о признании подвергшейся радиации



№ 2-2396/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Черных О.Г.,

с участием:

истца Сергеевой Л.Б.

представителя истца Олесова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года

при секретаре Цыгановой Е.А.,

рассмотрев 25 августа 2011 года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Сергеевой ЛБ к Департаменту социальной защиты населения Томской области о внесении сведения в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, к МЧС России о выдаче удостоверения установленного образца, выдаваемое гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне,

УСТАНОВИЛ:

Сергеева Л.Б. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области, МЧС России о признании пострадавшей от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр).

Свои требования мотивировала тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ год проживала в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, то есть, в зоне риска в связи с испытаниями на Семипалатинском полигоне. Согласно проведенного хромосомного анализа, у нее имеется в настоящее время суммарная (накопленная) доза радиации сЗв.

Истец Сергеева Л.Б., ее представитель Олесов А.А. настаивали на удовлетворении требований, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента социальной защиты населения Томской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик - МЧС России в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Выслушав сторону истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Указанная норма права не связывает нахождение гражданина в определенных населенных пунктах с датами производства ядерных взрывов, а связывает их проживание в этих населенных пунктах с указанным в законе периодом времени с 1949 года по 1963 год.

Меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.

Согласно п.1 «Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 634 отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Правительством Российской Федерации на основании расчетов доз облучения утверждены перечни населенных пунктов Алтайского края и бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 года № 162-р и от 15 марта 1995 года № 356-р (в редакции распоряжения Правительства от 8 февраля 2002 года № 156-р). Перечни составлены с учетом времени радиационного воздействия на население (даты взрывов, которые оказали это воздействие) и величины возможной полученной дозы.

<адрес> и <адрес> отсутствуют в Перечне от 15 марта 1995 года № 356-р и от 10 февраля 1994 года № 162-р.

Вместе с тем, как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 19 июня 2002 года, в силу статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года). В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью радиационным воздействием, за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни. Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства. Вместе с тем условия и порядок реализации государством названной обязанности, включая процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат, формы социальной поддержки пострадавших лиц и их дифференциацию, в частности в зависимости от объема вреда, определяются федеральным законодателем, который при реализации своих дискреционных полномочий, во всяком случае, не должен ставить под сомнение право пострадавших на получение возмещения вреда и призван стремиться к обеспечению такого возмещения в полном объеме.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" установленные данным Федеральным законом меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Как следует из названного законоположения - с учетом целевого предназначения данного Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ, выраженного в его преамбуле, - меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.

Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Из этого исходит и Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения", который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26). С учетом указанных законоположений в системном истолковании со статьей 2 действовавшего на тот момент Федерального закона от 19 августа 1995 года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", определявшей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 декабря 1999 года N 197-О пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. Данный вывод был сформулирован Конституционным Судом Российской Федерации в связи с обращением заявителя, который получил суммарную дозу облучения свыше 100 бэр в одном из населенных пунктов, включенных в соответствующий перечень Правительством Российской Федерации, но проживал в этом населенном пункте в 1968 - 1973 годах, т.е. не в тот установленный федеральным законодателем период, с которым связывалось предоставление льгот и компенсаций.

Согласно, представленной трудовой книжке истца:

- ДД.ММ.ГГГГ зачислена на <адрес> обувную фабрику рабочей;

- ДД.ММ.ГГГГ – уволена с фабрики с переводом на выборную должность;

- ДД.ММ.ГГГГ принята временно на выборную должность заместителя председателя фабкома;

- ДД.ММ.ГГГГ – зачислена в группу парикмахеров <адрес> училища ;

- ДД.ММ.ГГГГ – принята в парикмахерскую;

- ДД.ММ.ГГГГ – принята на автобазу треста «К» рабочей.

