О признании незаконным решения, обязании устранить нарушения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2011 года г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Величко М.Б.,

при секретаре Вершининой ЮА,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Кузнецова ЮН к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области о признании незаконным решение от 19/01/2011, обязать устранить допущенные нарушения прав, назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10/05/2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»,

установил:

Кузнецов ЮН обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области (далее – ГУ – УПФР в г. Томске ТО), просит удовлетворить следующие требования:

- признать незаконным решение от 19/01/2011 № 97 Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области;

- обязать устранить допущенные нарушения прав, признанием незаконным решения от 19/01/2011 ;

- назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10/05/2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ – УПФР в г. Томске ТО с заявлением о назначении дополнительного социального обеспечения, поскольку ему предоставлена пенсия по возрасту ДД.ММ.ГГГГ г., стаж подземной работы, занятость в которой дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, на момент назначения пенсии составляет 21 год.

На момент обращения в пенсионный орган в ГУ – УПФР в г. Томске ТО от ДД.ММ.ГГГГ г. стаж подземной работы, занятость в которой дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, составлял более 26 лет, вместе с тем, ему отказано в назначении дополнительного социального обеспечения.

Со ссылками на ст. 1 Федерального закона от 10/05/2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», п. п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» просит удовлетворить заявленные требования.Истец, его представитель Гурьев ЮА, в судебном заседании исковые требования поддержали, по доводам, изложенным в иске. Истец дополнительно пояснил, что он вышел на пенсию с 1990 года, а пенсия по выслуге лет стала назначаться с 1992 года, поэтому ему пенсия по выслуге лет не могла быть назначена. Считает, что подлежит применению п. п. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18/07/2002 № 537, и п. 1 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», Список № 1 работ, должностей на подземных работах. Ответчик не обоснованно применяет список работ, должностей, профессий, утвержденный постановлением от 13/09/1991 № 481. Ответчик иск не признал, по доводам изложенным в письменном отзыве, в котором указал следующее. Истцу назначена пенсия ДД.ММ.ГГГГ г в соответствии с законом «О государственных пенсиях в СССР», ст. 16 «а» Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсиях от 03.08.1972 г., в соответствии с которыми пенсия назначена за работу по Списку №1 при наличии специального стажа согласно раздела 1 « «Горные работы» Списка №1 - 20 лет 1 месяц 16 дней. При этом применен Список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.

Истцу была назначена пенсия по старости на льготных условиях по п. 16 «а» Положения от 3.08.1972 г. в повышенном максимальном размере, однако, указанный вид пенсии не является видом пенсии, который можно было бы отождествить с пенсией по выслуге лет, предусмотренной ст. 78 «Условия, определяющие право на пенсию граждан, занятых на подземных и открытых горных работах» Закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», согласно которой граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они трудились на таких работах не менее 20 лет. (в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19- ФЗ).

Список работ и профессий, дающий право на пенсию по выслуге лет независимо от возраста, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. №481.

Назначение дополнительного социального обеспечения (ДСО), устанавливаемого согласно Закона №84-ФЗ от 10.05.2010 г. (далее - Закон №84-ФЗ), также предполагает наличие права на пенсию по выслуге лет — по пп. 11 п. 1 ст. 27 Закона №173- ФЗ, что закреплено в статье 1 Закона №84-ФЗ.

Необходимого стажа по Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.09.1991 г. №481, у истца в требуемом количестве — 20 или 25 лет не имеется.

Поэтому доплата по Закону №84-ФЗ при наличии специального стажа по Списку Постановления Правительства РФ №481 у истца — 5 лет 4 месяца 8 дней, не может быть назначена.

В последующем пенсия пересчитывалась по заявлению истца в соответствии с изменениями в действующем пенсионном законодательстве.

В судебном заседании представитель ответчика дополнительно пояснил следующее. Пенсия за выслугу лет на момент выхода истца на пенсию не назначалась, однако право на дополнительное социальное обеспечение связано не с видом пенсии, а с наличием специального стажа, который подлежит исчислению в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», по Списку работ и профессий, указанных в Постановлении Правительства РФ №481.

Поэтому при обращении истца с заявлением назначении ДСО, его стаж был оценен в соответствии вышеназванными нормами с точки зрения возникновения права на доплаты.

Изучив представленную в ходе подготовки дела к судебному разбирательства трудовую книжку истца, периоды работы, имевшие в промежутке времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в должностях ...... подлежат включению в специальный стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение, вместе с тем, даже с учетом включения периодов работы в данных должностях, право на дополнительное социальное обеспечение у истца не возникает.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела и представленные письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Следовательно назначение дополнительного социального обеспечения, устанавливаемого согласно Закона №84-ФЗ от 10.05.2010 г. предполагает наличие специального стража, исчисляемого в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Закона №173- ФЗ, что закреплено в статье 1 Закона №84-ФЗ.

Поэтому суд отвергает доводы стороны истца о том, при исчислении специального стажа, дающего право на назначение дополнительного социального обеспечения (далее - «ДСО»), устанавливаемого согласно Закона №84-ФЗ от 10.05.2010 г. необходимо учитывать все периоды работы в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона №173- ФЗ.

В силу п.п. 11 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ №173-ФЗ) Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон) утвержден (Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 26.05.2009) "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее- Правила от 11.07.2002 N 516).

Согласно п. 15 - Правил от 11.07.2002 N 516 при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:

каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;

каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.

Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным Правилами от 11.07.2002 N 516, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются - списки).

Согласно п. «е» Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 (ред. от 24.04.2003) "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") для исчисления специального стажа дающего право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников в соответствии с п.п. 11 п.1 ст.27 ФЗ № 173-ФЗ – применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481.

Таким образом при применении положений Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. №537 для пенсии по пп. 11 п. 1 ст. 27 Закона №173-Ф3 необходимо учитывать соблюдение условий, указанных в нем, наличие специального стажа согласно пункта «е» названного Постановления №537 по Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.09.1991 г. №481.

Судом установлено, не оспаривается сторонами, что истцу назначена пенсия 31/03/1990 г. в соответствии с законом «О государственных пенсиях в СССР», ст. 16 «а» Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсиях от 03.08.1972 г., в соответствии с которыми пенсия назначена за работу по Списку №1 при наличии специального стажа согласно раздела 1 « «Горные работы» Списка №1 - 20 лет 1 месяц 16 дней. При этом применен Список №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173. Данные обстоятельства подтверждаются также пенсионным удостоверением (л.д. 16), материалами пенсионного дела.Ответчиком не оспаривалось, указанные истцом периоды работы, подлежат включению в специальный стаж, рассчитанный в промежутке времени с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года дающий право для назначении пенсии по старости, предусмотренный Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10( далее — Список №1 от 1991 г.), Списком №1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (далее — Список №1 от 1956 г.).Спор между сторонами, относительно периодов работы, отраженных в оспариваемом решении ответчика и засчитываемых в специальный стаж согласно Списку № 1 - отсутствует

Исследовав трудовую книжку истца (л.д. 7-15), решение от 19.01.2011г., суд приходит к следующим выводам:

- у истца отсутствуют периоды работы в качестве работников ведущих профессий — горнорабочего очистного забоя, проходчика, забойщика на отбойных молотках, машиниста горных выемочных машин, поэтому для приобретения права на ДСО он должен отработать не менее 25 лет в должностях по Списку (Постановления №481) или при наличии стажа по Списку утв. Постановлением №481 не менее 10 лет и стажа по Списку №1 от 1991 г., Списоку №1 от 1956 г. рассчитанному в соотношении 1 год работы по Списку №1 от 1991 г., Списку №1 от 1956 г. как 9 месяцев работы по Списку утв. Постановлением №481, что в совокупности при таком подсчете должно составлять более 25 лет;

- периоды работы по Списку №1 (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.01.1991 г. №10) у истца составляют 26 лет 2 дня, что, также подтверждается данными о стаже из пенсионного дела;

Не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на ДСО, следующие периоды работы по Списку №1:

–с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - ......»; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. и с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. ......» поскольку, несмотря на разъяснения в определении от 11.03.2011г, истцом не подтвержден характер работ, т.к. по Списку утв. Постановлением №481, в специальный стаж, предусмотренный этим списком включает работа горнорабочих подземных и крепильциков-горнорабочих по ремонту горных выработок, крепильщиков занятых креплением очистных забоев при добыче полезных ископаемых; истец пояснил, что его работа не относилась к работе горнорабочих подземных;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - ......» ;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - в ...... ;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. ......;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - ......

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г - ......;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г - ...... и с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - 2 года 3 месяца 25 дней.

Поскольку работа в данных должностях не включена в Список работ и профессий, утвержденный Постановлением №481;

Подлежат включению в специальный стаж для возникновения права на дополнительное социальное обеспечение следующие периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - ...... — 5 лет 08 месяцев 13 дней; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. - ...... — 3 месяца 13 дней; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - ...... — 2 года 2 месяца. Поскольку работа в данных должностях включена в Список работ и профессий, утвержденный Постановлением №481;

- с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ......; - 2 года 4 месяца 29 дней и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.- в должности ......» - 2 года 11 месяцев 9 дней, включенные ответчиком оспариваемым решением, общей продолжительности 5 лет 4 месяца 8 дней.Следовательно, решение от 19/01/2011 в части не включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - ......; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. - ......; с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. - ...... в специальный стаж для назначения дополнительного социального обеспечения — незаконно, в связи с чем, ответчик обязан устранить допущенное нарушение прав истца путем включения данных периодов в специальный стаж для назначения дополнительного социального обеспечения.

Суд отвергает доводы ответчика о том, что при подсчете стажа оценивалась трудовая книжка, оформленная в виде представления от работодателя — ......, согласно которой период с ...... г. по ...... г. - работа в качестве ......, не был разбит на какие-либо периоды с иными наименованиями должностей, поэтому о периодах работы истца в иных должностях Управлению не было известно в момент вынесения решения об отказе в назначении дополнительного социального обеспечения, исходя из следующего.

Согласно п.З ст. 18 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-Ф3 орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц представления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. В соответствии с п. 3 ст. 19 данного ФЗ в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.

В судебном заседании представитель истца утверждал, что истец представил трудовую книжку, ответчик данные доводы не опроверг и не представил доказательств выполнения требований пенсионного законодательства об указании недостающих для назначения пенсии документов, об истребовании от юридических лиц документов, необходимых для назначения пенсии, при сборе необходимых документов оспариваемый период мог быть зачтен истцу в специальный стаж.

Вместе с тем, требование истца об обязании назначить дополнительное социальное обеспечение — удовлетворению не подлежит, поскольку при суммировании соответствующих периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. при подсчете специального стажа, суд приходит к выводу, что его (специального стража) не достаточно для назначения дополнительного социального обеспечения, поскольку его по-прежнему менее 25 лет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кузнецова ЮН к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области удовлетворить частично.

Признать незаконным решение от 19/01/2011, в части отказа включить в специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 10/05/2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности ...... и в должности .......

Обязать устранить допущенные нарушения прав Кузнецова ЮН путем включения в специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 10/05/2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности ...... и в должности .......

В удовлетворении остальной части исковых требований Кузнецова ЮН к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: М.Б. Величко

.

Решение вступило в законную силу 26.04.2011

26.04.2011