№ 2-448/2011 Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е 25 марта 2011 года г. Томск Советский районный суд города Томска в составе: председательствующего Величко М.Ю. при секретаре Вершининой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колганова НВ к администрации города Томска, департаменту финансов администрации города Томска о возмещении имущественного ущерба, у с т а н о в и л: Колганов НВ обратился в суд с иском просит удовлетворить следующие требования: - взыскать в счет возмещения имущественного ущерба денежные средства в размере ...... Также, просит возместить судебные расходы по оплате оценки в размере ..... рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере ..... рублей. В качестве обоснования требований указал следующее. 09.09.2010 по адресу: г. Томск, <адрес>. автомобилю истца ....., в результате падения ветки с дерева причинены механические повреждения. Дерево, причинившее ущерб является элементом озеленения общегородской территории, за которую отвечает ответчик, муниципальное образование город Томск в лице своих органов. В судебном заседании истец, представитель истца заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Представитель Администрации города Томска в письменном отзыве с иском не согласился, указав, что истцом представлены только доказательства причинения вреда, тогда как доказательств того, что вред причинен по вине органов муниципального образования - администрации г. Томска не представлено, тогда как в силу п. 5.2.3. решения Томской городской Думы от 20.05.2003 № 380 обязанность по содержанию земельных насаждений, расположенных на улицах перед строениями до проезжей части, возлагается на балансодержателей, арендаторов и иных владельцев жилых, общественных, промышленных зданий и сооружений. Департамент финансов администрации г. Томска в судебное заседание своего представителя не направило. Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2). К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков (статья 12 ГК Российской Федерации). В пункте 1 статьи 15 ГК Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 - обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 20.02.2002 N 22-О "По жалобе открытого акционерного общества "Большевик" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации". Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан, в том числе, от незаконного бездействия органов муниципального образования, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение муниципальным образование вреда, причиненного незаконным бездействием органов местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Ч. 2. ст.. 1064 ГК РФ установлена презумпция вины причинителя вреда, указано, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В силу ч.3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Предъявление гражданином или юридически лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служить основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению без рассмотрения. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий финансовый или иной управомоченный орган. При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну. Таким образом, стороной в деликтном обязательстве, предусмотренном ст. 1069 ГК РФ, является, в том числе, муниципальное образование, вред возмещается за счет казны муниципального образования, от имени казны муниципального образования в качестве ответчика выступает соответственный финансовый орган муниципального образования или иной уполномоченный орган муниципального образования. С учетом вышеприведенных норм, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими выяснению по настоящему делу, являются:- принадлежность субъективного права истцу, нарушенного ответственным за вред лицом;- наличие и размер ущерба, расходы, которые понесены или необходимо произвести для восстановления нарушенного права; - обстоятельства причинения ущерба, - неправомерные действия (бездействие) ответчика, повлекшие причинение ущерба истцу;- причинно - следственная связь между действиями ответчика и причинением ущерба - подлежащие доказыванию истцом, а также,- вина в причинении ущерба, при этом отсутствие вины в причинении ущерба - подлежит доказыванию ответчиком. Стороной ответчика не оспариваются следующие обстоятельства: принадлежность автомобиля ..... истцу, наличие и размер ущерба, расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права; обстоятельства причинения ущерба, указанные истцом. Судом установлено, что 09.09.2010 по адресу: г. Томск, <адрес>, в результате падения ветки с дерева автомобилю ....., причинены механические повреждения, данное обстоятельство сторонами не оспаривается, подтверждается следующими доказательствами: - постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому 09.09.2010 в результате падения ветки старого дерева по адресу: г. Томск, <адрес> автомобилю .....», принадлежащему на праве собственности Колганову НВ причинен ущерб. Принадлежность автомобиля, получившего повреждения, истцу подтверждается паспортом технического средства № от 30.03.2006, свидетельством о регистрации транспортного средства №. Сведения о причиненных автомобилю повреждениях и размере ущерба содержится в заключении (отчете) №, составленном ООО «С» 27.09.2010, согласно которому стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа составляет ...... - в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В п. 1 ст. 3.1, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Ответчиком не представлено доказательств, того, что земельный участок, на котором находятся зеленые насаждения вдоль проезжей части по адресу: г. Томск, <адрес> передан