Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Черных О.Г.; с участием: заявителя Исхакова Р.М. представителя администрации Советского района города Томска Хрячкова П.П., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год, при секретаре Цыгановой Е.А. рассмотрев 24 августа 2011 года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Исхакова РМ о признании недействительным требования № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ и признании действий администрации Советского района г. Томска по сносу гаражей расположенных по адресу: <адрес> г. Томск, незаконными, УСТАНОВИЛ: Исхаков Р.М. обратился в суд с заявлением о признании недействительными акта обнаружения самовольно размещенного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ, требования № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ и признании действий администрации <адрес> г. Томска по сносу гаражей, расположенных по адресу: <адрес> г. Томск, незаконными. В обоснование заявления указал, что является собственником металлического гаража, расположенного в массиве гаражей по <адрес> г. Томске. ДД.ММ.ГГГГ на воротах принадлежащего заявителю гаража было размещено требование №-мг от ДД.ММ.ГГГГ «О добровольном демонтаже самовольно размещенного объекта в срок до ДД.ММ.ГГГГ». В связи с данным требованием заявитель ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в администрацию Советского района г. Томска о предоставлении документов, на основании которых администрация Советского района г. Томска приняла решение о сносе гаража, принадлежащего заявителю. В ответ на обращение ему были направлены документы: акт об обнаружении самовольного размещенного объекта №№ от ДД.ММ.ГГГГ г, распоряжение администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №. Считает, что указанные акты, а также действия по сносу гаражей нарушают права и законные интересы заявителя на распоряжение и пользование принадлежащим ему имуществом – металлическим гаражом, поскольку вынесены неуполномоченным лицом, с нарушением требований Закона. Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ так же нарушает права заявителя, так как на основании данного распоряжения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий ему гараж будет снесен, что повлечет за собой нарушение его прав по распоряжению и пользованию принадлежащим ему имуществом – металлическим гаражом. Просит суд признать акт обнаружения самовольно размещенного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ, требование №-мг от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение администрации Советского района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными и признать действия администрации Советского района г. Томска по сносу гаражей, расположенных по адресу: г. Томск, <адрес>, незаконными. Определением Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления в части признания недействительным акта обнаружения самовольного размещенного объекта № от ДД.ММ.ГГГГ специалиста отдела застройки и землепользовании администрации Советского района г. Томска Е.В. Бриц, Исхакову Р.М. отказано. Заявитель Исхаков Р.М. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал по основаниям, в нем изложенном. Дополнительно пояснил, что гараж принадлежит ему на праве собственности. Земельный участок закреплен за металлическим гаражом. Право на землю, на котором расположен гараж – имеет, но какое – затруднился назвать. Пояснил, что добровольно демонтировать гараж не желает, поскольку акты незаконны. Представитель администрации Советского района г. Томска Хрячков П.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Указал, что права заявителя не нарушены, поскольку его право собственности на гаражи не подтверждено, отсутствует право пользование земельным участком. Акты и действия администрации Советского района города Томска являются законными и обоснованными. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае его самовольного занятия. В соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ. В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Согласно ст.38, 40 Устава г. Томска Администрация г.Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом. Согласно п.п.2.1, 3.1.3, 3.1.4 Положения об администрации Советского района города Томска, утв. Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (ред. от 01.12.2009), предметом деятельности администрации района является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопросов организации контроля и исполнения на территории района муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Томск"; она обеспечивает соблюдение правил благоустройства и санитарного содержания на территории района, разрабатывает планы благоустройства территории района и осуществляет контроль их исполнения; обеспечивает освобождение самовольно занятых территорий общего пользования на территории района. Заявитель указывает, что ему на праве собственности принадлежит металлический гараж, который установлен по адресу г. Томск, <адрес>, а администрация Советского района города Томска предпринимает меры по его сносу, чем нарушает его права по владению и пользованию гаражом. В судебном заседании пояснил, что ему принадлежат на праве собственности два гаража по указанному адресу, один из них на сегодняшний день демонтирован. В подтверждение права собственности на гаражи были по ходатайству заявителя допрошены свидетели З. и М которые показали, что заявитель длительное время пользуется одним гаражом, на каком праве – пояснить не смогли. В подтверждение того, что заявитель является владельцем гаража, им представлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ. о принудительном сносе самовольно установленного металлического гаража. Актом № от ДД.