Решение о признании незаконным отказ органа местного самоуправлении в образовании земельного участка



Именем Российской Федерации

Решение

08 сентября 2011 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шефер И.А.

при секретаре Панфиловой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дульман ТМ о признании незаконным отказа администрации г. Томска в образовании земельного участка, понуждении устранить допущенное нарушение прав,

установил:

Дульман Т.М. обратилась в суд с заявлением с учетом представленных уточнений о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в образовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома, выраженного в письме департамента архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении устранить допущенные нарушения ее прав.

Свои требования мотивировала тем, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. она обратилась в администрацию г. Томска с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей в собственность земельного участка, необходимого ей для эксплуатации дома. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ, согласно которому ей было отказано в образовании земельного участка, указано, что образуемый земельный участок располагается в нескольких территориальных зонах и вне границ территориальных зон, а ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, в письме указано, что формирование земельных участков в нескольких территориальных зонах и вне их границ действующим законодательством не предусмотрено. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку законом не запрещено передавать указанные земельные участки в собственность, кроме того, зонирование произведено после того, как она приобрела право собственности на дом, а, соответственно, право пользования земельным участком для его эксплуатации, в связи с чем администрация г. Томска при зонировании должна была учитывать данное обстоятельство. Указала, что администрацией нарушен месячный срок для дачи ей ответа на заявление.

В судебное заседание Дульман Т.М. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя.

Ее представители Пимонова Т.В. и Михайлова Н.П., заявленные требования поддержали в полном объеме на основании доводов, изложенных в дополнительных письменных пояснениях к заявлению, указав, что планировка территории не может быть осуществлена в противоречии со сложившимся порядком землепользования.

Образуемый заявителем земельный участок сформирован с учетом фактического землепользования заявителем в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, то есть, соблюдены требования п. 7 ст. 36 ЗК РФ и п.4 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ.

Представитель администрации г. Томска Осипов А.О., действующий на основании доверенности, считает отказ законным и обоснованным по обстоятельствам, изложенным в оспариваемом решении, пояснил, что поскольку решение законно и обоснованно, оно не нарушает прав заявителя.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление Дульман Т.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации 10 февраля 2009 года постановил разъяснения, согласно которым при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения. Соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ МП подарила Дульман Т.М. полное домовладение, состоящее из дома одноэтажного брев., <данные изъяты>., находящегося в <адрес>, расположенного на земельном участке <данные изъяты>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> Дульман Т.М. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ Томским бюро технической инвентаризации произведена инвентаризация домовладения по адресу: <адрес>, составлен технический паспорт на индивидуальный жилой дом, принадлежащий на основании договора дарения Дульман Т.М., план земельного участка на котором расположен жилой дом, пристрои и указан огород.

Указанными документами подтверждается, что Дульман Т.М. с ДД.ММ.ГГГГ пользуется земельным участком, на котором расположен жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Дульман Т.М. обратилась к мэру г. Томска с заявлением об образовании земельного участка для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией указанного заявления с отметкой о его получении Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, на указанное заявление Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска дан ответ, что из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемый земельный участок располагается в нескольких территориальных зонах и вне границ территориальных зон; ст. 85 ЗК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

В соответствии с разъяснением Пленума Верховного суда РФ, содержащимися в постановлении № 2 от 10 февраля 2009 года к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Согласно п.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

Из доводов представителя администрации г. Томска следует, что указанный отказ принят, поскольку образуемый земельный участок располагается в нескольких территориальных зонах и вне границ территориальных зон, а формирование земельных участков в нескольких территориальных зонах и вне территориальных зон земельным и градостроительным законодательством не предусмотрено и противоречит требованиям ст. 85 ЗК РФ.

Согласно ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Указанной нормой предусмотрено, что границы территориальной зоны должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне, но не образуемый земельный участок устанавливаемым территориальным зонам, что также следует из положений, закрепленных в Правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", являющихся Приложением № 2 к решению Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687, которые гарантируют принадлежность каждого участка только одной территориальной зоне именно при определении границ территориальной зоны, а не при определении границ земельного участка.

На момент определения границ территориальных зон Дульман Т.М. являлась законным пользователем земли, необходимой для эксплуатации принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, что не оспаривалось представителем администрации г. Томска.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Корректировка Генерального плана муниципального образования "Город Томск", утвержденного решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992, утверждена Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687.

В разделе 3.3. указанного генерального плана указано, что разработанное в составе Генерального плана Томска зонирование учитывает историко-культурную и градостроительную специфику города, сложившиеся особенности использования городских земель, базируется на выводах комплексного градостроительного анализа. При установлении территориальных зон учтены положения Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, требования специальных нормативов и правил, касающиеся зон с особыми условиями использования территории.

Таким образом, изначально требования принадлежности земельного участка только одной территориальной зоне должны были быть учтены при территориальном планировании, а не в процессе формирования земельного участка.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ в случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных, зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Согласно п. 2 Положения о порядке установления границ землепользовании в застройке городов и других поселений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 105 Положение направлено на решение следующих задач: установление границ сложившихся объектов недвижимости.

