О включении периода работы в общий трудовой и страховой стаж



Дело № 2-1807/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Мацкевич Р.Н.

при секретаре Оленёвой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по иску Еловской НГ к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации о возложении обязанности включить период работы в общий трудовой страховой стаж,

у с т а н о в и л :

Еловская Н.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области (далее по тексту ГУ-УПФ РФ в г. Томске) о возложении обязанности включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в ЗАО «М» в общий трудовой и страховой стаж.

В обоснование исковых требований указала, что ей назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томской области от 24.12.2010 из страхового стажа исключен период работы в АСК «М».

В связи с тем, что трудовая книжка была утрачена (сейф с документами в организации, где я ранее работала, был похищен) периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ подтверждались мной справками.

Основанием для исключения указанного периода из страхового стажа послужило то обстоятельство, что в предоставленной справке отсутствует полное имя и отчество; дата рождения; даты издания приказов о приеме и увольнении, на индивидуальном лицевом счете отсутствуют сведения о работе в АСК «М».

Еловская Н.Г. работала полный рабочий день, получала заработную плату, пользовалась отпуском, оплачивались периоды временной нетрудоспособности, производились все удержания из заработной платы.

ЗАО «М» в настоящее время фактически не действует, местонахождение не известно.

Таким образом, истец считает, что ее пенсионные права нарушены, в связи, с чем обратилась в суд за их защитой, и просит удовлетворить заявленное требование.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Томске Томской области Мамаев А.Е., действующий на основании доверенности от 11.01.2011г. со сроком действия до 31.12.2011г. исковые требования не признал, указав, что истица зарегистрирована в качестве застрахованного лица в ПФР с ДД.ММ.ГГГГ., поэтому с указанной даты сведения о ее трудовом стаже учитываются на основании ее индивидуального лицевого счета, в лицевом счете истицы стаж работы в спорные периоды в ЗАО «М» отсутствует.

Причем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. стаж учтен как работа у работодателя Г поскольку за этот период имеется уплата заработной платы и начисление взносов согласно выписки из индивидуального лицевого счета.

Стаж работы в спорные периоды истице не может быть учтен по трудовой книжке, так как сведения о работе после регистрации в данных ПФР, могут быть учтены только по данным ИЛС. Истцом не указаны правовые основания своего требования в отношении работы после регистрации в данных персонифицированного учета ПФР.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика изучив письменные доказательства по делу, полагает исковое требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция РФ в ч. 1 и 2 ст. 39 закрепляет принцип, согласно которому каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а также в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии устанавливаются законом.

Для реализации названного права принят и введен в действие Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе,периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Согласно ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.18 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, согласно которых предусмотрено, что в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица); при подсчете страхового стажа подтверждаются в том числе, периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Представленная Еловской Н.Г. трудовая книжка содержит сведения о работе лишь с ДД.ММ.ГГГГ у частного предпринимателя Г стороной ответчика не оспаривается факт утраты трудовой книжки истца.

Справкой М от 25.07.2001г. подтверждается, что Еловская Н.Г. была принята на работу в ЗАО «М» в качестве ........ с ДД.ММ.ГГГГ уволена с ДД.ММ.ГГГГ

Данная справка не указывает полное имя и отчество Еловской и основания для исчисления указанного периода работы.

Согласно справки Архивного отдела Администрации г. Томска от 21.01.2011г. документы по личному составу М» г. Томск на хранение не поступали, их местонахождение архиву не известно.

В справке ОГУ «Центр документации новейшей истории Томской области» от 19.01.2011г. , указано, что документы М» г. Томск на хранение не передавались, в связи с чем подтвердить стаж работы Еловской Н.Г. в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. не представляется возможным.

В ОГУ «Государственный архив Томской области» указанные документы также не передавались (справка от 20.01.2011г. )

Согласно справке от 22.06.2011г. выданной ЗАО «М», при переходе права собственности по решению внеочередного собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ. Протокол вся учетная документация передана не была.

Допрошенная в судебном заседании свидетель Ш. пояснила, что совместно работала с истицей в М в указанный в справке период времени. Согласно трудовой книжки свидетеля, запись она была принята ДД.ММ.ГГГГ. в М» на должность ......... Уволена по собственному желанию – ДД.ММ.ГГГГ. Из данных о стаже Ш представленных ГУ УПФ РФ в г.Томске Томской области следует, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ ей был засчитан в стаж работы.