- ДД.ММ.ГГГГ – принята в совхоз «Т» подсобным рабочим;

- ДД.ММ.ГГГГ – переведена аппартчищей ХВО (химические водоочистки);

- ДД.ММ.ГГГГ – принята рабочей в комплексную экспедицию АООТ института «ТЭСП»;

- - ДД.ММ.ГГГГ принята в <адрес> мебельную фабрику лаборантом;

- 10.13.1997 г - принята в комплексную экспедицию ОАО института «ТЭСП»;

- ДД.ММ.ГГГГ – принята техничкой в Ч ДМШ;

- ДД.ММ.ГГГГ – принята уборщицей производственных и служебных помещений ОАО «Г»;

- ДД.ММ.ГГГГ – переведена аппаратчиком ХВО ОАО «Г»;

- ДД.ММ.ГГГГ – принята в район котельных аппаратчиком химводоочистки в котельную на <адрес> в ОАО «Т», в последующем, будучи на данном рабочем месте, переводом работала в разных организациях, в настоящее время в МУП «ТЭК.

Согласно справке МУП «ТЭК», работа Сергеевой Л.Б. – аппаратчик химической и водной очистки 3 разряда комплекса теплоснабжения по <адрес>, не связана с радиоактивным излучением.

Из чего суд делает вывод, что истец по месту работы не могла получить дозу радиации.

Согласно свидетельству о рождении серии ФШ , выданному ДД.ММ.ГГГГ, Козлова Л.Б. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Как следует из аттестата о среднем образовании КА от ДД.ММ.ГГГГ, Козлова (Сергеева) Л.Б. закончила среднюю общеобразовательную трудовую политехническую школу <адрес>.

Из свидетельства о заключении брака II-ДА выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ЗАГС <адрес>, Козлова Л.Б. вступила в брак и ей присвоена фамилия – Сергеева.

Согласно удостоверению СП , выданному Ленинской администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Сергеева Л.Б. в период с сентября ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, расположенном в зоне повышенной радиации и с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, расположенном в зоне максимального риска.

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ, зона повышенного радиационного риска – часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период; зона максимального радиационного риска – часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению с дозой воздействия на население от 35 до 100 бэр за весь период испытаний. Данная справка является приложением к удостоверению .

Из хромосомного анализа, проведенного НИИ МГ СО РАН г. Томска (лицензия от ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при анализе 500 клеток, хромосомные аберрации встречены следующих типов: одиночные и парные фрагменты, дицентрические хромосомы, расчет эквивалентной дозы показал, что значение цитогенетической индикации облучения соответствует дозе .

В соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Действительно, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 г. № 5 о Методических указаниях 2.6.1.2574-2010 установлен порядок определения суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» установлен порядок определения суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Как следует из лицензии НИИ МГ СО РАН г. Томска имеет право осуществлять работы по генетики, лабораторной генетики, медицинской генетики. При осуществлении высокотехнологической медицинской помощи: медицинской генетики.

Согласно выписки из амбулаторной карты истца, выданной МУЗ «ЦРП» г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, Сергеева Л.Б. не страдает лучевыми заболеваниями и к ней не применялись методы лучевой терапии, терапии противоопухолевыми препаратами, радиоизотопными методами исследования.

Таким образом, совокупность вышеуказанных доказательств дает основания полагать, что (накопленная) суммарная доза радиации была получена Сергеевой Л.Б. именно по месту проживания в районе действия Семипалатинского полигона, ввиду отсутствия иных источников радиационного воздействия.

В опровержение позиции истца ответчиками в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств не представлено.

Удовлетворение требований истца повлечет правовые последствия: получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10 января 2002 года.

В силу ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления.

Выдача удостоверения является правовым последствием принятого решения о признании истца пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1990 годах с получением суммарной дозы радиации больше 5 сЗв (бэр).

Таким образом, суд приходит к выводу, что все обстоятельства, требующие доказывания по заявленным истцом требованиям, нашли свое подтверждение. Их удовлетворение повлечет правовые последствия: получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне № 2-ФЗ от 10 января 2002 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Сергееву ЛБ пострадавшей от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр).

Обязать Департамент социальной защиты населения Томской области внести сведения о Сергеевой ЛБ в реестр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Обязать МЧС России выдать Сергеевой ЛБ удостоверение установленного образца, выдаваемое гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, с указанием сведений, представленных Департаментом социальной защиты населения Томской области.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска.

Судья

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет «_______» _____________________ 2011 г

Судья: О.Г. Черных