О возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, исходя из ьзаработной платы



Дело № 2-1518/2011

08 июня 2011 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Мацкевич Р.Н.

при секретаре Оленёвой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по иску Березовской ЛП к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии исходя из определенного размера заработной платы,

установил:

Березовская Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Томск Томской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии исходя из определенного размера заработной платы за период с 25.11.1980 г. по 30.04.1985 г. в среднем <данные изъяты>.

В обоснование искового требования истец указывает на то, что назначенная пенсии по старости имеет маленький размер, поскольку не был учтен период работы с 25.11.1980 г. по 30.04.1985 г., так как ею не была представлена справка о размере заработной платы в указанный период, однако, справку она представить не может, поскольку в настоящее время организация, где она в это время трудилась, прекратила свою деятельность, документы в архив не переданы. Вместе с тем, размер заработной платы может быть установлен на основании показаний свидетелей, она имела ежемесячный оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, на данный оклад подлежал начислению районный коэффициент, а также выплачивалась ежемесячно премия в размере около <данные изъяты> процентов заработка. С учетом указанного обстоятельства, она ежемесячно получала заработную плату после удержания подоходного налога в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании Березовская Л.П. исковое требование поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика исковое требование не признал, указывая на то, что при невозможности документально подтвердить среднемесячный заработок при отсутствии архивных документов и утрате первичных документов о заработке могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на конкретном предприятии, исходя из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Соответствующие разъяснения даны Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным Фондом РФ в письме от 27.11.2001 г. . При этом усредненные показатели о заработке не свидетельствуют об индивидуальном заработке.

Заслушав доводы сторон, пояснения свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковое требование Березовской Л.П. не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с Решением от 03.03.2006 г. отдела ПФР по Советскому району г.Томска ГУ УПФ РФ в г.Томск Томской области Березовской Л.П. назначена трудовая пенсия по старости по ст.71 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» по имеющимся документам, по справке о заработной плате за период с 1985-1992 г.г. выбран наиболее выгодный вариант, недостающие месяцы были учтены за <данные изъяты> рублей.

Согласно справки без номера от 09.02.2011 г. пенсия Березовской Л.П. составляет <данные изъяты>, что ниже прожиточного минимума для пенсионеров по г.Томску в момент получения.

В соответствии с п.2 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного лица по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

Согласно п.1 ст.18 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктами 3, 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и ПФ № 16/19па от 27.02.2002 г. к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также:

справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов с указанных доходов;

справки Пенсионного фонда Российской Федерации о доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых применяется упрощенная система налогообложения, или единый налог на вмененный доход;

свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности", выдаваемое территориальным органом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным Законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";

справки работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов;

расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения;

копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

В соответствии со ст.60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Письмом ПФ РФ от 01.11.2002 N ЛЧ-25-27/10030 "О порядке исчисления среднемесячного заработка при оценке пенсионных прав лиц, работавших в организациях, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход" установлено, что на основании ст.3 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" плательщиками данного налога могут являться юридические лица (организации), осуществляющие предпринимательскую деятельность в установленных сферах. При этом со дня введения данного налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с его плательщиков до 1 января 2001 г. не взимались платежи в государственные внебюджетные фонды, а после указанной даты - единый социальный налог.

Однако при применении Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место до 1 января 2002 г., приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.2 ст.29 Закона от 17 декабря 2001 г.).

Более того, до 1 января 2001 г. за граждан, работавших по трудовым договорам в указанных организациях или получавших от них вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере одного процента выплат, начисленных в их пользу по всем основаниям независимо от источников финансирования (см., например, Федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды от 4 января 1999 г. № 1-ФЗ и от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ соответственно на 1999 г. и 2000 г.).

Таким образом, исчисление среднемесячного заработка для определения расчетного размера трудовой пенсии лиц, работавших в организациях, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, до 1 января 2001 г. производится исходя из суммы выплат, на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в размере одного процента, а после указанной даты - из суммы начисленных в их пользу выплат, отраженных в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.

