Дело № 2-640/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11.03.2011 г. Советский районный суд г.Томска в составе: судьи Миркиной Е.И. при секретаре Орловой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сандуяну П.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, УСТАНОВИЛ: Сандуяну П.Ф. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, с учетом последующих уточнений указав, что он обратился в УПФ за назначением ему досрочно пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью 07.08.2007 г. В этом ему было отказано, поскольку в специальный стаж не были зачтены следующие периоды работы: с 16.08.1978 г. по 21.09.1981 г. в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, с 02.01.1985 г. по 14.08.1986 г. в должности <данные изъяты>, с 12.02.2001 г. по 19.03.2002 г. в должности <данные изъяты>, с 30.08.2002 г. по 31.12.2006 г. осуществление <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>. С указанным решением не согласен. Считает, что имеет необходимый трудовой стаж - 25 лет на момент обращения за назначением пенсии. Необходимый трудовой стаж подтверждается трудовой книжкой, которая является основным документом, подтверждающим стаж работы. В подтверждение стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в период с 16.08.1978 г. по 21.09.1981 г. - в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> им также была представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная администрацией <данные изъяты>, <данные изъяты>. Однако она не была принята во внимание ответчиком. В настоящее время им получена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная <данные изъяты>. Данная справка, выданная на основании штатного расписания, лицевого счета, тарификационного списка, внутренних приказов администрации больницы, подтверждает факт осуществления им <данные изъяты> деятельности в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Данная справка и выписка из приказа содержит также сведения о его переводе на должность <данные изъяты>. Исходя из вышеизложенного, период работы с 16.08.1978 г. по 21.09.1981 г. подлежит зачислению в специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном порядке. То обстоятельство, что в период с 02.01.1985 г. по 14.08.1986г. в должности <данные изъяты> <данные изъяты> он осуществлял врачебную деятельность подтверждается справкой, выданная <данные изъяты> от 05.10.2007 года № 163, из которой следует, что он работал в период с 02.01.1985 г. по 18.06.1986 г. в должности <данные изъяты> - по совместительству - <данные изъяты>. Это следует также из карточки-справки за 1985, 1986 и 1987 годы, в которых указаны должности, занимаемые истцом — <данные изъяты> и <данные изъяты>. В связи с тем, что <данные изъяты> находилась на территории сельской местности, а именно на территории <данные изъяты>, что подтверждается справкой о нахождении организаций и учреждений на территории <данные изъяты> от 06.07.2005 года № 840, в стаж работы подлежит включению период, исчисленный в льготном порядке (один год работы за один год и три месяца). Периоды работы с 12.02.2001 г. по 19.03.2002 г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>, с 30.08.2002 г. по 31.12.2006 г. - в качестве <данные изъяты> Сандуяну П.Ф. не включены ответчиком в специальный трудовой стаж, так как деятельность велась в учреждениях, не предусмотренных Списками и занятие индивидуальной трудовой деятельностью подлежит включению в специальный трудовой стаж только до 31.10.1999 года. Положения подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 во взаимосвязи с п. 1 и 2 ст. 31 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения они не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с данными подпунктами, периоды деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. До установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, указанных в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, за назначением трудовой пенсии по старости и решения вопроса о наличии у них стажа, дающего право на такую пенсию, периоды их работы учреждениях, не являвшихся государственными или муниципальными, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П). Считает, что периоды работы с 12.02.2001 г. по 19.03.2002 г. в <данные изъяты> в <данные изъяты>, с 30.08.2002 г. по 31.12.2006 г. - в качестве <данные изъяты> подлежат зачислению в специальный стаж для назначения пенсии. С заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости он обратился ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, его право на досрочную трудовую пенсию по старости возникло с ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеизложенного, просит суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области В судебное заседание Сандуяну П.Ф. не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Суд на основании ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие. Его представитель Кизилова Т.Н., действующая на основании доверенности, иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше. Представитель ГУ – УПФ РФ в г. Томск Томской области Драчева С.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал. В возражениях на иск указала следующее. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста. Учитывая положения ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, в соответствии с которыми постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение обязан руководствоваться в своей работе нормативными правовыми актами, принятыми Правительством в рамках предоставленных ему полномочий. Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства. К периодам работы до 01.01.2002 г. могут применяться нормы и правила действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровы населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, пункт 2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги - далее Список и Правила 1991 г.; за периоды работы после 01.11.1999 г. - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г.