РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12.07.2011 Советский районный суд города Томска в составе: председательствующего судьи Величко М.Б. при секретаре Комаровой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Кожемякина ДВ, Кожемякиной НВ, выступающей также в интересах несовершеннолетних Кожемякиной ЕД и Кожемякиной АД к администрации города Томска о предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Кожемякин Д.В. и Кожемякина Н.В., которая выступает также в интересах несовершеннолетних Кожемякиной Е.Д. и Кожемякиной А.Д., обратились с иском к администрации города Томска, просят обязать администрацию г. Томска предоставить истцам в срок до 15.06.2011 по договору социального найма жилое помещение площадью не менее 48 кв.м. взамен занимаемого по адресу: г. Томск, ул<адрес> непригодного для проживания. В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на следующие обстоятельства. Истцы на условиях социального найма пользуются жилым помещением по адресу: г. Томск, ул<адрес>. Площадь жилого помещения согласно договора социального найма составляет .........м, однако, с учетом антресоли, за счет которой комната представляет собой двухэтажное помещение, площадь составляет ........ кв.м. Дом, в котором располагается спорная квартира, деревянный, возведен в 1896 году. 23.12.2003 решением Томской городской Думы № 543 принята программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», согласно которой указанный дом имеет 100% степени износа и должен был быть расселен в 2004 году. Указывая, что программа до настоящего времени не выполнена, истцы продолжают проживать в непригодном помещении, просят применить нормы Жилищного кодекса РСФСР, поскольку отношения по признанию дома непригодным для проживания возникли до 01.03.2005 г. В судебном заседании истец, представитель истца требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, указал, что помещение, в котором проживают истцы непригодным для проживания признано не было. Решение Томской городской Думы 23.12.2003 № 543 о принятии программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» отменено. Поэтому основания для предоставления жилого помещения истцам отсутствуют. Согласно ч.2 ст.40 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В п.1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища. Национальное жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ). Конституционный смысл выявлен в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009г. № 376-О-П, согласно которому цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16.12.1997г. № 20-П, определение от 15.02.2005г. № 17-О). Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно – правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2, ч.1 ст.21 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, недопустимости произвольного лишения жилища. Статьей 1 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Жилищный кодекс РФ вводится в действие с 01 марта 2005 года. По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте. Согласно ст.5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Учитывая, что жилищное правоотношение является длящимся, спор в отношении прав и обязанностей, возникшим до 01.03.2005 года подлежит разрешению по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а после указанной даты – по нормам Жилищного кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно п. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса РФ). При этом согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 ЖК РФ, должно быть: 1) благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта; 2) равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению; 3) отвечать установленным требованиям; 4) находиться в черте данного населенного пункта. В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РСФСР, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Поскольку законность вселения нанимателя с членами его семьи, основание вселения — для постоянного проживания, наймодателем не оспаривалась, юридическое оформление правоотношения договором соцнайма, не противоречит закону. · карточкой квартиросъемщика (л.д. 57), согласно которой жилищно-коммунальные услуги начисляются из расчета общей площади занимаемого истцами жилого помещения равной ........ кв.м.; · поэтажным планом здания по адресу: г. Томск, <адрес>, согласно которому в соответствии с пояснениями истцов занимаемое ими на условиях социально найма помещение указано под номером №, имеет площадь ........ кв.м.. Согласно ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу или жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно постановлению Правительства РФ от 28 января 2006года№47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно акту № по результатам проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией Томской области 25.01.2006, дом по адресу:г. Томск, <адрес> отнесен к категории ветхих как имеющий физический износ 76%, межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) в г. Томске непригодными для проживания рекомендовано признать спорный дом таковым. Актом зафиксированы следующие дефекты дома <адрес> в г. Томске: осадка, частичное разрушение и искривление горизонтальных линий фундамента, прогибы междуэтажных и чердачных перекрытий, деформация балок междуэтажных перекрытий, неравномерная осадка стен, перекос, аварийное состояние пристройки к дому, поражение всех поверхностей дома гнилью. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение в настоящем непригодно для проживания, находится в состоянии, которое представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан. В соответствии с п.п.8, 9 ст.14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относиться осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии со ст.ст.6, 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к числу которых относятся содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений. Согласно ст.ст.8, 39 Устава г. Томска к компетенции Администрации г. Томска отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, содержание жилищного фонда, управление и распоряжение муниципальной собственностью. Представитель ответчика пояснил, что администрацией города Томска никаких мер в связи с поступлением акта № от 25.01.2006г не принято, ремонт в данном доме не производился. Учитывая, что 23.12.2003 решением Томской городской Думы № 543 принята программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», согласно которой указанный дом имеет 100% степени износа и должен был быть расселен в 2004 году, ответчику известно неудовлетворительное состояние дома. Согласно распоряжения Главы Администрации (Губернатора ) Томской области № 543 от 23.12.2003г ответчик обязан ежегодно проводить обследования данного дома. Согласно сведений Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 18/02/2005 № в данном доме выполнены ремонтные работы для поддержания дома в удовлетворительном техническом состоянии и предотвращения разрушения основных конструкций Акт обследования мест общего пользования жилого дома по адресу: г. Томск, <адрес> проводился 03/02/2005 года. Ответчиком доказательств того, что спорный дом приведен в надлежащее техническое и санитарное состояние на 2006 год и настоящее время, не представлено, признание недействующей и не подлежащей применению программы о переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда по г. Томску само по себе не свидетельствует о том, что спорный дом стал пригодным для проживания. Согласно представленным заключениям межведомственной комиссии в отношении отдельных жилых помещений в доме по адресу: г. Томск, <адрес>,, в том числе в 2006 году — заключение от 28.02.2006 №, комиссия на основе имеющихся исследований, в том числе, акта Государственной жилищной инспекции от 25.01.2006г № принимала решения не проводить дополнительных обследований и признавала жилые помещения в этом доме непригодными для проживания. По мнению суда, то обстоятельство, что бездействие администрации города Томска, неисполнение обязанностей по контролю за состоянием жилищного фонда, предусмотренные в том числе, в п.п. 8, 9 ст.14 Жилищного кодекса РФ не должно влиять на права граждан, вынужденных проживать в данном доме, в связи с отсутствием иного жилья. Отсутствие иных жилых помещений у истцов ответчиком не оспаривалось, подтверждается представленными сведениями из Ростехинвентаризации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области. Непригодность дома для проживания сама по себе определяет незамедлительность предоставления гражданам другого благоустроенного жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, так как представляет опасность для их жизни и здоровья. Таким образом, в результате бездействия ответчика (разрешение в установленном порядке вопроса о пригодности или непригодности дома к проживанию), неисполнение взятых на себя обязательств (своевременная реализация программы по переселению) нарушает права истцов, ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Разрешая вопрос о предоставлении другого жилого помещения, суд не может согласиться с позицией истцов о том, что к отношениям должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР. Суд отвергает доводы стороны истцов о том, что занимаемое истцами жилое помещение признано непригодным для проживания в 2004 года, поэтому к правоотношению о предоставлении взамен занимаемого жилого помещения должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР исходя из следующего. Действительно 23.12.2003 решением Томской городской думы № 543 принята программа «Переселение граждан города Томска из ветхого и аварийного жилищного фонда», в перечень домов, расселяемых в 2004 году включен дом <адрес> г. Томске. Вместе с тем, доказательства признания данного дома аварийным отсутствуют, что также следует из того, что 06.02.2004 года с истцами заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: г. Томск, <адрес> Решением Думы г. Томска от 03.04.2007 № 429 вышеназванное решение отменено. Согласно сведений Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 18/02/2005 № в данном доме выполнены ремонтные работы для поддержания дома в удовлетворительном техническом состоянии и предотвращения разрушения основных конструкций, что стороной истца не оспаривалось. Поскольку в период действия Жилищного кодекса РСФСР дом в установленном законом порядке не признан непригодным к проживанию, оценка техническому состоянию помещения, занимаемого истцами, дана только при разрешении данного дела, в связи с чем применению подлежат нормы Жилищного кодекса РФ. При предоставлении жилого помещения в порядке ст. 87 Жилищного кодекса РФ в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда № 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", при выселении другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий. То обстоятельство, что в результате перепланировки увеличена площадь помещения за счет антресоли, не может быть принято во внимание, поскольку перепланировка в установленном законом порядке не сохранена. Из материалов дела следует, что истцы занимают жилое помещение общей площадью 18 кв.м, что подтверждается справкой с места жительства, договором социального найма, карточкой квартиросъемщика, следовательно, должно быть предоставлено жилое помещение, равноценное по указанной площади. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Кожемякина ДВ, Кожемякиной НВ, выступающей также в интересах несовершеннолетних Кожемякиной ЕД и Кожемякиной АД удовлетворить. Обязать Администрацию г. Томска предоставить Кожемякину ДВ, Кожемякиной НВ, Кожемякиной ЕД, Кожемякиной АД взамен непригодного для проживания жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. <адрес> другое благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ, и находящее в черте г. Томска общей площадью не менее ........ кв.м. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд города Томска. Председательствующий (подпись) Решение вступило в законную силу 13.09.2011