о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой трудовой пенсии



Дело № 2-1587/11


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.06.2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

судьи Миркиной Е.И.

при секретаре Орловой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приведенного С.В. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Приведенный С.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Томск Томской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе ГУ - УПФР в г. Томск с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в связи с работой с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 указанного Закона. Решением Комиссии ПФР в Октябрьском районе г. Томск № 1175 от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28, п. 2, ст. 28.1, п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с недостижением установленного Законом возраста для назначения пенсии. Отдел ПФР установил, что специальный трудовой стаж на момент обращения составил: на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку №2) - 15 лет 22 дня; за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 14 лет 10 месяцев 18 дней. С данными выводами он не согласен, поскольку часть 1 ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Так, согласно п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее возраста,
установленного ст.7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста
55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6
месяцев и имеют страховой стаж 25 лет.

В соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф31 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

В соответствии с п. 2 ст. 28.1 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Как неоднократно разъясняли высшие судебные инстанции, право на досрочное получение трудовой пенсии по старости призвано компенсировать лицам, проработавшим в особых климатических условиях, либо занятым на работах с особыми (тяжелыми, вредными) условиями труда влияние соответствующих негативных факторов на их состояние здоровья.

В процессе своей трудовой деятельности он испытывал в разное время негативное влияние двух факторов: климатических условий при работе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (с 13.03.1996 г. по 13.08.1998 г. в <данные изъяты>, с 01.09.1998 г. по 30.06.2009 г. в <данные изъяты>, с 01.07.2009 г. по 27.09.2010 г. в <данные изъяты>); тяжелых условий труда (с 17.07.1978 г. по 03.12.1978 г., с 09.12.1980 г. по 24.11.1989 г. на <данные изъяты>, с декабря 1989 г. по июнь 1993 г. на <данные изъяты>, с 12.07.1993 г. по 04.03.1996 г. на <данные изъяты>).

Полагает, что каждый из указанных периодов его трудовой деятельности полностью соответствуют критериям, определенным законодательством для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28, п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Полагает, что за работу в тяжелых условиях труда ему должна быть назначена пенсия по старости по достижении возраста 55 лет. Вместе с тем, с учетом наличия у него стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, продолжительностью более 10 лет (что пропорционально 7 годам 6 месяцам работы в условиях Крайнего Севера), и принимая во внимание правило абзаца 3 п.п. 6 ч.1 ст.28 названного Закона, считает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии возникло в возрасте 51 года 8 месяцев.

На основании изложенного, с учетом последующих уточнений просит суд обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27, а также в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 16.03.2011 г.

В судебное заседание истец не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Суд на основании ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержала по доводам, изложенным выше.

Представитель ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области Драчева С.Б., действующая на основании доверенности, иск не признала по доводам, изложенным в отзыве, в котором указала, что в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", досрочные трудовые пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет назначаются, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, проработавшим не менее половины установленного срока на работах с тяжелыми условиями труда пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы.

Согласно п. 2 ст. 28. 1 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

При этом, следует учитывать нормы пп. 6 п. 1 ст.28 Закона, в которой сказано: гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

С учетом требований Федерального закона от 17.12.2001 г., и принимая во внимание, что возраста 50 лет истец достиг ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ г.р.), то для установления пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда и при наличии не менее 15 календарных лет стажа в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в местностях к ним приравненных в возрасте 50 лет истец должен иметь не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа, предусмотренного п.п. 2 п. 1 ст 27 Закона и соответственно не менее 15 или 20 лет работы на Севере.

У истца согласно решению Управления имеется 14 лет 10 месяцев 18 дней стажа работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу.

Специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию по пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» по Списку №2 имеется 15 лет 22 дня, что достаточно для определения права на пенсию по Списку №2, то есть не менее требуемого 12 лет 6 месяцев.

Таким образом, для двойного снижения пенсионного возраста (снижение возраста на пять лет) должны выполнятся два условия одновременно:

Первое: наличие права на пенсию за работу в тяжелых или особых условиях труда;

Второе: наличие 15-20 календарных лет РКС и МПКС соответственно.

С учетом того, что первое условие у истца выполняется (имеется не менее 12 лет 6 месяцев работы по Списку №2 — 15 лет 22 дня), но отсутствует стаж работы в местностях, приравненных к Крайнему Северу, не менее 20 лет, или не менее 15 лет в районах Крайнего Севера, таким образом снизить пенсионный возраст дважды не представляется возможным.

Пенсия по достижении возраста 52 лет и 5 месяцев с даты обращения ДД.ММ.ГГГГ не может быть назначена истцу ввиду отсутствия не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях согласно правовой нормы п. 2 статьи 28.1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, на основании изложенного, полагает, что Управление обоснованно отказало в назначении пенсии с 16.03.2011 г., поскольку не выполнено условие п. 2 ст. 28.1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», имеющие по действующему пенсионному законодательству юридическое значение. Право на досрочную пенсию у истца возникнет по достижении возраста 55 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 1 ст. 28.1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете стажа работы на Севере для снижения пенсионного возраста по п. 2 ст. 28.1 дважды не применим, так как в п. 2 ст. 28.1 указано, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7-14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6-9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 -10 и 16 - 18 пункта 1 статьи (21) настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанный порядок суммирования применяется только при назначении досрочной пенсии, то есть при назначении пенсии по п.п. 6 п. ст. 28 Закона - пенсия за работу на Севере, а при снижении возраста на пять лет по п. 2 ст. 28.1 Закона применяется календарный подсчет стажа, то есть по календарю и суммирование календарного стажа на Севере с иным стажем не предусмотрено. Поэтому правовая норма п. 1 ст. 28.1 Закона в решении не указана.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Приведенного С.В. не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Статья 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает общие условия назначения трудовой пенсии по старости. Согласно данной норме право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Также Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен ряд случаев, когда возможно назначение пенсии ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при выполнении гражданином определенных в Законе условий.

Так, в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 названного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

Таким образом, приведенные ст.27 и ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливают самостоятельные основания для снижения пенсионного возраста гражданина, указанного в ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и требуемого для назначения пенсии по старости на общих основаниях. Данные нормы друг с другом не соотносятся, не предусматривают сложения установленных в них оснований, а также не предусматривают возможности совокупного их применения.

Вместе с тем, некоторые граждане на протяжении своей профессиональной деятельности подвергаются неблагоприятному воздействию различного рода факторов. В частности, из трудовой книжки истца, представленных им справок, а также решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период своей трудовой деятельности истец выполнял работу в тяжелых условиях труда, а также работал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом трудовой стаж за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 14 лет 10 месяцев 18 дней, за работу в тяжелых условиях труда – 15 лет 22 дня.

Для регулирования пенсионных прав граждан, подвергших

ся в период трудовой деятельности нескольким неблагоприятным факторам законодателем в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" была введена ст.28.1, устанавливающая порядок суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом пунктом 2 данной нормы установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Таким образом, данная норма предусматривает возможность снижения уже сниженного в порядке ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионного возраста на 5 лет при условии наличия у гражданина трудового стажа не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Возможности снижения пенсионного возраста, установленного ст.27 названного Закона, пропорционально отработанному времени, при наличии стажа работы менее 15 лет в районах Крайнего Севера и менее 20 лет в приравненных к ним местностях, ст.28.1 не предусматривает.

Следовательно, требования истца основаны на неверном толковании норм Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Поскольку на момент обращения в ПФ РФ у истца не было необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера 15 лет и приравненным к ним местностям 20 лет, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости у него возникнет только по достижении возраста, установленного п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 55 лет. В связи с чем его требования о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Приведенного С.В. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области о возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней.

Судья: Е.И. Миркина