Обязать ликвидировать свалку




Дело № 2- 2765/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Мацкевич Р.Н.,

при секретаре Закутинской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района г.Томска к администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) по адресу: г. Томск, ................, в лесном массиве, около данного жилого дома, по обе стороны проходящей вдоль него дороги.

Заявленные требования прокурор мотивирует тем, что в результате проверки соблюдения требований законодательства об отходах, по адресу: г. Томск, ................, в лесном массиве, около данного жилого дома, по обе стороны проходящей вдоль него дороги, обнаружено несанкционированное размещение свалки состоящей из твердых бытовых отходов, площадью объемом 50 куб.м. Обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора возложена на администрацию г. Томска. Непринятие органом муниципального образования мер по ликвидации свалки по указанному адресу является прямым нарушением действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что, в свою очередь, нарушает права жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

Просит возложить обязанность на администрацию г. Томска в течение 1 года после вступления в законную силу судебного решения, ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалки), общим объемом 50 м.куб. расположенной по адресу: г. Томск, ул. ................, в лесном массиве, около данного жилого дома, по обе стороны проходящей вдоль него дороги.

Представитель Администрации г.Томска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства., представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исследовав письменные доказательства, суд полагает исковое требование прокурора подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Актом от 17.08.2011 года помощником прокурора Октябрьского района г. Томска, с участием старшего инспектора Томской области по охране природы, главного специалиста отдела благоустройства администрации Октябрьского района г. Томска, установлено, что по адресу: г. Томск, ................, в лесном массиве, около данного жилого дома, по обе стороны проходящей вдоль него дороги, располагается свалка объемом 50 куб.м. Состав: твердые бытовые отходы.

У суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности обстоятельств, установленных актом, так как он составлен лицом, не принимающим участие в качестве стороны по данному делу, а кроме того, в соответствии с Законом Томской области от 07.02.2006г. №17-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти и структуре Администрации Томской области», Положением «О Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области», утвержденным Постановлением губернатора Томской области от 23.11.2007г. №153 Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды; целями его деятельности являются: повышение уровня экологической безопасности условий жизни населения; обеспеченность органов власти, организаций и населения информацией, знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования. Задачами деятельности Департамента являются обеспечение комплексного государственного контроля за выполнением требований природоохранного законодательства; повышение качества окружающей среды; информирование органов власти и населения о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов. Анализ целей и задач деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области дает основание полагать об объективности и незаинтересованности государственного инспектора в объективном отражении фактически имеющих место обстоятельств на месте обнаружения свалки.

Понятие санкционированной свалки дано в во Временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в РФ, утвержденных Письмом Минприроды РФ от 11.07.1995г. под санкционированной свалкой понимаются разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП. Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов.

Доказательств того, что земельный участок по вышеуказанному адресу отведен администрацией города под размещение свалки и не является местом временного складирования отходов производства и потребления, а также того, что данный участок не является землей, находящейся в муниципальной собственности, стороной ответчика в порядке ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.

Земельный участок не отведен администрацией города под размещение свалки и не является местом временного складирования отходов производства и потребления.

Нормами ст.ст.4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со чт.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2.1. СанПин 2.1.7. 13-22-03 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы» целью настоящего документа является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека. Согласно п.5.1 СП 3.1/3.2.1379-03 «Профилактика инфекционных и паразитных болезней» планировка, застройка и комплексное благоустройство населенных пунктов должны быть направлены на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней и соответствовать санитарным нормам и правилам. Планирование территории, ее застройка и благоустройство – это все обязанности органов местного самоуправления, в частности администрации города как исполнительного органа. Вышеназванная свалка является несанкционированной в силу Письма Минприроды РФ от 11.07.1995г. «Временные методические рекомендации по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в РФ, утв. Письмом Минприроды РФ от 11.07.1995 как неразрешенные органами исполнительной власти территории для хранения промышленных и бытовых отходов, не обустроенные в соответствии со СНиП.

Для достижения данной цели пунктом 3.2. установлен исчерпывающий перечень мест временного складирования отходов производства и потребления: на производственной территории, на приемных пунктах сбора вторичного сырья, на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Иных мест временного хранения законодательством не предусмотрено, а свалки по указанным адресам в нарушение изложенных норм являются объектами постоянного хранения отходов.

