Именем Российской Федерации Решение 19 сентября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе: при секретаре Вершининой Ю.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, установил: Прокурор Ленинского района г. Томска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: <адрес>, рядом с многоэтажными жилыми домами, общей площадью 100 м2, общим объемом 200 м3, высота 1 м.. В обоснование требований указал, что обязанность по ликвидации свалки лежит на администрации г. Томска, что следует из положений ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми закреплены полномочия органов местного самоуправления по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и мусора. Согласно Уставу города Томска к компетенции администрации г. Томска относится организация сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Помощник прокурора Ленинского района г. Томска Кузнецова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что до настоящего времени администрация г. Томска мер по ликвидации свалки не приняла. Представитель ответчика- администрации г. Томска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. На основании ст.167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. Заслушав помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации в статье 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду. В ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Ст. 3 указанного Закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды. Согласно ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 25 Устава г. Томска, принятого Решением Томской городской думы от 04.05.2010г. № 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования «Город Томск», Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования «Город Томск», Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск». Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В ст.ст. 8 и 40 Устава г. Томска определено, что к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения. Проанализировав законодательные акты, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов(свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно. Ответчик не оспаривает то обстоятельство, что свалка по адресу: <адрес>, рядом с многоэтажными жилыми домами, общей площадью 100 м2, общим объемом 200 м3, высота 1 м, является несанкционированным размещением отходов. Как следует из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, фотографий к нему, сотрудниками Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области установлен факт размещения несанкционированной свалки по адресу: <адрес>, рядом с многоэтажными жилыми домами, общей площадью 100 м2, общим объемом 200 м3, высота 1 м., состоящей из твердых бытовых отходов. Согласно карте-схеме несанкционированной свалки по адресу: <адрес>, рядом с многоэтажными жилыми домами, указанный земельный участок расположен в границах муниципального образования г. Томск. Из сообщения председателя комитета строительного и земельного контроля департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что права пользования на земельный участок по адресу: <адрес> на котором расположена несанкционированная свалка, не оформлены. Указанный земельный участок не образован, в чье-либо пользование не предоставлен. Несанкционированное размещение отходов (свалки) по адресу: <адрес>, рядом с многоэтажными жилыми домами, общей площадью 100 м2, общим объемом 200 м3, высота 1 м., состоящей из твердых бытовых отходов, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. Таким образом, Администрация г. Томска обязана принять меры по организации вывоза, утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенных по указанному адресу. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. Ответчиком не представлено доказательств отсутствия по указанному адресу несанкционированного размещения отходов, а также доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок, на котором расположена свалка, не относится к муниципальным землям. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить. Возложить на администрацию г. Томска обязанность принять меры по ликвидации несанкционированной свалки по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 210б, рядом с многоэтажными жилыми домами, общей площадью 100 м2, общим объемом 200 м3, высотой 1 м. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней через Советский районный суд г. Томска. Судья: На момент опубликования решение не вступило в законную силу
председательствующего Карелиной Е.Г.