Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06.07.2011 г. Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Миркиной Е.И. при секретаре Орловой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лисовской Т.В. к Администрации города Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Лисовская Т.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Томска о внеочередном предоставлении жилого помещения, указав, что она осталась без попечения родителей, поскольку, отец – Л., в свидетельстве о рождении записан со слов матери, мать – Л.* решением Ленинского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. На основании Постановления Главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ она была определена в Томское областное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты>, где находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. проходила обучение и находилась на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>. Учитывая, что она проживала с матерью в жилом помещении в <адрес>, которое принадлежало на праве собственности ее бабушке – Л.**, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, следовательно жилое помещение ей должно быть предоставлено в г. Томске. Кроме того, жилое помещение по адресу: <адрес> было за ней закреплено постановлением главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ Однако, в указанном помещении произошел пожар ДД.ММ.ГГГГ и дом сгорел полностью. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт сноса указанного дома. На основании распоряжения главы администрации Ленинского района г. Томска «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам» она была принята на учет граждан, как нуждающаяся в жилом помещении. На основании изложенного истец просит суд возложить обязанность на администрацию г. Томска предоставить ей вне очереди по договору социального найма на территории г. Томска благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м. Истец Лисовская Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. проходила обучение в училище и на период обучения в училище место в общежитие ей предоставлено не было. Представитель истца Дерешева С.Ю., действующая на основании устного ходатайства, поддержала исковые требования истца в полном объеме, пояснила, что истец находилась с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ была достигнута договоренность с администрацией Ленинского района г. Томска о том, что дети будут поставлены на учет при условии предоставления акта о сносе их жилья, акты были оформлены с новыми собственниками. В настоящее время Лисовская Т.В. закончила обучение и имеет право на предоставление жилого помещения, поскольку является ребенком без попечения родителей. Представитель ответчика Администрации г. Томска, Горовцова И.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в материалы дела предоставлен отзыв на исковое заявление, согласно которому администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с законом Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ, решением Думы г. Томска от 25.12.2007 г. №740, постановлением администрации г.Томска от 08.04.2011 г. №р323 на территории муниципального образования «Город Томск» отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее – определенная категория лиц), от имени администрации г. Томска осуществляет управление социальной политики администрации города Томска и администраций районов города Томска. В частности функциями являются приобретение жилых помещений за счет средств субвенций для определенной категории лиц. Согласно п. 1.4 приложения 1 к решению Думы г. Томска от 02.12.2008 г. №1080, управление является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, имеет смету, лицевые счета, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и иные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в пределах своей компетенции. Администрация г. Томска не нарушала прав Лисовской Т.В. в связи с чем просила отказать в удовлетворении исковых требований Лисовской Т.В. Представитель третьего лица администрации Томской области, Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности, пояснила, что тот факт, что Лисовская Т.В. является лицом оставшимся без попечения родителей не дает право на предоставление ей жилого помещения вне очереди по договору социального найма, необходимо соблюдение еще ряда условий, указанных в законодательстве. Из предоставленного постановления объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за Лисовской Т.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, где она и зарегистрирована. Лисовская Т.В. неправомерно поставлена в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. На основании справки Государственной противопожарной службы Томской области пожарной части №3 в жилом доме по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в результате неосторожного обращения с огнем, неустановленным лицом. В соответствии с актом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Томский филиал № от ДД.ММ.ГГГГ о сносе здания, комиссия в ходе обследования установила, что объект снесен по причине новой застройки. Кроме того, истец не предоставила информации о новом застройщике и объекте застройки. Таким образом, Лисовскую Т.В. необходимо было поставить в список учета граждан, жилые помещения, которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат или в список нуждающихся в жилых помещениях или список на улучшение жилищных условий В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как следует из представленных документов, Лисовская Т.В. в ДД.ММ.ГГГГ году осталась без попечения родителей, была направлена в детское государственное учреждение, в июне ДД.ММ.ГГГГ. окончила образовательное учреждение начального профессионального образования, за Лисовской Т.В. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии со свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ матерью Лисовской Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является Л.*, а отцом- Л. Согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ сведения об отце ребенка Л.. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Решением Ленинского районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Л.* лишена родительских прав в отношении дочери Лисовской Т.В. Согласно постановлению объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Лисовская Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, учитывая, что мать Л.*, решением Ленинского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. С 2003г. Лисовская Т.В. являлась воспитанницей <данные изъяты>, находилась на полном государственном учреждении, что подтверждается путевкой от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Лисовская Т.В. в июне 2008г. окончила муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №, что подтверждается аттестатом об основном общем образовании от ДД.ММ.ГГГГ В 2010 г. Лисовская Т.В. окончила областное государственное учреждение начального профессионального образования <данные изъяты>, в результате чего присвоена квалификация <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ серии №. Постановлением объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетней была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Согласно справке ПЧ-3 ГПС МЧС ТО от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар в жилом помещении по адресу: <адрес>, в результате пожара дом не пригоден для проживания. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ было произведено обследование объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> на предмет наличия данного объекта как объекта недвижимости. Комиссия установила, что по указанному адресу объект снесен по причине новой застройки, в связи с чем комиссия решила исключить из единого реестра объектов капитального строительства данный объект. Из ответа Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объекты недвижимости у Лисовской Т.В., ДД.ММ.ГГГГ не регистрировалось. Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что права Лисовской Т.В. на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, после ДД.ММ.ГГГГ не регистрировались. Из письма заместителя главы администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Лисовская Т.В. на основании распоряжения главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1). В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. Из распоряжения мэра г.Томска от 04.05.2008г.№ р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г.Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (управлением социальной политики и администрациями районов города). Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение. В связи с чем исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Довод администрации Томской области о том, что Лисовская Т.В. была неправомерно поставлена в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, жилое помещение должно быть предоставлено истцу в связи с непригодностью для проживания закрепленного за ней жилого помещения, является несостоятельным, поскольку в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно п.42 названного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Доказательств того, что закрепленное за истцом жилое помещение было в установленном законом порядке признано непригодным для проживания в нарушение ст.56 ГПК РФ представителем администрации Томской области представлено не было. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, который был закреплен за истцом Постановлением Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от ДД.ММ.ГГГГ, исключен из единого реестра объектов капитального строительства в связи со сносом. В связи с этим в настоящее время невозможно решить вопрос о признании данного помещения непригодным для проживания. Более того, исходя из положений ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, а также разъяснений п.3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010) право на внеочередное предоставление жилого помещения взамен помещения, признанного непригодным для проживания, принадлежит лицам, владеющим таким жилым помещением на законном основании: собственнику или нанимателю по договору социального найма. Истцу ни права собственности, ни права пользования на условиях социального найма данным помещением не принадлежало. Собственником данного дома согласно справке от 12.08.2004 г. являлась мать истца Л.* На основании изложенного оснований для отказа Лисовской Т.В. в удовлетворении ее требований не имеется. Решением Думы города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрацией г.Томска Лисовской Т.В. должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лисовской Т.В. удовлетворить. Обязать Администрацию города Томска предоставить Лисовской Т.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней. Судья: Е.И. Миркина