2-2521/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 сентября 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Кущ Н.Г., при секретаре Оленевой О.И., с участием помощника прокурора Советского района г.Томска Пустяк В.А., представителя ответчика Масленниковой И.В., действующей на основании доверенности № от сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Прокурора Зырянского района Томской области к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании помещения ИВС Зырянского РОВД не соответствующим требованиям законодательства, возложении обязанности обеспечить временное содержание обвиняемых и подозреваемых, установил: Прокурор Зырянского района Томской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к Управлению Министерства Внутренних дел РФ по Томской области о признании помещения ИВС Зырянского РОВД не соответствующим требованиям законодательства, возложении обязанности обеспечить временное содержание обвиняемых и подозреваемых. Заявленные требования мотивировал тем, что, в ходе проводимых в изоляторе временного содержания отдела внутренних дел по Зырянскому району (далее ИВС Зырянского РОВД) проверок, было установлено, что в нарушение положений п. 11 ст. 17 Федерального закона "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" № 103-ФЗ от 15.07.1995г., а также п. 130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005г. № 950 (далее Правила), принятых в соответствии со ст. 16 вышеуказанного Федерального закона № 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым не предоставляются ежедневные прогулки. В ходе проверки также установлено, что камеры ИВС Зырянского РОВД в нарушение положений п. 45 Правил не оборудованы индивидуальными нарами или кроватями, краном с водонапорной водой и санитарным узлом. Также в нарушение п. 47 вышеуказанных Правил, в ИВС Зырянского РОВД отсутствует душ. Таким образом, нарушаются и положения ст. 23 Федерального закона "О содержании под стражей, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" № 103 - ФЗ от 15 июля 1995г., согласно которых подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, а также предоставляется индивидуальное спальное место. Кроме того, в соответствии с п. 412 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом Министерства внутренних дел РФ от 07.03.2006г. № 140дсп, камеры должны иметь естественное освещение, а также искусственное с использование электроламп. Освещенность помещений ИВС должна соответствовать действующим санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам. На всех оконных проемах камер и вспомогательных помещений с наружной стороны устанавливаются металлические решетки, обеспечивающие доступ естественного освещения в соответствии с санитарными нормами. В ходе проверок установлено, что во всех камерах ИВС ОВД Зырянского района отсутствуют окна, в камерах отсутствует естественное освещение. При этом ИВС находится в подвальном помещении Зырянского РОВД, в связи с чем, устранение данных нарушений при существующем расположении ИВС невозможно. Прокурор Зырянского района Томской области просил признать помещения ИВС Зырянского РОВД не соответствующим требованиям законодательства, возложении обязанности на УМВД РФ по Томской области обеспечить временное содержание обвиняемых и подозреваемых, отвечающее требованиям Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15.07.1995 года, Приказа МВД РФ от 22.11 2005г №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД РФ от 07.03.2006г №140дсп. При этом просил установить срок для устранения нарушений – не более одного года с момента вступления в силу решения суда. В судебное заседание не явился представитель третьего лица – ГУ «Отдел внутренних дел по Зырянскому району», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело по при данной явке. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Советского района г. Томска Пустяк В.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Масленникова И.В. в судебном заседании не отрицала, что указанные в исковом заявлении нарушения имеют место, ИВС Зырянского РОВД не соответствует требованиям Федерального Закона №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Вместе с тем пояснила, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Таким образом, денежные средства УМВД России по Томской области имеют строго целевой характер и доводятся МВД России. В 2011 году необходимые бюджетные ассигнования для ремонта ИВС не выделены. Согласно предложений в план распределения средств федерального бюджета, на капитальный ремонт ИВС УМВД России по Томской области на капитальный ремонт указанного ИВС заложено рублей в 2012 году. Для строительства нового здания ИВС требуется млн. рублей. В целях подготовки проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы УМВД по Томской области направлены соответствующие сведения о планируемом строительстве и капитальном ремонте ИВС УМВД по Томской области. Указала, что, учитывая, что ответчик является бюджетным учреждением, исковые требования должны быть удовлетворены только в случае установления срока, обеспечивающего возможность исполнения судебного решения, то есть до 2014 года. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Прокурора Зырянского района Томской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" (в ред. от 21.04.2011г № 78-ФЗ) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц, гарантии их прав и законных интересов. В соответствии со ст. 7 ФЗ "О содержании под стражей, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" № 103 - ФЗ от 15 июля 1995г. (в ред. от 21.04.2011г № 78-ФЗ) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел являются местами содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых. В силу статей 15 и 24 этого Закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. В ходе проведения проверок по жалобам граждан прокурором Зырянского района Томской области были установлены нарушения, а именно: подозреваемым и обвиняемым не предоставляются ежедневные прогулки, камеры не оборудованы индивидуальными нарами или кроватями, краном с водонапорной водой и санитарным узлом, отсутствует душ, во всех камерах ИВС ОВД Зырянского района отсутствуют окна, в камерах отсутствует естественное освещение, ИВС находится в подвальном помещении Зырянского РОВД. Данные нарушения были зафиксированы в представлении № от , в результате чего данное предоставление было направлено в УВД по Томской области с требованием об устранении указанных нарушений. Как следует из ответа на представление № от , руководство УВД по Томской области признало наличие нарушений законодательства, однако указало, по причине нехватки финансовых средств устранить нарушение законодательства не представляется возможным в полном объеме. Представлением прокурора Зырянского района Томской области от были зафиксированы нарушения Федерального закона РФ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995г после проведении проверки по жалобе К. Были установлены нарушения ФЗ № 103-ФЗ от 15.07.1995г, данное предоставление было направлено в УВД по Томской области с требований об устранении нарушений законодательства РФ. Из ответа на представление № от следует, что в целях устранения нарушения законодательства руководством УВД по Томской области принято решение в течение 2010 года ликвидировать ИВС ПиО по Зырянскому району. Также факты нарушений подтверждаются решением Кировского районного суда г.Томска от , кассационным определением от , решением Кировского районного суда г.Томска от согласно которым установлено, что временное содержание обвиняемых и подозреваемых в ИВС при ОВД Зырянского района не соответствует требованиям Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15.07.1995 года, Приказа МВД РФ от 22.11 2005г №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД РФ от 07.03.2006г №140дсп. Согласно докладной записке № от , ответа на запрос № от рапорта на имя начальника УМВД России по ТО ответчиком предпринимаются меры по приведению в соответствие с законодательством условий содержания обвиняемых и подозреваемых в ИВС УВД по ТО, однако как до настоящего момента нарушения не устранены, что стороной ответчика не оспаривается. В ст. 9 ФЗ № 103-ФЗ от 15.07.1995г. (в ред. от 21.04.2011г № 78-ФЗ) указано, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции (ранее милиции общественной безопасности (местной милиции)) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Согласно «Положения о создании, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств федерального бюджета», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 года № 926 Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых в отделах внутренних дел районов создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом начальника управления внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации Как следует из Положения об Управлении Внутренних Дел по Томской области, утвержденного приказом Министерства Внутренних Дел от №, УВД по Томской области обеспечивает в соответствии с законодательством РФ содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания. Согласно п.п. – п.п. 25,26 п. 19 Положения, начальник УВД по Томской области является распорядителем бюджетных средств, утверждает подчиненным подразделениям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет бюджетные ассигнования. Таким образом, обязанность по устранению нарушений законодательства в ИВС по Зырянскому району Томской области должна быть возложена на ответчика. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд не принимает во внимание возражение ответчика о том, что срок для устранения нарушения законодательства один год недостаточен, поскольку в данном случае речь идет не о строительстве нового здания, а об обязании перевести содержание обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений в помещение, отвечающее требованиям законодательства. В судебном заседании представитель ответчика не отрицала тот факт, что имеется возможность разместить подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в ИВС других районов. Суд приходит к выводу о том, что срок в размере одного года со дня вступления решения суда в законную силу для устранения нарушений законодательства разумен и достаточен. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Прокурора Зырянского района Томской области удовлетворить. Признать помещение изолятора временного содержания отдела внутренних дел по Зырянскому району не соответствующим требованиям Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15.07.1995 года, Приказа МВД РФ от 22.11 2005г №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел », Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД РФ от 07.03.2006г №140дсп в части несоблюдения оборудования камер ИВС индивидуальными спальными местами, санитарными узлами с соблюдением требований приватности, кранами с водопроводной водой, естественным освещением через оконные проемы, а также отсутствия прогулочного дворика со скамейками для сидения и навесами от дождя. Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области перевести содержание обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений в помещение, отвечающее требованиям Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» №103-ФЗ от 15.07.1995 года, Приказа МВД РФ от 22.11 2005г №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД РФ от 07.03.2006г №140дсп, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: решение не вступило в законную силу