о признании приказа не законным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.09.2011 суд Советского района г. Томска в составе:
председательствующего Чернышевой ЛИ
при секретаре Симагиной ТС,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием истца, представителя ответчика Масленниковой ИВ, гражданское дело по иску САННИКОВА ВА к Управлению внутренних дел по Томской области о признании приказа не законным,

установил:

Истец проходил службу в органах внутренних дел в звании <данные изъяты> по должности <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволен по ст. 19 п. «3» Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) с исчислением выслуги лет в календарном исчислении в 24 года 00 месяцев 22 дня.

ДД.ММ.ГГГГ приказом л/с, выслуга лет (во изменение приказа от ДД.ММ.ГГГГ л\с) исчислена в 23 года 11 месяцев 19 дней на основании заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ- исключен период нахождения на военных сборах в рамках завершения программы обучения на военной кафедре.

Указывая, что обучение на военной кафедре и завершающий этап - военные сборы (практическая летная подготовка) - обязательная часть образовательного процесса, без чего получение диплома о высшем образовании не представлялось возможным, истец обратился в суд за оспариванием приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку это отражается на его пенсионных правах: в выслугу не зачтено 2 месяца.

В судебном заседании исковые требования поддержал и просил приказ начальника УВД по ТО л/с от ДД.ММ.ГГГГ (в части, касающейся его) признать не законным.

Пояснил, что в период обучения по очной форме в ВУЗе в 80-тые годы, параллельное обучение на военной кафедре не зависело от волеизъявления студента, обучение на офицера запаса было включено в учебный план в обязательном порядке. Отчислен он был из <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до этого момента значился в числе студентов. Поскольку период обучения включается ответчиком в выслугу лет, то и этот период изначально при увольнении был исчислен и включен правомерно.

Представитель ответчика иск не признала и пояснила, что при увольнении истца была допущена ошибка кадровой службой при исчислении выслуги лет, которая оспариваемым приказом была исправлена. Полагает, что военные сборы могут включаться, в соответствии с Постановлением СМ РФ от 22.09.93 г., принятым во исполнение Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», только после 01.03.1993, т.е. истцу период сборов включен быть не может. Кроме этого, полагала, что, учитывая перенос истцу в дальнейшем даты увольнения и изложения приказа л/с в новой редакции, на пенсионных правах истца оспариваемый приказ не отражается: выслуга с учетом переноса даты увольнения увеличилась на 3 месяца.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд исковые требования Санникова ВА находит подлежащими удовлетворению.

Стороны сошлись во мнении, что в соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», истец, как лицо, проходившее службу в органах внутренних дел, и что, при исчислении истцу выслуги лет, следует руководствоваться «Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ».

Согласно положений ст. 63 постановления ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Изначально выслуга лет истцу при увольнении приказом л/с ( <данные изъяты> была исчислена в 24 года 00 месяцев 22 дня с включением периода обучения на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом л\с, о незаконности которого заявляет истец, выслуга лет исчислена в 23 года 11 месяцев 19 дней: исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения на военных сборах после защиты дипломного проекта по специальности.

Таким образом, обстоятельство, требующее доказывания по настоящему делу - является ли исключенный период частью учебного процесса и, следовательно - подлежит ли включению в стаж при исчислении выслуги лет.

По мнению суда, ответчик, издавая спорный приказ, не учел, что спорные правоотношения, связанные с исчислением стажа, носят длящийся характер.

Положения ч.1 ст.6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.18, 19, ч.1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и, связанную с ней, предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право, будет уважаться властями и будет реализовано.

Представитель ответчика не отрицала, что обучение истца имело место в период действия закона РСФСР «О народном образовании».

Согласно ст.5 Закона РСФСР «О народном образовании» от 02.08.1974, в РСФСР в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР существовала единая система народного образования , включавшая в себя и высшее образование, которая обеспечивала ни только общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, но и служила коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовила ее к труду и общественной деятельности.

Статья 73 Закона РСФСР «О народном образовании» регламентирует, что в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании высшие учебные заведения осуществляют свою деятельность на основе Положения о высших учебных заведениях СССР, утверждаемого Советом Министров СССР.

В ст. 3. раздела 1 Постановление Совмина СССР от 22.01.1969 N 64 «Об утверждении Положения о высших учебных заведениях СССР» одной из главных задач высших учебных заведений является воспитание у студентов чувства долга и готовности к защите социалистической Родины.

Одной из главных задач высшего учебного заведения Закон РСФСР «О народном образовании» (ст. 74) ставит цель воспитания в студентах готовности к защите социалистического Отечества.

Согласно Инструкции по организации и проведению учебного процесса на военных кафедрах учебных заведений основополагающими документами для организации учебного процесса по военной подготовке студентов являются: Положение о военной подготовке студентов (курсантов) высших и учащихся (курсантов) средних специальных учебных заведений по программе офицеров запаса, Положение о военных кафедрах учебных заведений и Программа военной подготовки офицеров запаса из числа студентов учебных заведений, объявленных Приказом Министерства обороны и Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 080/60с в 1983 г.

Приложением 17 к Инструкции прямо предусмотрено, что субъектами учебных сборов являются студенты, а тот факт, что прохождение практики (военных сборов) является частью учебного процесса - завершающим этапом - обучения на военной кафедре ВУЗа для подготовки из числа студентов офицеров запаса подробно излагается в разделе 13 Инструкции.

Представленными выписками из приказов о зачислении истца в число студентов, об отчислении из Вуза (<данные изъяты>), ответом учебного заведения (<данные изъяты>) подтверждено, что зачисление имело место ДД.ММ.ГГГГ а отчисление - ДД.ММ.ГГГГ-, т.е. период «студенчества» истца охватывается данными приказами.

Таким образом, по мнению суда, нашел подтверждение факт того, что обучение на военных кафедрах ВУЗов - обязательная часть учебного процесса ВУЗа, уклонение от исполнение которого исключено.

Кроме этого, статьей 2 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливается, что назначение пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Период обучения истца в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к периоду деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения пенсионных выплат Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ признал в постановлении от 29.01.2004 № 2-П пункт 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не противоречащим Конституции РФ в той части, в какой он исключает из общего трудового стажа некоторые периоды общественно полезной деятельности (в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях), включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, поскольку эта норма действует во взаимосвязи с иными нормами нового Закона, предусматривающими новые механизмы увеличения размера трудовой пенсии, в результате которых минимальный уровень пенсионного обеспечения превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии.

Ухудшение правового положения истца не допустимо.

Поэтому в данном случае применима правовая позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 N 2-П и Пленумом ВС РФ в постановлении от 20.12.2005 N 25 в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В период обучения истца в высшем учебном заведении действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, в соответствие с п. 109 которого, кроме работы в качестве рабочего или служащего, в общий трудовой стаж засчитывалось, в том числе, обучение в высших учебных заведениях... (подп. "и "), при условии, если ему предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подп. "к".

Поскольку периоду обучения истца в <данные изъяты> заведении предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( <данные изъяты>), трудовая деятельность, что подтверждено послужным списком, выпиской военкомата и трудовой книжкой, период учебы с подлежал зачету в общий трудовой стаж истца.

Не состоятельной суд находит позицию ответчика о правомерности исключения спорным приказом из выслуги лет периода учебных сборов, на основании ст. 1 Положения «О порядке исчисления выслуги лет...» (утвержденного постановлением СМ РФ № 941 от 22.09.1993), позволяющего зачитывать период военных сборов, если они имели место после 1 марта 1993 года, поскольку спорный период суд относит к периоду обучения, а не к периоду, подпадающему под действие Закона «О воинской службе», раскрывающего понятие «военные сборы», как полагает ответчик.

Не состоятельна и позиция ответчика о нецелесообразности оспаривания приказа после пересчета выслуги лет и её увеличения по иным основаниям приказом л\с от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку исковые требования касаются не отмены приказа, а признания его не законным. Кроме этого, и отмененным приказ л/с (уточнением к которому в части выслуге лет является спорный приказ) счесть нельзя, поскольку приказом от ДД.ММ.ГГГГ приказ об увольнении не отменен, а лишь изложен в новой редакции.

Руководствуясь ст. ст. 14-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить: признать приказ начальника УВД по Томской области л\с от ДД.ММ.ГГГГ (в отношении Санникова ВА) не законным.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд Советского района г. Томска в течении 10 дней.

Судья: