О признании утратившим право пользования жилым помещением



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30/05/2011 года г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Величко М.Б.,

при секретаре                                  Комаровой АП,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Темеревой ОИ к Воробьеву ВА о признании утратившим право пользования жилым помещением,

установил:

Темерева ОИ обратилась в суд с иском к Воробьеву ВА просит удовлетворить следующие требования:

- признать Воробьева ВА утратившим право пользования жилым помещением по адресу: г. Томск, <адрес>

В обосновании требований истец указал, следующее.

Истец является нанимателем жилого помещения, находящегося по адресу: г. Томск, <адрес> в связи с обменом квартир с Воробьевой ЮБ и Воробьевым ВА.

В мае 2002 года между истцом и Воробьевой Ю.Б. произошел обмен квартирами, в результате чего истец и ее семья переехали и зарегистрировались по адресу: <адрес>, а Воробьева Ю.Б. и ответчик переехали в квартиру <адрес>. При этом ответчик вывез все свои вещи из кв. в квартиру (по новому месту жительства) и должен был сняться с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Все коммунальные платежи за кв. дома <адрес> оплачивает истец.

16 февраля 2010 г истец стала готовить документы для того, чтобы приватизировать квартиру и узнала, что Воробьев ВА до сих пор зарегистрирован в квартире истца - - из-за чего истец не может использовать свое право на приватизацию.

Считает, что ответчик утратил право пользования жилым помещением по адресу: г. Томск, <адрес>, поскольку выселился из квартиры, выехал на другое место жительства и по месту регистрации никогда больше не проживал, оплату за коммунальные услуги за все время своего отсутствия не вносил.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела и представленные сторонами письменные доказательства, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Cтатьей 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01 марта 2005 года.

По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте.

Согласно ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Учитывая, что к спорным правоотношениям применяются нормы материального права, которые действовали на момент их возникновения, в качестве оснований заявленного иска истец указывают на не проживание ответчика в квартире с 2002 года по настоящее время, суд полагает, что вопрос об утрате ответчиком права пользования жилым помещением по адресу: г. Томск, <адрес> до 01.03.2005 года подлежит разрешению по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а после указанной даты – по нормам Жилищного кодекса РФ.

В силу ст.47 Жилищного кодекса РСФСР ордер является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения отношений найма жилого помещения по адресу: г. Томск, <адрес>, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В силу ст.51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно – эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилым помещением.

Аналогичные нормы установлены в Жилищном кодексе РФ.

В соответствии с ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Сторонами не оспаривается и подтверждается письменными доказательствами факт возникновения отношений социального найма в отношении жилого помещения по адресу: г. Томск, <адрес>

В силу ст.54 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент заключения договора соцнайма на имя истца в спорной квартире, наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Согласно ст.53 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство. Если граждане, указанные в части второй настоящей статьи, перестали быть членами семьи нанимателя, но продолжают проживать в занимаемом жилом помещении, они имеют такие же права и обязанности, как наниматель и члены его семьи.

Таким образом, для возникновения отношений социального найма необходимо вселение нанимателем члена своей семьи в жилое помещение в установленном законом порядке и постоянное проживание с нанимателем, а для иных родственников, внуков, также вселение в качестве членов семьи нанимателя.

Согласно ч.3 ст.89 Жилищного кодекса РСФСР наниматель жилого помещения вправе с согласия членов семьи в любое время расторгнуть договор найма. В случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда.

Аналогичные нормы содержатся в Жилищном кодексе РФ.

В соответствии со ст.83 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства со дня выезда.

Согласно разъяснениям, данным в п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02.07.2009г. № 14, при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 Жилищного кодекса РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч.3 ст.83 Жилищного кодекса РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.

Данная правовая позиция применима к отношениям, возникшим до 01.03.2005г. и, следовательно, к аналогичным нормам Жилищного кодекса РСФСР (ч.3 ст.89 Жилищного кодекса РСФСР).

Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

В ч.1 ст.40 Конституции РФ содержится запрет на произвольное лишение гражданина права на жилище.Конституция РФ и жилищное законодательство констатируют возможность ограничения при определенных обстоятельствах права гражданина пользоваться жилым помещением. Такими обстоятельствами могут являться, в том числе, злоупотребление гражданина своими правами или невыполнение возложенных на него обязанностей, непосредственно нарушающее права и законные интересы других лиц.

Вместе с тем гражданин, занимающий конкретное жилое помещение, может потерять право на него в силу разных обстоятельств, в том числе, в виду невозможности совместного с ним проживания, выезда на другое постоянное место жительства и т.п. Важным для защиты конституционного права граждан на жилище является лишь соблюдение двух условий: основания признания гражданина утратившим право на жилую площадь должны быть сформулированы в законе и должна быть обеспечена возможность в случае наличия спора передать рассмотрение этого вопроса в судебные органы.

Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02.07.2009г. № 14, разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

С учетом изложенных норм юридически значимыми по данному делу будут являться следующие обстоятельства:

- основание возникновение отношений социального найма;

- круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, а также вселенных нанимателем в качестве таковых;

- основание вселения и период проживания этих лиц в жилом помещении;

- несение обязанностей по содержанию жилого помещения;

- основание и причины выезда из жилого помещения, длительность не проживания в нем.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что спорной является жилое помещение по адресу: г. Томск, <адрес>, площадью ..... кв.м.,которая относится к государственному жилому фонду.

Принадлежность права пользования жилым помещением по по адресу: г. Томск, <адрес> на основании социального найма истцу, подтверждается следующими доказательствами:

- разрешением на заселение , выданного 28/05/2002 года Темеревой ОИ, для проживания с членами своей семьи Темеревой ТИ, Темеревым ИМ;

- списком на выдачу разрешений на заселение в общежитие ТНЦ от 28/05/2011, согласно которому Темеревой ОИ выдано разрешением на заселение (л.д. 7).

В настоящее время проживающими в спорном помещении являются Темерева ОИ и Темерова ТМ, что подтверждается:

- справкой от 23/05/2011 паспортного стола, согласно которой в жилом помещении по адресу: г. Томск, <адрес> проживают Темерева ОИ и Темерова ТМ.

Обязанности по содержанию жилого помещения по адресу: г. Томск, <адрес> исполняет Темерева ОИ, что подтверждается :

- справкой от 27/04/2011, выданной Г», согласно которой Темерева ОИ оплачивает коммунальные услуги по адресу: г. Томск, ул. <адрес> по лицевому счету . (л.д. 14).

Сторонами не оспаривается, что с 2002 года ответчик выехал из спорного жилого помещения для постоянного проживания в другом жилом помещении, подтверждается следующими доказательствами:

- разрешением на заселение 28/05/2011, согласно которому ответчику в качестве члена семьи Воробьевой ЮБ предоставлено жилое помещение по адресу: г. Томск, <адрес> (л.д. 6);

- списком на выдачу разрешений на заселение в общежитие Г от 28/05/2011, согласно которому Воробьевой ЮБ и для проживания с сыном Воробьевым В выдано разрешением на заселение (л.д. 7).

При этом суд приходит к выводу, что ответчик выехал на иное постоянное место жительство, выезд не носил временного характера, ответчик утратил к спорной квартире интерес.

В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исходя из приведенной нормы закона, обязанность представления доказательств выезда ответчика на другое постоянное место жительства, добровольность выезда возложена на истца, на ответчика возложена обязанность по предоставлению доказательств, о вынужденном или временном характере выезда.

В свою очередь, ответчик Воробьев ВА представил письменное заявление от 19/05/2011, в котором указал, что требование Темеревой ОИ о признании его утратившим право пользования жилым помещением по адресу: г. Томск, <адрес> признает, по данному адресу не проживал по указанным истцом основаниям и указанного истцом периода.

Таким образом, судом достоверно установлено, что отсутствие ответчика в спорной квартире временного характера не носит, выезд осуществлен на другое постоянное место жительство, наличия правового интереса к спорному жилью у ответчика нет, в связи с чем оснований для сохранения отношений социального найма с ответчиком в жилом помещении по адресу: г. Томск, <адрес> суд не усматривает, требования истца о признании утратившим право пользования жилым помещением Воробьева ВА - подлежат удовлетворению.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Темеревой ОИ к Воробьеву ВА - удовлетворить.

Признать Воробьева ВА утратившим право пользования жилым помещением по адресу: г. Томск, <адрес>

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий (подпись) Решение вступило в законную силу 15.06.2011