Согласно «Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации», утвержденной Постановлением коллегии Госстроя России от 22.12.1999 г. № 17 сточные воды (фильтрат), вытекающие из тела свалки в результате воздействия природных осадков и процессов в твердых бытовых отходах (далее ТБО), содержат в большом объеме крайне токсичные органические и неорганические загрязнения. Неконтролируемые процессы в теле свалки приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата. При отсутствии необходимой гидроизоляции фильтрат попадает в почву, проникает в подземные воды и по водостокам - в открытые водоемы, отравляя источники водоснабжения. Токсичность фильтрата приводит к уничтожению окружающей свалку растительности. Также из тела свалки в атмосферу постоянно поступают газообразные продукты распада ТБО - метан, аммиак и пр. Они являются источником систематических пожаров на свалках, которые, в свою очередь, загрязняют атмосферу. Кроме того, метан является газом, способствующим разрушению озонного слоя. В результате распространения загрязнений по воде и воздуху у жителей, проживающих вблизи со свалками, отмечается повышенная заболеваемость и смертность, рождение детей с уродствами.

В соответствии с п. 5.38 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» утилизация отходов - это деятельность, связанная с использованием отходов на этапах технологического цикла и\или обеспечение повторного (вторичного) использования и переработки. Данный ГОСТ распространяет свои нормы и стандарты на технологический процесс в сфере производства и поэтому не может регулировать вопросы в сфере организации местного самоуправления, охраны окружающей среды, в сфере мероприятий, не связанных с промышленной деятельностью.

Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение, восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Статьей 3 указанного закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

Статьей 7 ФЗ «Об охране окружающей природной среды», ст. 8 и ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с нормами системы действующего законодательства.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся, выборные органы, образуемые в соответствии с названным законом, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

Как следует из ст. 25 Устава г. Томска, принятого решением Томской городской думы от 04.05.2010г. № 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума города Томска - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр города Томска - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация города Томска - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Проанализировав законодательные акты, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.

Несанкционированное размещение отходов (свалка) объемом 50 куб.м. по адресу: г. Томск, ................, в лесном массиве, около данного жилого дома, по обе стороны проходящей вдоль него дороги, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределённого круга граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

Таким образом, Администрация г. Томска обязана принять меры по организации вывоза, утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), объемом 50 куб.м. по адресу: г. Томск, ................, в лесном массиве, около данного жилого дома, по обе стороны проходящей вдоль него дороги.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Суд в свою очередь создает необходимые условия для предоставления сторонам возможности доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются. Такая возможность обеспечивается, в том числе, надлежащим и своевременным уведомлением лиц, участвующих в деле, о необходимости явки в суд (ч.3 ст. 114 ГПК РФ).

По настоящему делу ответчику вручалась копия иска с приложениями, уведомления о необходимости явки в суд. В назначенную дату ответчик в суд не явился, сведений о причинах неявки не представил.

При таких обстоятельствах суд считает, что право ответчика на предоставление доказательств нарушено не было. Ответчик знал о предъявленных исковых требованиях, однако не реализовал возможность представления доказательств в опровержение позиции противоположной стороны, не представлено доказательств отсутствия по указанному адресу несанкционированного размещения отходов.

Администрация города уполномочена принимать меры по организации, то Администрация имеет право самостоятельно в рамках, установленных системой правовых актов, организовывать конкретные мероприятия, в том числе и путем привлечения к указанным мероприятиям граждан и юридических лиц. Несанкционированная свалка - отходы бытовые, это то, от чего отказался собственник, то есть, в силу ст. 225 ГК РФ при возложении на администрацию города Томска обязанности по организации мероприятий по вывозу и утилизации этих свалок, гражданские права лиц, организовавших свалку, не могут быть нарушены.

По мнению суда отсутствуют правовые основания для установления для установления срока ликвидации указанной в исковом заявлении свалки, поскольку указанная деятельность входит в компетенцию администрации города Томска, является уставной, исполняться обязанность должна постоянно и своевременно, основанием для обращения в суд прокурора послужило ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления своих обязанностей еще до подачи иска и основанием для удовлетворения требования прокурора явилось установление указанного выше факта ненадлежащего исполнения обязанности.

В соответствии со ст.6 ФЗ «О судебной системе в Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Оснований для разрешения судебным решением продления бездействия органа местного самоуправления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию г.Томска принять меры по организации вывоза и утилизации (ликвидации) несанкционированного размещения отходов (свалки), объемом 50 куб.м. по адресу: г. Томск, ................, в лесном массиве, около данного жилого дома, по обе стороны проходящей вдоль него дороги.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись

На дату публикации решение в законную силу не вступило

.

.

.

.