№ 1066. Период работы истца с 16.08.1978 г. по 21.009.1981 г. в должности <данные изъяты> был исключен из специального стажа, поскольку должности <данные изъяты> в Списках (от 1959 г., 1991 г., 1999 г., 2002 г.) не значится. Указана должность — врач (всех специальностей). Поскольку самостоятельно устанавливать тожественность должностей территориальным органам не дано право, а каких-либо документов в подтверждение работы в должности врача не было представлено. Справка от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит сведений о реорганизации учреждения <данные изъяты> в <данные изъяты> - поэтому справка не может быть принята во внимание. Документов, подтверждающих тот факт, что <данные изъяты> расположена в сельской местности также не представлено. Период работы с 02.01.1985 г. по 14.08.1986 г. в должности <данные изъяты> не включен в специальный стаж ситца, поскольку должность <данные изъяты> согласно Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2005 г. №627 (ранее действующая номенклатура утверждена приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. №377. она может применяться и на периоды, предшествующей ей согласно информационного письма Минтруда и соцразвития РФ от 27.09.2000 г. №3948/1-17 и ПФР от 29.09.2000 г. №06-25/8625), является руководящей должностью, поэтому без подтверждения факта выполнения в течение всего периода работы в должности врача, период не может быть включен. Каких-либо подтверждений работы во врачебной должности не представлено. Период с 12.02.2001 г. по 19.03.2002 г. в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> не включено в специальный стаж истца, поскольку данное общество не поименовано в Списках учреждений. ОАО - открытое акционерное общество, ООО — общество с ограниченной ответственностью являющееся коммерческой организацией, создается для целей извлечения прибыли. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера. Права организации (в данном случае ООО - общество) и учреждения различны по способу распоряжения закрепленным за ними имуществом - статья 297 и 298 ГК РФ. Различия в статусе учреждения и организации имеют правовое значение при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 176.12.2001 г., так как право на такую пенсию предоставлено только учреждениям, что следует из самой статьи Закона №173 - ФЗ. Период работы с 30.08.2002 г. по 31.12.2006 г. в качестве <данные изъяты>, осуществляющего <данные изъяты>, не подлежит включению, так как такого рода деятельность не предусмотрена к включению в специальный стаж действующими в данный период правовыми нормами: Постановлением от 22.09.1999 г. №1066 (за период с 30.08.2002 г. по 1.11.2002 г.) и Постановлением от 29.10.2002 г. №781 (применяется либо за весь период либо за период с 01.11.2002 г. по 31.12.2006 г.). Возможность включения такого рода деятельности в специальный стаж имеется только до 31.10.1991 года по нормам Постановления от 1991 г. № 464. Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 г. №84-0 В связи с тем, что у истца имеется смешанный стаж — как в сельской местности, так и в городе, согласно п. 20 п.1 ст. 27 Закона, для назначения пенсии истцу требуется иметь специального стажа не менее 30 лет, а не 25. Таким образом, необходимого специального стажа у истца на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ не имелось, в связи с чем было принято законное и обоснованное решение об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Сандуяну П.Ф. подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего. Согласно п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. По смыслу указанной выше нормы закона право на получение пенсии за выслугу лет работников, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером работы. В соответствии с решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в специальный стаж не были зачтены в том числе следующие периоды работы: с 16.08.1978 г. по 21.09.1981 г. в должности <данные изъяты>, т.к. данная должность не предусмотрена разделом «Наименование должностей» Списков и не представлено документальное подтверждения факта осуществление врачебной деятельности, а также представленная справка (№ 02-03/89 от 19.01.2006 г.) не содержит сведений о реорганизации учреждения <данные изъяты> в <данные изъяты>, с 02.01.1985 г. по 14.08.1986 г. в должности <данные изъяты>, т.к. в соответствии с Номенклатурой занимаемая должность относится к категории «руководители», рассмотреть период в соответствии с Правилами от 1999 г. и от 29.10.2002 г. не представляется возможным, т.к. не подтверждено ведение врачебнойдеятельности, с 12.02.2001 г. по 19.03.2002 г. в должности <данные изъяты>, т.к. данное учреждение не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списков, рассмотреть данный период в соответствии с п.1 Правил от 22.09.1999 г., п.6 Правил от 29.10.2002 г. также не представляется возможным, т.к. не представлены документы, подтверждающие наличие в организации структурного подразделения, предусмотренного Списками, а также из представленных документов не усматривается, что <данные изъяты> является учреждением, с 30.08.2002 г. по 31.12.2006 г. осуществление амбулаторно<данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, т.к. занятие индивидуальной трудовой деятельностью подлежит включению в специальный трудовой стаж в соответствии со Списком 1991 г. только до 31.10.1999 г. Однако суд не может согласится со всеми приведенными выводами ответчика по следующим основаниям. В п.9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъясняется, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства. К периодам работы до 01.01.2002 г. могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 г. Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464; за периоды работы после 01.11.1999 г. - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. Согласно трудовой книжке Сандуяну П.