о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта нежвижимости земельного участка



Дело № 2-2733/2011

Именем Российской Федерации

Решение

19 сентября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

Председательствующего Николаенко Е.С.

При секретаре Меркульевой Н.С.

С участием

Представителя заявителя Глушко Л.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Заинтересованного лица - представителя ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области Зуева Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Прохорова Г.В. к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Томской области о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости земельного участка, обязании осуществления кадастрового учета изменений

Установил:

Прохоров Г.В. обратился в суд с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Томской области (далее – ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области) о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости земельного участка, обязании осуществления кадастрового учета изменений.

В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он по договору купли-продажи нежилого помещения приобрел в собственность <-----> нежилое здание, площадью <-----> кв.м. по адресу, <адрес> право на который было зарегистрировано в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел право собственности на земельный участок под зданием на землях населенного пункта для эксплуатации административного здания, площадью <-----> кв.м. по адресу: <адрес> кадастровый номер , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <-----> района города Томска по заявлению Прохорова Г.В. было принято решение о переводе нежилого здания в жилой дом. Актом приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию после завершения переустройства и (или) перепланировки жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ была разрешена эксплуатация жилого дома общей площадью <-----> кв.м. по адресу: <адрес>.

Перевод административного здания в жилой дом явился основанием для обращения в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «эксплуатации административного здания» на «многоквартирные дома в 2-4 этажа». ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска ему было предложено за изменением вида разрешенного использования земельного участка обратиться в орган, осуществляющий учет всех изменений ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области с заявлением о государственном учете изменений земельного участка по адресу <адрес>, кадастровый номер: , к которому было приложено письмо Департамента. ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области было принято решение от отказе в учете изменений объекта недвижимости и рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления для подготовки акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Заявитель считает указанное решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным, так как правилами землепользования и застройки г. Томска утверждены решением Думы г. Томска от 27.11.2007 года № 687 земельный участок по адресу :<адрес> расположен в зоне ОЖ. Указанная зона предназначена для формирования многофункциональной жилой и общественной застройки с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций местного и районного значения. Основным видом разрешенного использования разрешается размещение многоквартирных жилых домов в 2-4 этажа. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного Кодекса РФ, ст. 11 Правил землепользования и застройки в г. Томске собственники земельных участков и объектов капитального строительства имеют право по своему усмотрению выбирать и менять вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих зон, без дополнительных разрешений и согласований. Прохоров Г.В. принял решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «эксплуатации административного здания» на «многоквартирные дома в 2-4 этажа» и обратился с ним к заинтересованному лицу. В нарушение статьи 7 Земельного Кодекса РФ, п.4 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ, ст. 11 Правил землепользования и застройки в г. Томске № 687 от 27.11.2007 года, ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области вынесло решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, посчитав, что собственник не вправе самостоятельно выбирать вид разрешенного использования, единственным основанием для изменения вида разрешенного использования является решение органа местного самоуправления.

Жилой дом по адресу: <адрес> используется для проживания его дочери, которая зарегистрирована по этому же адресу. Решение об отказе нарушило право Прохорова Г.В. самостоятельно, без дополнительных согласований, выбирать вид разрешенного использования земельного участка.

Заявитель просит суд признать незаконным решение ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый номер и обязать устранить допущенные нарушения прав путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка по адресу: <адрес> в части изменения вида разрешенного использования «многоквартирные дома в 2-4 этажа».

Заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по снованиям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения требований, полагая решение об отказе законным и обоснованным, возражения на заявленные требования представила в письменном виде.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В качестве заявителей по данной категории дел могут выступать органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих")

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих") по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с ч. 3 ст. ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 19.07.2011 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон «О кадастре недвижимости») государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу ст. 3 указанного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости вправе осуществлять подведомственные Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями, соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Томской области наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости с 25 сентября 2010 года.

Материалами дела установлено, что Прохоров Г.В. по договору купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность <-----> нежилое здание, площадью <-----> кв.м. по адресу, <адрес>.

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Прохоров Г.В. является собственником земельного участка под зданием на землях населенного пункта для эксплуатации административного здания, площадью <-----> кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый номер , что подтверждается также свидетельством о государственной регистрации права Учреждения Юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Томской области от ДД.ММ.ГГГГ рег. номер .

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <-----> района города Томска по заявлению Прохорова В.Г. было принято решение о переводе нежилого здания в жилой дом.

Актом приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию после завершения переустройства и (или) перепланировки жилого дома ДД.ММ.ГГГГ была разрешена эксплуатация жилого дома общей площадью <-----> кв.м. по адресу: <адрес>.

Согласно кадастровому плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер площадью <-----> кв.м. состоит на кадастровом учете с разрешенным использованием для эксплуатации административного здания.

