Дело № 2-1852/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 июля 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Мацкевич Р.Н. при секретаре Оленёвой О.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по иску Лисаченко АК, Лисаченко ОА, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Лисаченко ЯД, Лисаченко НД Лисаченко ПА, Лисаченко НН, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Лисаченко АП, Храмова СА, Лисаченко МП, к администрации города Томска о предоставлении жилого помещения, установил: Лисаченко А.К., Лисаченко О.А, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Лисаченко Я.Д., также Лисаченко Н.Д., Лисаченко П.А., Лисаченко Н.Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Лисаченко А.П., Храмова С.А., Лисаченко М.П. обратились в суд с иском к администрации города Томска о предоставлении им жилого помещения площадью не менее ........... кв.м, состоящее из не менее 2 комнат, на условиях договора социального найма взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу по адресу: город Томск, <адрес>. Исковые требования истцы мотивируют тем, что на условиях договора социального найма занимают указанное выше жилое помещение. Данное помещение находится в доме, который является непригодным для проживания и подлежащим сносу, администрацией г.Томска принята Программа «Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда», в соответствии с Приложением № 2 к данной Программе жильцы дома должны быть переселены из указанного дома еще в 2004 г. Дом являлся аварийным уже в 2004 г., поскольку процент износа составлял 100 %. В связи с данным обстоятельством, то есть, тем, что дом подлежал сносу еще в 2004 г., к предоставлению жилого помещения истцов должны быть применены положения Жилищного кодекса РСФСР, в частности, п.1, 2 ст.91, ст.92, 93 Жилищного кодекса РСФСР. Просят обязать ответчика предоставить им жилое помещение в срок до 15 августа 2011 года. Представитель администрации города Томска исковые требования истцов не признала, указывая на то, что выселение по нормам Жилищного кодекса РСФСР могло иметь место лишь в случае признания дома грозящим обвалом, данное решение должно быть принято уполномоченным органом, на момент принятия указанной истцами Программы, такого решения не имелось, администрацией дом как подлежащий расселению включен в Программу добровольно, решение о признании дома аварийным уполномоченным органом принято лишь 04.02.2011 г., лишь с этого времени возникает право требовать предоставления другого жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, следовательно, и требования к предоставляемому жилому помещению определяются в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, который действует на день признания дома аварийным. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, частично, по следующим основаниям. Согласно Выписке из протокола № совместного заседания администрации и профкома ТПИ от 10.02.1972 г. Лисаченко А.К. предоставлена комната <адрес> в г.Томске, а согласно Выписке из протокола № совместного заседания администрации и профкома ТПИ от 15.05.1975 г. Лисаченко А.К. предоставлена <адрес> г.Томске как дополнительная в порядке улучшения жилищных условий. Из договора социального найма от 28.02.2005 г. следует, что Лисаченко А.К. с членами семьи предоставлено муниципальное жилое помещение – квартира № в доме <адрес> в городе Томске. Согласно Решению Томской городской Думы от 23 декабря 2003 г. № 543 принята Программа «Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда». Паспорт Программы предусматривает как основную цель обеспечение жильем граждан проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания. В Приложении № 2 к данной Программе в числе ветхих и аварийных жилых домов, расселяемых в 2004 году указан жилой дом по <адрес> в г.Томске, то есть дом, в котором проживают истцы. Решением Думы города Томска от 03.04.2007 г. № 429 отменено решение Томской городской Думы от 23.12.2003 г. № 543, в связи предоставление жилого помещения истцам в соответствии с указанной Программой не может быть осуществлено. Кроме того, суд учитывает, что Программа предусматривает обеспечение жилыми помещениями граждан, которые проживают в ветхих и аварийных домах, но реализовываться данная Программа может лишь с соблюдением норм жилищного законодательства. В период принятия Программы действовал Жилищный кодекс РСФСР. В соответствии со ст.ст.1, 4, 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону. К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст.91 Жилищного кодекса РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, либо дом (жилое помещение) грозит обвалом. Данная норма отсылает в порядке реализации к ст.92 и ст.93 Жилищного кодекса РСФСР. В соответствии со ст.92 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение предоставляется, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд. Доказательств того, что жилой дом по ул.Советской, 106 в г.