ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением Главы администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № Федоровой С.А. был назначен опекуном Ф.** Согласно справке директора <данные изъяты> Федорова С.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год обучалась в <данные изъяты>, при этом находилась на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год Федорова С.А. обучалась в <данные изъяты>, проживала в <данные изъяты>. Решением жилищной комиссии Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от ДД.ММ.ГГГГ Федорова С.А. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В архиве ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в период до ДД.ММ.ГГГГ на имя Федоровой С.А., что подтверждается сообщением № от ДД.ММ.ГГГГ. В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области сведения о наличии у Федоровой С.А. на праве собственности объектов недвижимого имущества отсутствуют, что подтверждается сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного просит суд обязать Администрацию г. Томска предоставить Федоровой С.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17 кв.м. общей площади. В судебном заседании представитель прокурора Ленинского района г.Томска Мельникова А.И. настаивала на удовлетворении исковых требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Материальный истец Федорова С.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, по основаниям изложенным в иске, дополнительно пояснив, что у нее нет жилья, кроме того, у нее серьезное заболевание и почти нет одного легкого. На период лета она проживает у своего опекуна на даче, в том случае, если ей не дадут жилье, проживать ей будет негде. Представитель Администрации г. Томска – Миронова Д.Ю., действующая на основании доверенности от 07.07.2011 г., в судебном заседании пояснила, что Администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком, поскольку, несмотря на имеющиеся полномочия, денежные средства на приобретение жилья выделяются из областного бюджета. В этом году на приобретение жилья было выделено <данные изъяты> рублей, как только Администрация Томской области выделит денежные средства на указанные цели, жилое помещение истцу будет предоставлено. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, дополнительно пояснила, что истец действительно имеет право на предоставление ей жилого помещения, однако, ей необходимо подтвердить тот факт, что у нее нет жилых помещений на праве собственности на момент подачи иска. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска, обращающегося в интересах Федоровой С.А., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ матерью Федоровой С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является Ф., а отцом – Ф.* Сведения об отце внесены в запись атака о рождении на основании заявления матери ребенка. Согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ внесена записи № ДД.ММ.ГГГГ о смерти Ф. ДД.ММ.ГГГГ Согласно постановлению главы администрации Октябрьского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.** назначен опекуном над несовершеннолетней Федоровой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Федорова С.А. обучалась в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выбыла в связи с переездом в <адрес>. В соответствии со справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Федорова С.А. проходила обучение в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из архивной справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Федорова С.А. поступила в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и окончила указанное образовательное учреждение ДД.ММ.ГГГГ по профессии <данные изъяты>. Из ответов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ объединенной Администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска следует, что решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Федорова С.А. включена в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации по месту жительства Федоровой С.А. не имеется. Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от 14.12.2010г. подтверждается, что права Федоровой С.А. на объекты недвижимого имущества и сделок с ним не значатся. Из ответа Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос помощника прокурора Ленинского района г. Томска следует, что сведения о наличии прав на недвижимое имущество по состоянию ДД.ММ.ГГГГ в отношении Федоровой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют. Таким образом, из представленных документов следует, что Федорова С.А. в ДД.ММ.ГГГГ осталась без попечения родителей, в качестве опекуна был назначен Ф.**, в настоящее время она достигла совершеннолетия, в связи чем опека прекращена, в образовательных учреждениях не обучается, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, в собственности жилья также нет. Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1). В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008г.№ р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (управлением социальной политики и администрациями районов города). Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Федоровой С.А. жилое помещение. В связи с чем исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрацией г.Томска Федоровой С.А. должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Томска, обратившегося в интересах Федоровой С.А., удовлетворить. Обязать Администрацию города Томска предоставить Федоровой С.А. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17,0 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней. Судья: Е.И. Миркина
Дело № 2-2194/11