Свидетель В пояснила, что работала в М» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., примерно месяцем позже на работу в ту же компанию была принята Еловская Н.Г., работала в одном цехе со свидетелем, перерывов в работе в ДД.ММ.ГГГГ не было.

Факт работы свидетеля подтверждается записями в трудовой книжке на ее имя.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П указано, что как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24 февраля 1998 года № 7-П, от 23 декабря 1999 года № 18-П и от 22 марта 2007 года № 4-П, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из них требования сбалансированности прав и обязанностей; этим обусловлены, в частности, недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на обязательное социальное страхование и из которых формируются его средства, и предоставляемым страховым обеспечением, необходимость обеспечения соотносимости между страховыми взносами и трудовой пенсией.

В действующем пенсионном законодательстве такая соотносимость достигается установлением зависимости размера трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии (абз.4 и 8 ст.2, п.п.5 и 9 ст.14, п.3 и 5 ст.15, п.2 ст.16, п.п.3-5 ст.17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п.1 ст.9, ч.1 ст.20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Так, расчетный пенсионный капитал, исходя из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п.7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы страховых взносов включаются в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год, поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.

Такой порядок распределения сумм страховых взносов по индивидуальным лицевым счетам - в силу индивидуально возмездного характера этих платежей и обязательности их уплаты страхователем - позволяет осуществлять их надлежащий учет в составе расчетного пенсионного капитала каждого застрахованного лица и тем самым реализацию застрахованными лицами права на получение страхового обеспечения в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах.

Механизм обязательного пенсионного страхования, в рамках которого уплате страховых взносов придано значение необходимого условия для включения соответствующих периодов трудовой деятельности застрахованного лица в его страховой стаж, а размер трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) непосредственно зависит от суммы уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации в его пользу страховых взносов, предполагает и наличие соответствующих государственных гарантий реализации застрахованными лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме.

При решении вопроса о назначении застрахованным лицам, работавшим по трудовому договору, трудовой пенсии и ее размере органы Пенсионного фонда Российской Федерации исходят из того, что в силу п.1 ст.10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абз.3 п.7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в системной связи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения трудовых пенсий, формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, определение размера страховой части трудовой пенсии и ее перерасчет, непоступление страховых взносов за те или иные периоды трудовой деятельности застрахованных лиц не позволяет включать такие периоды работы в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию; при том что исчисление страховой части пенсии (ее перерасчет) осуществляется из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии (осуществляется ее перерасчет), а суммы страховых взносов на ее финансирование включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили в Пенсионный фонд Российской Федерации, неисполнение страхователем обязанности по своевременной и полной уплате страховых взносов влечет для застрахованного лица (работника), которое выполняло оплачиваемую работу по трудовому договору и в силу закона подлежало в этот период обязательному пенсионному страхованию, и такие неблагоприятные последствия, как занижение размера устанавливаемой страховой части трудовой пенсии, в том числе при ее перерасчете в случае продолжения трудовой деятельности после назначения трудовой пенсии.

Закрепляя права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, а также осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается названным Федеральным законом на налоговые органы, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафов - на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, эти органы имеют полномочия для обеспечения, в том числе в принудительном порядке, исполнения страхователем, не уплачивающим страховые взносы, установленных законом требований.

Застрахованным лицам предоставлено право получать от работодателя и органов Пенсионного фонда Российской Федерации информацию о начислении и уплате страховых взносов, осуществлять контроль за их перечислением работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан бесплатно один раз в год направлять застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений. Однако поскольку сами застрахованные лица непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, они, хотя и получают указанную информацию, как правило, не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П в п.4.3 установлено, что Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.

Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 Конституции Российской Федерации пенсионные права.

Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 и 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, исходя из принципов, закрепленных в ст.19 и ст.55 Конституции Российской Федерации, обстоятельств, установленных в судебном заседании: факт работы Еловской Н.Г. в М» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца о включении указанного периода времени в общий трудовой и страховой стаж.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области включить в общий трудовой и страховой стаж период работы Еловской НГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве ........

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения.

Председательствующий: подпись

Решение вступило в законную силу 02.08.2011

.

.

.

.