ММ.ГГГГ года комиссии специалиста отдела контроля застройки и землепользования администрации Советского района г. Томска ЕВ Б и ведущего специалиста отдела благоустройства администрации Советского района г. Томска установлено, что на земельном участке по ул. <адрес> г. Томск расположены металлические гаражи в количестве ---- штук, владельцы данных гаражей не установлены. Согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ года, собственнику металлического гаража по адресу: г. Томск, ул. <адрес> предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ года добровольно демонтировать его. Указано, что владелец металлического гаража по ул. <адрес> г. Томск не установлен. Распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ года поручено в целях благоустройства территории отделу контроля застройки и землепользования администрации Советского района г.Томска в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести в установленном порядке освобождение земельных участков территории Советского района г. Томска согласно прилагаемому перечню в границах типографических планов от самовольно установленных объектов; контрольно-ревизионному отделу разместить информацию о принудительном демонтаже данных объектов; имущество, обнаруженное при сносе гаражей, поместить на территорию ОАО «СЭМР»; рекомендовать ОМ № УВД по г. Томску обеспечить охрану общественного порядка при сносе гаражей. Согласно перечню земельных участков, подлежащих освобождению от самовольно установленных металлических гаражей (приложение № № к распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ), указан адрес: <адрес> г. Томск. Согласно п.п. 3.3.3.3.; 3.3.3.7; 3.4.2.2; 3.6.10. Постановления Администрации города Томска от 26 января 2011 г. N 55 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТОМСК" (в ред. постановлений администрации г. Томска от 01.06.2011 N 572, от 06.06.2011 N 583) запрещено устанавливать металлические гаражи и иные временные (некапитальные) объекты с нарушением установленного на территории муниципального образования Порядка размещения временных (некапитальных) объектов на придомовых территориях в летний период, на территориях индивидуальной жилой застройки, на территории административных объектов, объектов социальной сферы, объектов торговли, общественного питания, в зонах отдыха. Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ МЭРА ГОРОДА ТОМСКА от 4 сентября 2007 г. N 536 О ПОРЯДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ (НЕКАПИТАЛЬНЫХ) ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТОМСК" (в ред. от 03.02.2010 N 78), Приложению N 1 к постановлению Мэра города Томска от 04.09.2007 N 536 ПОЛОЖЕНИЕ "О ПОРЯДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ (НЕКАПИТАЛЬНЫХ) ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТОМСК" (в ред. постановлений от 03.02.2010 N 78) (далее – Положение), металлические гаражи относятся к временным (некапитальным) объектам (п. 1.3.6) Размещение и эксплуатация временных объектов осуществляется на основании муниципального правового акта администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта); протокола о результатах проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица; паспорта временного объекта (после размещения временного объекта) (п.2.1 Положения). Заявитель не представил доказательств законности размещения металлических гаражей на земельном участке. Также указал, что право на землю имеет, но какое – затруднился назвать. Контроль соблюдения установленного порядка размещения временных объектов на территории муниципального образования "Город Томск" осуществляют администрации районов города Томска (п.4.1 Положения) Администрации районов в т.ч. выдают обязательные предписания гражданам и юридическим лицам об устранении допущенных нарушений при размещении временных объектов в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами города Томска, в том числе об освобождении самовольно занятого участка земли (п. 4.3 Положения) Согласно Постановлению администрации г. Томска от 20.04.2010 N 345 (ред. от 28.12.2010) "Об утверждении Положения "О порядке освобождения территории муниципального образования "Город Томск" от самовольно размещенных объектов" (далее – Постановление) к объектам относится в т.ч. самовольно размещенный гараж. При обнаружении факта самовольного размещения объекта должностным лицом уполномоченного органа администрации города Томска составляется акт об обнаружении объекта согласно приложению № к настоящему положению. Содержание акта подробно регламентировано (п.2.1.1 Постановления). Акт обнаружения самовольно размещенного объекта №№ от ДД.ММ.ГГГГ. соответствует Постановлению и Приложению к нему. Указание заявителя на то, что акт составлен на ---- гаражей, а не на каждый в отдельности, суд не принимает, поскольку это не нарушает прав заявителя. Пункт 2.1.2 Постановления предусматривает, что должностное лицо уполномоченного органа администрации города Томска принимает меры к установлению лица, самовольно разместившего объект, и уведомляет его о необходимости демонтажа объекта и освобождения самовольно занятого земельного участка (территории) в добровольном порядке путем направления (вручения) письменного требования по форме согласно приложению 2 к настоящему положению. Форма оспариваемого требования соответствует Приложению 2. То обстоятельство, что, возможно, оспариваемое требование аналогичного содержания было развешано на гаражах иных владельцев, не нарушает права Исхакова Р.