ДД.ММ.ГГГГ Прохоров В.Г. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер ) с «эксплуатации административного здания» на «многоквартирные дома в 2-4 этажа».

Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска ДД.ММ.ГГГГ Прохорову Г.В. за изменением вида разрешенного использования земельного участка было предложено обратиться в орган, осуществляющий учет всех изменений ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Границы территориальных зон, градостроительные регламенты и виды разрешенного использования утверждаются правилами землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений (ст. 3 Градостроительного Кодекса РФ).

Статья 11 Земельного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относит установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.

Частью 1 статьи 2 Правил землепользования и застройки (далее по тексту - Правил) предусмотрено, что Правила землепользования и застройки в городе Томске в соответствии с законодательством Российской Федерации (Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ) вводят в городе Томске систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования на зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента. Ст. 1 Правил установлено, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков,

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Градостроительного Кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков которые могут быть следующих видов: основные, условно разрешенные, вспомогательные.

Согласно ч. 4 ст. 36 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются их правообладателями самостоятельно, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Статья 34 Градостроительного кодекса РФ определяет порядок установления территориальных зон. Частью 2 данной статьи предусмотрено установление границ территориальных зон, в числе прочего, по границам земельных участков (п. 3 ст. 34).

Как следует из ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусматривает осуществление изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно ст. 7 ФЗ «О кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок (подп. 14 ч.2 ст. 7 Закона).

В силу ст. 16 данного закона кадастровый учет осуществляется в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (разрешенного использования земельного участка) (учет изменений объекта недвижимости). Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости) осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений предоставляется копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Прохоров В.Г. в связи с переводом нежилого здания в многоквартирный жилой дом принял решение об изменении разрешенного использования земельного участка по адресу <адрес>, кадастровый номер: с «эксплуатации административного здания» на «многоквартирные дома в 2-4 этажа» и обратился в ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области, что соответствует ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.

В силу положений Закона «О кадастре недвижимости» содержание документов предоставляемых в связи с учетом изменений объекта недвижимости определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учета. При этом наличие определенных сведений зависит от выполняемых кадастровых процедур.

Согласно с ч. 1 ст. 23 Закона «О кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со ст. 23, 26, 27 указанного закона органом кадастрового учета соответственно может быть принято решение об осуществлении кадастрового учета, его приостановлении или об отказе в таковом.

Решение об отказе в проведении кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости принимается также в случае, если форма и содержание представленных документов не позволяют осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

На основании рассмотрения представленных документов, а именно заявления Прохорова В.Г., информационного письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска решением ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в учете изменений объекта недвижимости на основании п.2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» по причине: необходимые для кадастрового учета документы по со содержанию не соответствуют требованиям ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно Письму Роснедвижимости от 30.05.2008 N ВК/2370 "О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета" решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть четко обосновано и содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения, ставшими основанием для принятия такого решения, и должно быть указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

Материалами дела подтверждается, что заявителем для осуществления учета изменений вида разрешенного использования земельного участка было представлено письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска 03.06.2011 согласно которому в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687, часть земельного участка располагается в зоне общественно-жилого назначения, а часть вне границ установленных территориальных зон.

На основании представленной информации уполномоченного органа ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области было установлено, что часть земельного участка заявителя кадастровый номер находится в территориальной зоне общественно-жилой застройки, а часть — вне границ установленных территориальных зон.

Решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ содержит указание на требования ст. ст. 34, 37 Градостроительного кодекса РФ, а заявителю в связи с этим рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления для подготовки акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу <адрес> кадастровый номер: .

Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса). Для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента, изменение границ территориальных зон является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса), что не входит в компетенцию ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.

С учетом вышеприведенных правовых норм, а также того, что вопросы территориального зонирования не входят в компетенцию ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области, указанное обстоятельство не позволило осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования части земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего заявителю, так как земельный участок (целый, а не часть) может находиться не более чем в одной территориальной зоне, и границы такой зоны не могут пересекать границы земельного участка. Вид разрешенного использования на земельном участке, находящемся вне какой-либо установленной территориальной зоны, не может быть установлен или изменен, поскольку на таком земельном участке градостроительный регламент не действует.

На основании изложенного, решение ФБУ «Кадастровая палата» по Томской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ при наличии установленных при рассмотрении представленных заявителем документов обстоятельств вынесено правомерно, соответствует вышеназванным нормам права, является законным и обоснованным, принятым в пределах предоставленным заинтересованному лицу полномочий, в связи с чем, в удовлетворении требований заявителя к заинтересованному лицу следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-255, 257-258 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Прохорова Г.В. к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Томской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.