Томске находится на земельном участке, который должен быть отведен для государственных или общественных нужд, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторонами не предоставлено, в любом случае, отвод земельного участка для указанных нужд должен быть совершен в порядке, предусмотренном земельным законодательством. На Постановление органа местного самоуправления по разрешению данного вопроса стороны не ссылались. Согласно ст.93 Жилищного кодекса РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), предоставляется другое благоустроенное жилое помещение в соответствии с требованиями ст.40 и ст.41 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которым предосталяемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, предоставляется в пределах нормы жилой площади, при этом, при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Вместе с тем, выселение в соответствии со ст.93 Жилищного кодекса РСФСР может иметь место в случае, если дом или жилое помещение грозит обвалом. Для определения состояния дома и установления факта угрозы обвала Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 г. № 529 утверждено Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и жилищного фонда для постоянного проживания, согласно п.1.2 которого Рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов. Доказательств того, что в период действия Жилищного кодекса РСФСР такое решение междуведомственной комиссией принималось не представлено. Указание в Приложении к Программе «Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 100% степень износа дома не подтверждается допустимыми доказательствами, отнесение их к ветхим и аварийным не свидетельствует о том, что дом признан аварийным, а непригодные для проживания дома в силу п.3.4 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и жилищного фонда для постоянного проживания решением комиссии могут быть отнесены их к следующим группам по качественным признакам: пригодные для постоянного проживания; непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями; непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их устранение экономически нецелесообразно. Постановлением мэра города Томска № от 14.04.2006 г. и № от 06.06.2006 г. лишь отдельные жилые помещения – квартиры № в доме по <адрес> в г.Томске были признаны непригодными для проживания, в отношении всего дома такие выводы отсутствовали. Лишь заключением Межведомственной комиссии № от 04.02.2011 г. жилое помещение № по <адрес> Томске признано непригодным для проживания, в связи с чем у наймодателя обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения возникла во время действия Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, к правоотношениям по предоставлению истцам другого жилого помещения следует применять нормы Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст.51 ч.1 п.3 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещении требованиям, согласно ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилье которых признано не пригодным для проживания. В письме от 05.07.2011 г. администрация Кировского района г.Томска сообщает, что Лисаченко Н.Д. с членами семьи включена в списки общей очереди как нуждающаяся в жилом помещении. В соответствии со ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в случае признания жилого помещения непригодным для проживания. Порядок предоставления жилого помещения в случае такого выселения предусмотрен ст.87 и ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданину предоставляется наймодателем другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, по договору социального найма. При определении свойств жилого помещения, предоставляемого истцам, следует учитывать следующее. Квартира <адрес> в г.Томске числится в муниципальной казне, что следует из письма № от 08.07.2011 г. Согласно технического паспорта от 19.04.1993 г. квартира № имеет общую площадь ........... кв.м, состоит из ........... комнат. Технический паспорт от 29.12.2009 г. указывает на иную площадь, но при этом и на наличие самовольной перепланировки. Из справки ООО «У» и договора социального найма также следует, что истцы занимают жилое помещение общей площадью ........... кв.м, состоящее из двух комнат. Таким образом, при предоставлении жилого помещения взаимен занимаемого истцами помещения, признанного аварийным, истцам должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ........... кв.м, состоящее из двух комнат. Нормами Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предоставление в связи с выселением из жилого помещения, признанного аварийным, жилого помещения с учетом норм предоставления, установленных в соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации Решением Думы г. Томска от 13.12.2005 N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма", поскольку такое жилое помещение предоставляется не в качестве улучшения жилищных условий, а как устранение существующего нарушения прав при проживании в аварийном жилом помещении, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий, так как при этом граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, если у них не отпали основания состоять на таком учете. С учетом того, что предоставление жилого помещения при выселении из занимаемого жилого помещения, признанного аварийным, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется во внеочередном порядке, требование о возложении на администрацию города Томска обязанности предоставить жилое помещение в срок до 15.08.2011 г. носит гиперболический характер, оснований для установления такой даты в соответствии с законодательством не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: Обязать администрацию города Томска во внеочередном порядке предоставить Лисаченко АК, Лисаченко ОА Лисаченко ЯД, Лисаченко НД, Лисаченко ПА, Лисаченко НН, Лисаченко АП, Храмову СА, Лисаченко МП благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ........... кв.м, количеством комнат не менее ........... в границах муниципального образования «город Томск» взамен занимаемого ими жилого помещения по адресу: г.Томск, <адрес> Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: подпись На дату публикации решение не вступило в законную силу . . . .ь