М. Срок демонтажа самовольно размещенного объекта в добровольном порядке определяется должностным лицом уполномоченного органа в письменном требовании с учетом вида и технических характеристик объекта, характера и сложности работ по его демонтажу и освобождению территории и не может превышать 1 месяца с момента вручения лицу письменного требования либо с момента направления указанного требования по почте в соответствии с пунктом 2.1.4 настоящего положения. В оспариваемом требовании срок добровольного демонтажа определен – до ДД.ММ.ГГГГ По пункту 2.1.4 требование о демонтаже объекта выдается лицу, самовольно разместившему объект, под роспись или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае если лицо, самовольно разместившее объект, не установлено, копия письменного требования размещается на фасаде объекта, о чем должностным лицом уполномоченного органа делается соответствующая отметка в акте об обнаружении объекта. Как установлено судом, на дату вынесения письменного требования собственник гаражей установлен не был. Требование было размещено на фасаде гаража, владельцем которого Исхаков Р.М. указывает себя. В п. 2.1.2. также указано, что произвести демонтаж самовольно размещенного объекта в требовании обязывается лицо, самовольно разместившее указанный объект, без указания фамилии, имени и отчества физического лица или наименования юридического лица. Кроме того, информация о демонтаже самовольно размещенного объекта, в отношении которого не установлено лицо, самовольно его разместившее, размещается на официальном сайте администрации города Томска и публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее 7 календарных дней до дня демонтажа объекта, указанного в требовании. Данное положение указано с целью доступа к информации лиц, разместивших объекты, но не пользующихся ими, для обеспечения доступа к информации. Возможное отсутствие публикации в СМИ никоим образом не нарушает права Исхакова Р.М., поскольку ему доступ к информации обеспечен, требование им обнаружено своевременно на фасаде гаража, ответ из администрации Советского района города Томска с приложением документов им получен. Остальные доводы заявителя основаны на предположениях. В обоснование своего заявления Исхаков Р.М. также указывает, что распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено и подписано неуполномоченным лицом. Однако данный довод опровергается распоряжением №к от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на К, подписавшего данное распоряжение, с ДД.ММ.ГГГГ возложены обязанности главы администрации Советского района г. Томска, тем самым у него имелись полномочия на издание и подписание обжалуемого распоряжения в соответствии с Положением об Администрации Советского района г. Томска. Глава администрации А принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.2.2.1. Постановления в случае, если лицо, самовольно разместившее объект, не установлено или в установленный ему срок не исполнило требование о демонтаже объекта в добровольном порядке, решение о демонтаже объекта принимается Главой администрации соответствующего района. Согласно п.2.2.2 решение о демонтаже принимается в форме распоряжения. Содержание Распоряжения № соответствует п. 2.2.2. Администрация Советского района города Томска имеет право осуществить действия по сносу металлических гаражей, поскольку соблюден весь предусмотренный нормативными актами порядок, добровольный демонтаж металлических гаражей владельцем не произведен. Добровольно, за свой счет Исхаков Р.М. не желает осуществлять демонтаж объектов. В силу п. 2.2.8 Постановления уполномоченный орган вправе требовать возмещение всех затрат собственником (владельцем) самовольно размещенного объекта на единый счет бюджета муниципального образования "Город Томск". В соответствие с п.25. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять в т.ч. соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Существенного несоблюдение установленного порядка судом не установлено. На основании ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В части 3 ст. 17 Конституции РФ устанавливается общепризнанный правовой принцип: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Фактически речь идет о запрете "злоупотребления правом (правами)". Баланс интересов, толерантность, достижение компромиссов несовпадающих целей и действий, общественное согласие и социальное партнерство являются основными признаками демократического общества. Это положение соответствует ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Исходя из вышеуказанного, обжалуемые акты приняты в соответствие с действующем законодательством, надлежащим лицом, в пределах его компетенции. Право на демонтаж данных объектов предоставлено администрации Советского района города Томска при невыполнении собственниками объектов требований в добровольном порядке. Данные акты и действия администрации Советского района города Томска не могут нарушать права заявителя, поскольку он расположил временные объекты – металлические гаражи – в нарушении действующего законодательства, самовольно занимает участок муниципальной земли, и, соответственно, обязан был демонтировать объекты в добровольном порядке за свой счет до ДД.ММ.ГГГГ В соответствие с п.24. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Исходя из представленных документов, срок на подачу заявления в суд заявителем не пропущен. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Исхакову РМ о признании недействительным требования № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ и признании действий администрации Советского района г. Томска о сносе гаражей расположенных по адресу: <адрес> г. Томск незаконным, ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: /подпись/ Копия верна Судья: О.Г. Черных Секретарь: Е.А. Цыганова Решение вступило в законную силу «_______» ________________ 2011 г Судья: Секретарь: