2-2774/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 сентября 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Кущ Н.Г., при секретаре Аплиной А.Р., с участием помощника прокурора Ленинского района г.Томска Кузнецовой Н.А., представителя ответчика Юдиной Н.В., действующей на основании доверенности № от , рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г.Томска к администрации г.Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), установил: Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что по адресу: <адрес>, находится несанкционированное размещение отходов (свалка), состоящее из твердых бытовых отходов, полиэтилена, досок. Обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора возложена на администрацию г. Томска. Непринятие органом муниципального образования мер по ликвидации свалки по указанному адресу является прямым нарушением действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, что, в свою очередь, нарушает права жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. Просит возложить на администрацию г. Томска обязанность принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенной за жилым домом по адресу: <адрес>. Помощник прокурора Ленинского района г.Томска Кузнецова Н.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика Юдина Н.В. возражала против удовлетворения требований. Указала, что администрация города Томска исполнила свою обязанность, приняв документы, регламентирующие сбор и вывоз бытовых отходов. Кроме того, указала, что истец не представил доказательств, позволяющих установить точное нахождение несанкционированного размещения отходов. Суд, заслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, полагает, что исковое требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Актом № от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области установлено, что по адресу: <адрес> располагается свалка примерной площадью кв.м., примерным объемом куб.м. Состав: твердые бытовые отходы, полиэтилен, строительные отходы, доски. Свалка расположена на территории Ленинского района г.Томска, то есть в пределах границ муниципального образования «город Томск». Согласно схеме, предоставленной Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, земельный участок, на котором расположено несанкционированное размещение отходов (свалка), не принадлежит на праве собственности аренде, или ином праве физическим и юридическим лицам. Ст. 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды. Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды относятся, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории же муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим федеральным законом, законами субъектов, уставами муниципальных образований, другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией. Как следует из ст. 25 Устава г. Томска, принятого решением Томской городской думы от 04.05.2010г. № 1475, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума города Томска - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр города Томска - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация города Томска - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 8, 40 Устава г. Томска к компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Проанализировав законодательные акты, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно. Несанкционированное размещение отходов (свалка) объемом куб.м. по адресу: <адрес> свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределённого круга граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. Таким образом, Администрация г. Томска обязана принять меры по организации вывоза, утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), примерным объемом куб. метров за жилым домом по адресу: <адрес>. Довод представителя ответчика о том, что администрация г.Томска приняла меры путем издания актов, регулирующих вопросы вывоза твердых бытовых отходов, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд находит несостоятельным. Принятие актов без надлежащего их исполнения само по себе не может расцениваться как отсутствие бездействия со стороны администрации города Томска, так как наличие несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенной за жилым домом по адресу: <адрес> свидетельствует о неисполнении ответчиком возложенных на него обязанностей. Несостоятельным находит суд и довод представителя ответчика о том, что истцом не доказано место нахождения свалки. Место нахождения свалки подтверждается актом № от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Доказательств, что несанкционированное размещение отходов (свалки) находится, в том числе, на земельных участках, находящихся в аренде, собственности физических или юридических лиц, представителем ответчика не представлено. При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Прокурора Ленинского района города Томска удовлетворить. Обязать Администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) площадью 10000 кв.м., объемом 400 куб.м., расположенной за жилым домом по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней. Судья: решение не вступило в законную силу