То есть, для расчета размера пенсии требуется определение размера выплат работнику, в не усредненного показателя заработной платы за определенный период времени.

Из трудовой книжки Березовской Л.П. следует, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты>.

Сторонами не оспаривается, что истцом не предоставлялись документы, свидетельствующие о среднемесячном заработке Березовской Л.П. по указанному месту трудовой деятельности.

Согласно справке ОАО «<данные изъяты>» в соответствии с приказом Госкомобеспечения РСФСР от 28.10.1991 г. Управление снабжения и сбыта Томского облисполкома преобразовано в коммерческо-торговую фирму «<данные изъяты>» Госкомобеспечения РСФСР; согласно решения Главы администрации Ленинского района г.Томска от 14.12.1992 г. коммерческо-торговая фирма «<данные изъяты>» Госкомобеспечения РСФСР преобразована в АООТ <данные изъяты>», которое, в свою осередь, переименовано в ОАО «<данные изъяты>», зарегистрировано Томской городской регистрационной палатой за от 01.07.1996 г.

Из Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что ОАО «<данные изъяты>» прекратило деятельность 20.06.20208 г.

Как следует из справки архивного отдела администрации города Томска от 16.12.2010 г. , ОГУ «Центр документации новейшей истории Томской области» от 18.12.2010 г. , ОГУ «Государственный архив Томской области» от 30.12.2010 г. и от 08.04.2011 г. на хранение в архивы документы Управления снабжения и сбыта Томского облисполкома не передавались.

Доказательств отсутствия документов у вышестоящего органа (п.3 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и ПФ № 16/19па от 27.02.2002 г.) для установления размера среднемесячной заработной платы на основании показаний свидетелей – истцом не представлено.

При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда в соответствии с Письмом Минтруда РФ N 8389-ЮЛ, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 г. «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников» органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Таким образом, подтверждение индивидуального характера заработка, то есть, заработка в определенном размере, а не исходя из сведений о предполагаемом среднем заработке для указанной должности в указанном учреждении, организации, является обязательным.

Из справки Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области от 22.01.2007 г. следует, что среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников аппарата органов государственного управления составляла: в <данные изъяты> Вместе с тем, данная справка свидетельствует о среднем размере заработной платы между всеми работниками всего аппарата органов государственного управления (между минимальным и максимальным размером заработка таких работников безотносительно к конкретному, определенного органу.

Кроме того, из указанной справки следует, что размер среднего месячного заработка в аппарате органов государственного управления за 5 лет изменялся, истец же, утверждает о сохранении заработной платы в неизменном виде.

Свидетель М пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ работала вместе с истцом, замещала должность <данные изъяты>. Заработная плата устанавливалась в соответствии со штатным расписанием, которое утверждалось ежегодно. Должностной оклад <данные изъяты> составлял в ДД.ММ.ГГГГ годах <данные изъяты> рублей, выплачивалась один раз в год 13-ая зарплата – за счет экономии фонда заработной платы, размер определялся исходя из размера фонда. Также осуществлялась выплата премии, премия выплачивалась ежеквартально, размер составлял 30-40 % от должностного оклада при условии выполнения планов, имели место и снижение размера премии, это было предусмотрено Положением о премировании. Выплата премии осуществлялась на основании приказа руководителя Управления. О фактах нахождения Березовской Л.П. в отпуске без сохранения заработной платы или оплате временной нетрудоспособности она не помнит.

Свидетель М которая согласно записям в ее трудовой книжке работала в <данные изъяты> в том числе в указываемый истцом период – в должности <данные изъяты>, пояснила, что Березовская Л.П. работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с окладом <данные изъяты>, такой вывод она делает исходя из того обстоятельства, что знает свой оклад, а у <данные изъяты> оклад был на <данные изъяты> рублей больше, чем у нее. Оклад в этот период времени не менялся, если менялся, то не только для <данные изъяты>, а для всего штата. Ежеквартально выплачивалась премия к окладу, Положением о премировании была предусмотрена возможность лишения премии за какие-либо показатели. Кроме того, выплачивалась один раз в год по итогам прошедшего года 13-ая зарплата. Случаев нахождения истца в состоянии нетрудоспособности или фактов удержаний из ее заработной платы свидетель не помнит.

Свидетель Г. пояснил, что работал совместно с Березовской Л.П. <данные изъяты> в <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ когда пришел, истец уже работала, оклад у них был одинаковый. Вопросы о заработной плате с ней не обсуждали, но у свидетеля был оклад <данные изъяты>, в среднем заработная плата составляла <данные изъяты>. По месяцам назвать размер заработной платы нельзя, поскольку этот размер мог быть больше или меньше. Оклад устанавливался штатным расписанием, штатное расписание принималось на каждый год. Не известно свидетелю, происходило ли уменьшение или увеличение оклада Березовской Л.П. Ежеквартально выплачивалась премия при выполнении ряда условий в размере 40 % от оклада, а также один раз в год выплачивалась годовая премия примерно в размере среднемесячного заработка. За время работы свидетеля Березовская Л.П. на больничном или в отпуске без сохранения заработной платы не находилась.

Свидетель Ч пояснила, что работала в <данные изъяты> вместе с истцом в <данные изъяты>. Штатным расписанием ежегодно устанавливался оклад, оклад мог быть установлен в границах, определенных в штатном расписании между наименьшим и наибольшим размером – так называемая «вилка» оклада, но всегда оклад назначался по наибольшему предусмотренному размеру. Оклад истца был <данные изъяты>. Положением о премировании предусматривалась выплата премии в размере 40 % ежеквартально, бывали случаи снижения размера премии.

Таким образом, изложенные выше показания свидетелей не предоставляют достаточной информации о размере фактически полученной истцом заработной платы по каждому месяцу указанного ею отрезка времени, поскольку такой расчет, в любом случае, может строиться лишь на предположении: при определении размера должностного оклада в фиксированной величине, имели место не ежемесячные, а ежеквартальные выплаты премии, размер премии не был фиксирован, а выплата осуществлялась на основании приказов, при выполнении определенных показателей, размер премии устанавливался в пределах 30-40 % от должностного оклада, но мог быть и снижен в зависимости от результатов деятельности. Несмотря на то, что никто из свидетелей не указал на факт снижения размера премии в отношении непосредственно истца, однако и бесспорных сведений о том, что такая премия была фиксировано получена в определенные моменты времени – не представили. Суд приходит к выводу, что на протяжении указанного истцом периода времени размер ее заработка не был постоянным, а менялся в зависимости от осуществляемых выплат премии квартальной (с непостоянным размером), премии годовой. При этом подлежит учету и то обстоятельство, что период исчисления среднего заработка в ДД.ММ.ГГГГ заканчивается апрелем месяцем, а показания свидетелей не указывают месяц получения годовой премии, указывая лишь на начало года без определения границ такого периода.

Учитывая переменность сумм заработной платы в спорный период времени отсутствует возможность удовлетворить требование истца об осуществлении перерасчета пенсии исходя из установления ее заработка в ежемесячном фиксированном размере.

Кроме того, для расчета размера пенсии должен применяться средний заработок за 60 месяцев, однако, в исковом заявлении истец просит осуществить расчет размера пенсии исходя из размера заработка лишь за 53 месяца 5 дней: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ данного периода недостаточно для исчисления среднемесячного заработка.

Учитывая указанные обстоятельства, заявленное требование по мнению суда не может быть удовлетворено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового требования Березовской ЛП к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии исходя из определенного размера заработной платы – отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись

Решение вступило в законную силу 15.07.2011

.

.

.

.