Таким образом, планировка территории не может быть осуществлена в противоречие со сложившимся порядком землепользования.

Согласно сведениям, содержащимся в пояснительной записке дела на земельный участок, расположенного по адресу: <адрес>, для эксплуатации индивидуального жилого дома, подготовленного Кадастровым инженером – УМП Городское Архитектурное бюро, сделано заключение о том, что по материалам выполненных работ возможна подготовка распоряжения органов местного самоуправления об образовании из земель госсобственности с кадастровым номером земельного участка :<данные изъяты>, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> для эксплуатации индивидуального жилого дома. Указанные обстоятельства также подтверждены в ходе судебного разбирательства специалистом указанного бюро ИВ, допрошенной в качестве свидетеля, которая указала, что при подготовке указанного земельного дела были учтены нормы площади при формировании земельного участка требованиям земельного законодательства, препятствий к формированию земельного участка в данном случае в соответствии с законом не имеется. Данные обстоятельства также подтверждаются схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной председателем комитета землеустройства и оформления прав на землю, согласованной председателем комитета архитектуры, инженерной инфраструктуры и изысканий, начальником отдела обеспечения архитектурно-строительного проектирования.ом плане территории, утвержденной председателем комитета землеустройства и оф

Более того, доводы представителя администрации г. Томска о невозможности формирования земельного участка в границах разных территориальных зон и за их пределами опровергаются кадастровыми паспортами земельных участков, граничащих с образуемым и выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым указанные земельные участки переданы в собственность АА и ВА, которые также, как и испрашиваемый земельный участок заявителем, располагаются в нескольких территориальных зонах и вне границ территориальных зон.

Земельный участок, который просит образовать заявитель сформирован с учетом фактического землепользования заявителем, что не оспаривалось представителем администрации города Томска, то есть в соответствии с требованиями п. 7 ст. 36 ЗК РФ и п. 4 ст. 43 ГрК РФ.

Заявителю образование земельного участка, согласно ее пояснениям, необходимо для реализации права, предусмотренного ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 15, ст. 28 ЗК РФ, на приобретение в собственность земельного участка, и необходимого ей для эксплуатации жилого дома. В то же время из анализа норм действующего гражданского, земельного, градостроительного законодательства следует, что акты органов местного самоуправления не должны препятствовать реализации прав граждан на предоставление (получение) земельных участков в собственность.

Кроме того, суд отмечает, что Правовое зонирование территории города Томска утверждено, как указано выше решением Думы г. Томска в 2007 году, Градостроительный кодекс РФ в 2004 году, которые обладают наибольшей юридической силой, чем нормативные правовые акты органов местного самоуправление, суд также отмечает, что право гражданина на предоставление земельного участка является первичным.

В соответствии с п. 4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Подобная норма содержится и в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящем к полномочиям органов местного самоуправления принятие уставов и муниципальных правовых актов, в том числе регулирующих земельные отношения.

Согласно п. 1 ст. 8 и ст. 30 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие правил землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также нормативных правовых актов, определяющих порядок проведения публичных слушаний при утверждении правил землепользования и застройки.

Согласно Решению Думы г. Томска от 03.04.2007 N 412 (ред. от 07.10.2008) "О Регламенте рассмотрения и утверждения Думой города Томска генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" проект генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", а также вносимые в них изменения и дополнения с приложением по данным документам протоколов публичных слушаний и заключений о результатах таких публичных слушаний вносятся Мэром города Томска в Думу города Томска в установленном порядке.

Таким образом, внесение изменений в генплан и правила землепользования и застройки находится в компетенции органа местного самоуправления, а не заявителя, как на то указывал представитель администрации города Томска.

Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Из ч. 2 ст. 11 ЗК РФ следует, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Администрация города Томска в соответствии с законодательством осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством (ст. 39 Устава города Томска).

Поскольку решение данного вопроса относится к исключительной компетенции администрации г. Томска, суд полагает, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на администрацию г. Томска принять решение по заявлению Дульман Т.М. об образовании земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Дульман Т.М. указанный срок не пропущен, поскольку заявление о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ она подала в суд ДД.ММ.ГГГГ.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений …» указано, что поскольку главами 23 и 25 не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.

С привлеченного к участию в деле органа государственной власти и органа местного самоуправления могут быть взысканы судебные расходы, понесенные заявителем, в случае признания незаконным решения, действия (бездействия), принятого или совершенного структурным подразделением этого органа не являющимся юридическим лицом; не являющимся юридическим лицом органом, имеющим властные полномочия и созданным на основании решения этого органа государственной власти и органа местного самоуправления; должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, которые осуществляют профессиональную служебную деятельность в этом органе.

На основании ст. 98 ГПК РФ с администрации г. Томска в пользу Дульман Т.М. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Дульман ТМ удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации <адрес> об отказе в образовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома, выраженного в письме департамента архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию г. Томска устранить нарушение прав Дульман ТМ путем принятия решения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Взыскать с администрации г. Томска в пользу Дульман ТМ в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья: И.А. Шефер

Решение не вступило в законную силу.