в государственную собственность. - судом установлено, что земельный участок, на котором произрастает дерево, относится к общегородской территории, что подтверждается следующими доказательствами: - материалами проверки по факту причинения повреждений автомобилю: согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ., в ходе работы по материалу выяснилось, что дерево, с которого упала ветка, растет вдоль дороги улицы <адрес>, на общегородской территории, за которую отвечает Администрация города Томска. Согласно протоколу осмотра места происшествия от 09/04/2010, фототаблицы, являющейся приложением к нему: дерево, с которого упала ветка, произрастало не вдоль здания, расположенного по адресу: г. Томск, <адрес>, а между местами общего пользования: тротуаром и дорогой - вдоль проезжей части. Поэтому не состоятелен довод ответчика о том, что обязанность по содержанию данных зеленых насаждений возлагается на балансодержателей зданий. Поскольку проведение проверки по факту причинения ущерба предусмотрено действующим законодательством, данная проверка проведена в соответствии с действующим законодательством, в ходе проверки составлен протокол осмотра места происшествия и фототаблица, получены объяснения, по результатам проверки вынесено уполномоченным должностным лицом в установленном порядке постановление, утвержденное начальником отдела милиции № УВД по г. Томску, учитывая, что получение объяснений, составление протоколов осмотра места происшествий, фототаблиц, вынесение постановлений являются документами, составление которых предусмотрено действующим законодательством, в силу ст. 71 ГПК РФ они являются письменными доказательствами. - ответом Т, располагающейся в здании <адрес> в г. Томске от 15.03.2011 №, согласно которому земельный участок с зелеными насаждениями, в том числе, дерево, с которого упала ветка, причинившая ущерб, не передан в ведение Т. В связи с чем, довод ответчика о том, что обязанность по возмещению ущерба должна быть возложена на балансодержателя здания, напротив которого был припаркован автомобиль, несостоятелен. Суд установил, что противоправность заключается в бездействии Администрации города Томска, которая выражается в непринятии мер по предотвращению причинения ущерба растущими на территории г. Томска деревьями, отсутствием необходимой системы действий по выявлению деревьев, которые могут представлять опасность для граждан и их имущества в результате падения. Суд приходит к выводу, что ответственность за причинение ущерба имуществу истца должна быть возложена на муниципальное образование город Томск в лице администрации г. Томска по следующим основаниям. Согласно ст. 7 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475 (далее — Устав города Томска) местное самоуправление в Городе Томске - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Томской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Организация благоустройства и озеленения территории поселения, расположенных в границах населенных пунктов поселения, отнесена к вопросам местного значения (п. 19 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В силу п. 1.25 ст. 8 Устава города Томска к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся: организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. Поэтому земельным участком вдоль дороги по <адрес>, владеет и распоряжается в силу прямого указания в законе муниципальное образование г. Томск. От имени муниципального образования полномочия, обязанности и функции г. Томска осуществляют его органы в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно п. 1.31 ст. 40 Устава города Томска полномочия по обеспечению организации благоустройства и озеленения территории городского округа возложены на - администрацию города Томска. При этом в соответствии с приведенным выше федеральным законодательством, осуществление обязанности по организации благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты,, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых территорий, расположенных в границах муниципального образования — закон не связывает с разграничением государственной собственности на землю в пределах территории городского округа, принадлежности конкретных земельных участков муниципальному образованию на праве собственности. В соответствии с п. 5.1.1., 5.1.3 Правил благоустройства все зеленые насаждения в пределах городской черты независимо от принадлежности земельных участков, составляют зеленый фонд города. К насаждениям общего пользования относятся зеленые насаждения, находящиеся на территории парков культуры и отдыха, садов жилых кварталов и групп домов, скверов, бульваров, набережных, лесопарков, лугопарков, гидропарков, а также насаждения вдоль улиц и транспортных магистралей. В силу ч. 2 ст. 56 ответчику разъяснялось, что обязанность по предоставлению доказательств, подтверждающих надлежащее осуществление контроля за содержанием зеленых насаждений, в том числе, подтверждающих нахождение земельных участков, содержащих зеленые насаждения балансодержателям, арендаторам и иным владельцам жилых, общественных, промышленных зданий и сооружений — возложена на Администрацию города Томска, был направлен запрос в администрацию города Томска (л.