Ф. истец в период с 16.08.1978 г. по 21.09.1981 г. работал в должности <данные изъяты> в <данные изъяты>. В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в стаж лечебной деятельности подлежит включению работа в качестве врачей всех наименований в больницах всех наименований. Аналогичные положения были закреплены и в ранее действовавших нормативных актах, в частности в Постановлении Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Как следует из п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. В соответствии со справкой от 27.01.2011 г., справкой № 95 на л.д.18, выпиской из приказа от 11.08.1978 г., копии приказа на л.д.20 (оборот) в указанный период истец работал в качестве <данные изъяты> <данные изъяты>. На основании решения <данные изъяты> н-р № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> была переименована в <данные изъяты>. Данная должность и данное лечебное учреждение Списком предусмотрены, в связи с чем довод истца о том, что этот период его работы должен быть зачтен в его специальный стаж обоснован. Также поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение и довод истца о том, что в указанный спорный период он работал в сельской местности, данный период работы должен быть зачтен в его специальный стаж с применением льготного исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Согласно трудовой книжке истца в период с 02.01.1985 г. по 14.08.1986 г. Сандуяну П.Ф. работал в должности главного <данные изъяты> Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости дает работа в больницах всех наименований на должностях врачей-специалистов всех наименований, в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность. Таким образом, законодатель включает в специальный стаж лечебной или иной деятельность по охране здоровья населения работу в должности врачей-руководителей учреждений только при условии выполнения ими врачебной деятельности. Таким образом, установив Списком, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в качестве условия включения работы в должности врача-руководителя в стаж, дающий право на досрочное получение пенсии, обязательное параллельное осуществление врачебной деятельности, законодатель подразумевает, что сама по себе работа врача-руководителя лечебного учреждения не несет таких неблагоприятных последствий, которые бы давали лицу право досрочно уйти на пенсию. Согласно справке от 05.10.2007 г., работая в должности <данные изъяты>, истец по совместительству работал также <данные изъяты>. Из карточек-справок за 1985 г. – 1986 г. следует, что в указанный период истец получал заработную плату за работу в должности <данные изъяты>, а также за совместительство <данные изъяты>. Таким образом, из указанных доказательств с очевидностью следует, что, работая в должности <данные изъяты>, истец также занимался врачебной деятельностью, в связи с чем данный период подлежит включению в его специальный стаж. В соответствии со справкой от 06.07.2005 г. <данные изъяты>, в которой работал истец в спорный период, находится на территроии <адрес>, который относится к территории сельской местности. В связи с этим указанный спорный период также должен быть зачтен в специальный стаж Сандуяну П.Ф. с применением льготного исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца на основании п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, приведенного выше. Согласно трудовой книжке истца в период с 12.02.2001 г. по 19.03.2002 г. Сандуяну П.Ф. работал в <данные изъяты> в <данные изъяты>. Данный период не был ответчиком зачтен в специальный стаж истца, так как ООО не является учреждением и его наименование не соответствует Спискам. В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П к данному периоду работы истца могут применяться Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в 3-месячный срок поручено подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными. Однако до настоящего времени никакого нормативного акта, устанавливающего иную систему пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными, не установлено. В то же время из указанного абзаца следует, что такие работники имеют право на пенсию за выслугу лет. В связи с чем отсутствие иного порядка назначения пенсии работникам здравоохранения коммерческих организаций не может лишать их права на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, также установили, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии подлежат включению периоды работы в государственных или муниципальных учреждениях. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует. При этом в данном Постановлении указано, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств. Установление такого правового механизма предполагалось, в частности, при принятии нового пенсионного законодательства в рамках проводимой пенсионной реформы. Так, в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и N 1067 содержалось поручение Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в 3-месячный срок подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения о системе пенсионного обеспечения за выслугу лет работников учреждений здравоохранения, школ и других учреждений для детей, не являющихся государственными или муниципальными. Однако это поручение не было реализовано; не принят до настоящего времени и федеральный закон об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации. Таким образом, в действующей системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходящего из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, так же как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е. зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет), нельзя считать обоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции Российской Федерации требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39. Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим не затрагивается прерогатива Федерального Собрания при реформировании института досрочных пенсий по старости предусмотреть иные правовые механизмы пенсионного обеспечения указанных лиц с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления. Кроме того, понятие «учреждение здравоохранения» охватывает и субъекта частной системы здравоохранения независимо от организационно-правовой формы. <данные изъяты> осуществляет медицинскую виды деятельность, а именно <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, профилактика <данные изъяты> и т.д., что подтверждается представленными в материалы дела лицензиями <данные изъяты> и протоколами к лицензиям. Из должностной инструкции <данные изъяты> <данные изъяты> следует, что последний непосредственно в своей деятельности осуществляет стоматологическое лечение пациентов, а также протезирование, вел необходимую отчетную медицинскую документацию, был обязан выполнять распорядок дня, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Независимо от организационно-правовой формы ООО «Дента» входит в систему здравоохранения, что в частности следует из норм закона "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1). В нем предусмотрено, в частности, что первичная медико-санитарная помощь (ст.38), специализированная медицинская помощь (ст.40), скорая медицинская помощь, а также экспертиза временной нетрудоспособности оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. На основании изложенного суд приходит к выводу, что, поскольку в указанный период истец работал в должности врача стоматолога, то обстоятельство, что он работал в учреждении, не относящимся к государственным и муниципальным учреждения, не может являться основанием для отказа истцу во включении данного периода работы в его специальный стаж. В связи с этим суд находит возможным включить истцу указанную деятельность в его специальный стаж. Согласно лицензии и проколу к ней от 30.08.2002 г. на л.д.27,28 в период с 30.08.2002 г. по 31.12.2006 г. Сандуяну П.Ф. осуществлял <данные изъяты> помощь в качестве <данные изъяты>. В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для работников, осуществляющих лечебную и иную работу по охране здоровья населения, льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда. Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости. Осуществляемая индивидуальными предпринимателями профессиональная деятельность, в том числе в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа врачей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу врачей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Следовательно, после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 медицинским работникам стало известно, что их работа в качестве индивидуального предпринимателя после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Из представленных истцом документов следует, что он приступил к <данные изъяты> деятельности с 30.08.2002 года, т.е. в период, когда установленное правовое регулирование не предусматривало включение подобной деятельности в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Следовательно, пенсионных прав на основании действовавшего до 01.11.1999 года законодательства им приобретено не было, а потому его утверждение о нарушении его конституционных прав невключением периода работы в качестве индивидуального предпринимателя в его специальный стаж является необоснованным. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 N 84-О и от 19.03.2009 N 310-О-О. На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для включения в специальный стаж истца периода его работы с 30.08.2002 г. по 31.12.2006 г. в качестве <данные изъяты> не имеется. В соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Как указано выше, согласно п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии. В связи с тем, что из представленных истцом документов следует, что лечебную деятельность он осуществлял как в селе, так и в городе, для досрочного назначения пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ему необходимо было иметь на момент обращения 30 лет специального стажа. Поскольку на момент обращения в ПФ РФ истец, даже с учетом включения указанных выше периодов работы, необходимого для назначения пенсии 30-летнего специального стажа работы не имел, его требования обязать ответчика назначить пенсию со дня его обращения удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Сандуяну П.Ф. удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области включить Сандуяну П.Ф. в трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья В остальной части иск Сандуяну П.Ф. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение 10 дней. Судья Е.И. Миркина
включить следующие периоды работы, дающие право на досрочную пенсию по старости,
в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной и
иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца как работа в сельской местности: с 16.08.1978 г. по 21.09.1981 г. - в должности <данные изъяты>, с 02.01.1985 г. по 14.08.1986г. в должности <данные изъяты>; в календарном исчислении: с 12.02.2001 г. по 19.03.2002 г. в должности <данные изъяты>, с 30.08.2002 г. по 31.12.2006 г. - осуществление <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области назначить Сандуяну П.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с 07.08.2007 года; взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области расходы по оплате госпошлины в полном объеме.
населения, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с применением льготного порядка исчисления стажа - 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды работы: с 16.08.1978 г. по 21.09.1981 г. в должности <данные изъяты>, с 02.01.1985 г. по 14.08.1986 г. в должности <данные изъяты>, в календарном исчислении период работы с 12.02.2001 г. по 19.03.2002 г. в должности <данные изъяты>