Решение о понуждении органа местного самоуправления принять меры к организации вывоза, утилизации свалки



Именем Российской Федерации

Решение

27 июля 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шефер И.А.,

при секретаре Панфиловой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по организации вывоза, утилизации свалки,

установил:

Прокурор Советского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска с исковым заявлением о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: <адрес> (напротив 3-х этажного здания, у гаражного кооператива <данные изъяты> напротив жилого <адрес>, между гаражами, расположенными вблизи <данные изъяты>).

Свои требования мотивировал тем, что проведенной проверкой установлено несанкционированное размещение отходов (свалка) на территории земельного участка по адресу: <адрес> (напротив 3-х этажного здания, у гаражного кооператива <данные изъяты>, напротив жилого <адрес>, между гаражами, расположенными вблизи <данные изъяты>). Отходы представлены в виде строительного мусора. Объем свалки составляет 40 куб.м. Непринятие администрации г. Томска мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушает права неопределенного круга лиц - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

В качестве правового основания заявленных требований ссылается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст.ст. 8, 25, 40 Устава города Томска

В судебном заседании стороны не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Советского района г. Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из акта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлен факт размещения несанкционированной свалки по адресу: <адрес>, гаражный кооператив <данные изъяты> (на <адрес> напротив 3-х этажного дома по <адрес>, между гаражами, расположенными вблизи территории золоотвала <данные изъяты>, примерный объем свалки 40 куб. м, площадь 10х3, высота 1,2 м, состав – строительный мусор).

Материалы указанной проверки направлены прокурору Советского района г. Томска для рассмотрения и предъявлении иска ДД.ММ.ГГГГ, письмо

Указанный акт, приложенная к нему карта-схема, фотография, подтверждают факт несанкционированного размещения отходов – свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: <адрес> (напротив 3-х этажного здания, у гаражного кооператива <данные изъяты>, напротив жилого <адрес>, между гаражами, расположенными вблизи <данные изъяты>).

Согласно информации, предоставленной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, занятый несанкционированной свалкой, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование <данные изъяты> согласно государственному акту .

То обстоятельство, что контроль за очисткой указанной территории входит именно в компетенцию администрации города, а не в обязанности иных физических (юридических) лиц либо муниципальных предприятий, вытекает, прежде всего, из того, что данная несанкционированная свалка расположена в пределах границ муниципального образования г. Томск, как установлено судом и предусмотрено нижеприведенными законодательными нормами.

В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст.11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий поселений должно отвечать санитарным правилам.

Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

В соответствии со ст. 25 Устава г. Томска в структуру (перечень) органов местного самоуправления входит администрация городского округа города Томска – местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск»).

Администрация осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения (ст. 38 Устава).

Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к вопросам местного значения и к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу о том, что, организация сбора и вывоза отходов, в том числе из мест их несанкционированного размещения, находится в компетенции администрации г. Томска.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Суд приходит к выводу, что администрацией каких-либо мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов - «свалки» не предпринималось. Доказательств обратному ответчиком не представлено.

Несанкционированное размещение отходов в указанном месте угрожает санитарному благополучию микрорайона и нарушает права жителей на благоприятную и безопасную окружающую среду.

Обязанность ответчика по организации ликвидации несанкционированных свалок предусмотрена приведенными выше положениями законов.

Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: <адрес> (напротив 3-х этажного здания, у гаражного кооператива <данные изъяты>, напротив жилого <адрес>, между гаражами, расположенными вблизи <данные изъяты>), поскольку неприятие данных мер по ликвидации свалки в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

В связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Советского района г.Томска удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: <адрес> (напротив 3-х этажного здания, у гаражного кооператива <данные изъяты> напротив жилого <адрес>, между гаражами, расположенными вблизи <данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья: И.А. Шефер

Решение не вступило в законную силу.