д. 31), в котором разъяснялись последствия непредставления доказательств, в установленный судьей срок, в том числе, о праве суда обосновать свои выводы объяснениями другой стороны, рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам. От предоставления доказательств ответчик уклонился, о чем следует ответ от 14/03/2011 № на судебный запрос и разъяснения суда. Поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчик от представления доказательств, уклонился, довод ответчика о том, что обязанность по содержанию зеленых насаждений в силу п. 5.2.3 Правил благоустройства возложена на балансодержателя здания по адресу: г. Томск, <адрес> — суд отвергает. Согласно п. 5.3, 5.4. Правил благоустройства правила содержания объектов зеленого хозяйства, зеленых насаждений включают в себя: правила ухода за зелеными насаждениями. К работам по уходу относятся заранее планируемые лесо-агротехнические и профилактические мероприятия, а также непредвиденные аварийные работы, выполняемые в срочном порядке. Технологические процессы работ по уходу должны обеспечивать сохранность, долговечность и высокое качество зеленых насаждений. Уход за деревьями и кустарниками должен осуществляться в течение всего года. Работы по уходу включают: подкормку, полив, обрезку и формирование кроны, обрезку сухих сучьев, обработку ядохимикатами, утепление в зимний период корневой системы, рыхление, прополку и штыковку почвы в лунках и приствольных кругах, окучивание, разокучивание неморозоустойчивых пород, стрижку живых изгородей, уборку мусора, срезанных веток, опавших листьев, вырубку сухостойных и больных деревьев, корчевку пней и др. Принимая во внимание, что материалы дела содержат достаточное количество доказательств того факта, что вред автомобилю истца причинен в результате падения ветки с дерева, находящегося на земельном участке, находящегося в ведении муниципального образования город Томск, вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей по уходу за зелеными насаждениями, контроль за состоянием которых лежит на Администрации города Томска суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме. При этом суд не соглашается с мнением ответчика о том, что надлежащим представителем муниципального образования город Томск - ответчиком по делу выступает департамент финансов Администрации города Томска. Ответчик в силу ст. 38 Устава г. Томска будучи исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления несет ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение полномочий, поэтому ответственность, в том числе, имущественная, может быть возложена только на администрацию г. Томска, выступающую от имени муниципального образования. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ответчиком по искам, связанным с причинением вреда бездействием органов местного самоуправления, признаются их финансовые либо иные уполномоченные органы, к которым, относится Администрация г. Томска. Департамент финансов входит в структуру Администрации города Томска, является ее отраслевым органом, исполняющим денежные обязательства, в том числе из причинения вреда. Департамент финансов Администрации города Томска не включен в структуру органов местного самоуправления муниципального образования город Томск, предусмотренную ст. 25 Устава города Томска, поэтому не наделен правом действовать самостоятельно от имени муниципального образования, может лишь быть наделен отдельными представительскими функциями, как отраслевой орган Администрации города Томска. Порядок исполнения решений при взыскании денежных средств с муниципального образования предусмотрен действующим законодательством, взыскание производится за счет средств бюджета, а при отсутствии денежных средств — за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну. Согласно п. 1.2., 1.3 Решению Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1001 (ред. от 01.02.2011) "Об утверждении Положения "О департаменте финансов администрации Города Томска") Департамент финансов является финансовым органом администрации Города Томска, обеспечивающим проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления. Департамент финансов является юридическим лицом, имеет гербовую печать установленного образца, выступает истцом и ответчиком в судах лишь в пределах своей компетенции, следовательно не наделен всей полнотой полномочий представлять интересы муниципального образования город Томск, которой обладает Администрация города Томска. Колганов НВ не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с этим при возмещении причиненного ему ущерба суд руководствуется нормами главы 59 ГК РФ, и полагает, что представителем казны муниципального образования город Томск является уполномоченный орган муниципального образования город Томск — Администрация города Томска. Поскольку судом установлено, что сумма возмещения причиненного вреда взыскивается за счет казны муниципального образования, а не за счет имущества и денежных средств, переданных финансовому органу, как органу, входящему в структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования — в удовлетворении иска к Департаменту финансов Администрации города Томска — надлежит отказать. Поскольку судом удовлетворено основное требование, в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению и требования о возмещении судебных расходов, несение которых подтверждено квитанцией об оплате государственной пошлины в размере ..... рублей и квитанцией об оплате услуг по оценке ущерба в размере ..... рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Колганова НВ к Администрации города Томска - удовлетворить. Взыскать с администрации города Томска за счет средств казны муниципального образования город Томск в пользу Колганова НВ в возмещение ущерба денежную сумму в размере ....., в возмещение судебных расходов ....., а всего ...... В удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов Администрации города Томска — отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд города Томска. Председательствующий (подпись) Решение вступило в законную силу 12.04.2011