Решение о понуждении принять меры по ликвидации свалки



Именем Российской Федерации

Решение

12 сентября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шефер И.А.,

при секретаре Панфиловой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),

установил:

Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска с исковым заявлением о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) – отходы производства и потребления, строительный и бытовой мусор, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 25 кв.м, общим объемом 40 куб.м, высотой 1 м.

Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, <данные изъяты> в г. Томске установлено несанкционированное размещение отходов (свалка) – отходы производства и потребления, строительный и бытовой мусор, общей площадью 25 кв.м, общим объемом 40 куб.м, высотой 1 м. Непринятие органом местного самоуправления мер по ликвидации несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушает права граждан - жителей района на благоприятную окружающую среду, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. В качестве правового основания заявленных требований ссылается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «О принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Томска Кузнецова Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации г.Томска Семенова И.П., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком, в связи с тем, что свалка расположена на территории гаражного кооператива, обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на лиц, которым принадлежит земельный участок, и от действий которых образовалась свалка.

Выслушав помощника прокурора, представителя администрации г.Томска исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Ленинского района г. Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды, обнаружено несанкционированное размещение свалки по адресу: <адрес> <данные изъяты>, примерным объем 40 куб.м, площадью 5х5, высотой 1 м, состав – твердые бытовые отходы.

Указанный акт, приложенная к нему карта-схема, фотографии, подтверждают факт несанкционированного размещения отходов – свалки мусора по ул. <адрес> в г. Томске, <данные изъяты>.

То обстоятельство, что контроль за очисткой указанной территории входит именно в компетенцию администрации города, а не в обязанности иных физических (юридических) лиц либо муниципальных предприятий, вытекает, прежде всего, из того, что данная несанкционированная свалка расположена в пределах границ муниципального образования г. Томск, как установлено судом и предусмотрено нижеприведенными законодательными нормами.

В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст.11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий поселений должно отвечать санитарным правилам.

Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

Администрация осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения (ст. 38 Устава).

Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к вопросам местного значения и к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу о том, что, организация сбора и вывоза отходов, в том числе из мест их несанкционированного размещения, находится в компетенции администрации г. Томска.

Довод представителя администрации г. Томска, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком, в связи с тем, что свалка расположена на территории гаражного кооператива, обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на лиц, которым принадлежит земельный участок, и от действий которых образовалась свалка, несостоятелен на основании вышеприведенных нормативно-правовых актов, а также, поскольку доказательств принадлежности земельного участка определенным лицам или какой-либо организации суду не представлено, из представленных из департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска сведений следует, что права на земельный участок не зарегистрированы.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Суд приходит к выводу, что администрацией каких-либо мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов - «свалки» не предпринималось. Доказательств обратному ответчиком не представлено.

Несанкционированное размещение отходов в указанном месте угрожает санитарному благополучию микрорайона и нарушает права жителей на благоприятную и безопасную окружающую среду.

Обязанность ответчика по организации ликвидации несанкционированных свалок предусмотрена приведенными выше положениями законов.

Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной по адресу: <адрес> в г. Томске <данные изъяты>, общей площадью свалки 25 кв.м, общим объемом 40 куб.м, высотой 1 м, поскольку неприятие данных мер по ликвидации свалки в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

В связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной за гаражами, возле трансформаторной будки по адресу: <адрес>, общей площадью 25 кв.м, общим объемом 40 куб.м, высотой 1 м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней через Советский районный суд г. Томска с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья: И.А. Шефер

Решение не вступило в законную силу.