№ 2-2602/11 Именем Российской Федерации Р Е Ш Е Н И Е 28 сентября 2011 года город Томск У С Т А Н О В И Л : Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Томска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированного сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через канализационный колодец №, расположенный между КНС № и № в г. Томске (в 170 метрах на северо-запад от обочины автодороги <адрес> и в <адрес> № по <адрес> <адрес>) в районе жилых домов <адрес> в г. Томске на рельеф местности. Просил обязать администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного сброса через канализационный колодец № неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности в районе жилых домов <адрес> в <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверочных мероприятий установлен несанкционированный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод <адрес> через канализационный колодец №, расположенный между канализационно- насосными станциями № и № в 170 метрах от № № (<адрес> <адрес> <адрес>). Эксплуатация неисправных канализационных сетей приводит к нарушению санитарно- эпидемиологического и экологического законодательства Российской Федерации, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в данном районе. В судебном заседании прокурор Огнева С.А. исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель администрации г. Томска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что исковые требования не признает. Несанкционированный сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности осуществляется в результате того, что в перечне муниципального имущества необходимого для использования в едином хозяйственно-технологическом процессе и переданного во временное пользование ООО «Старт-М», отсутствует №. по технологической схеме водоотведение должно производиться с <адрес> с № на №, принадлежащую Томскому политехническому университету, а затем № перекачиваться в городской коллектор. Вместе с тем, № находится в нерабочем состоянии, часть оборудования полностью отсутствует. Вследствие ненадлежащей эксплуатации университетом данного объекта он полностью выпал из технологического процесса. Вопрос надлежащей организации водоотведения в границах муниципального образования «город Томск» действительно относится к компетенции органов местного самоуправления, но администрация принимает меры для ликвидации несанкционированного сброса сточных вод на рельеф местности. Представитель третьего лица - ООО «Старт-М» Стариков Г.И. полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению. Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду находятся под защитой Конституции Российской Федерации (статьи 7 и 42). В п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения. Согласно п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация водоотведения; организация мероприятий по охране окружающей среды. В ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах …» указано, что вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Исходя из положений ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах …», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) входит в структуру органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В подп. 1.3 п. 1 ст. 25 Устава города Томска указано, что в структуру (перечень) органов местного самоуправления входит, в том числе, администрация города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск»). Согласно подп. 1.4, 1.11 п. 1 ст. 8 Устава города Томска, к вопросам местного значения города Томска как городского округа относится, в том числе, организация водоотведения и организация мероприятий по охране окружающей среды. Полномочия по решению указанных вопросов возложены на администрацию города Томска (подп. 1.30, 1.50 п. 1 ст. 39 Устава города Томска). В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Суд считает, что прокурор обратился в суд с иском в защиту публичных интересов, в рамках полномочий, предоставленных ему законом. Из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что организация водоотведения в поселении призвана непосредственно обеспечивать жизнедеятельность граждан. Надлежащее водоотведение и организация мероприятий по охране окружающей среды в городе Томске обеспечивают нормальную жизнедеятельность городского населения. Отсутствие такого водоотведения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Право граждан на благоприятную среду обитания закреплено в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ и вытекает из конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного в статье 42 Конституции Российской Федерации. При этом, среда обитания человека – это совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека (ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. ДД.ММ.ГГГГ между департаментом недвижимости администрации г. Томска, департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Томска - арендодатели и ООО «Старт-М»- арендатор заключен договор аренды муниципального имущественного комплекса. Предметом договора является предоставление во временное владение и пользование совокупности основных средств (зданий, сооружений, а также движимого имущества), используемых Арендатором в едином хозяйственно- технологическом процессе. В отношении ООО «Старт- М» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание о проведении мероприятий, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, при сбросе хозяйственно- бытовых стоков на рельеф местности в районе <адрес> через канализационный колодец №, находящийся примерно в 300 м. на северо-восток от № № и обеспечивающее соблюдение экологических требований при эксплуатации канализационных сетей в районе № №. На основании постановления мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного районе г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Старт- М» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлениями федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Старт- М» подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ штрафу в размере 20000 рублей. Вместе с тем, согласно ст. ст. 8, 40 Устава города Томска к вопросам местного значения и к компетенции администрации города Томска относится организация и исполнение мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организации благоустройства территории городского округа. Таким образом, администрация города Томска обязана при выявлении фактов несанкционированного сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод принять меры по их ликвидации. Из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведен осмотр места сброса хозяйственно-бытовых стоков из канализационного колодца №, расположенного вблизи №. Место сброса расположено примерно в 300 метрах от № на северо-восток и примерно в 350 метрах от <адрес> в том же направлении. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в районе <адрес> между канализационно-насосными станциями № и № через канализационный колодец № производится сброс хозяйственно- бытовых стоков на рельеф местности. В результате постоянного сброса хозяйственно-бытовые стоки растекаются по прилегающему земельному участку. С учетом изложенного, факт нарушения прав неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. При этом, позиция администрации г. Томска в решении указанных вопросов местного значения правильно квалифицирована прокурором как незаконное бездействие. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В этой связи ссылка представителя администрации на неисполнение прокурором процессуальной обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, является необоснованной. Обязанность по доказыванию законности бездействия администрации г. Томска данным органом не исполнена. Каких-либо доказательств, указывающих на решение администрацией г. Томска вопросов надлежащего водоотведения и охраны окружающей среды при использовании ливневой канализации в суд не представлено. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации города Томска по непринятию мер по ликвидации несанкционированного сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через канализационный колодец №, расположенный между № и № в г. Томске (в 170 метрах на северо-запад от обочины автодороги <адрес> и в 120 метрах от № № по <адрес>) в районе жилых домов <адрес> в г. Томске на рельеф местности. Обязать администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного сброса через канализационный колодец № неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности в районе жилых домов <адрес> в <адрес>. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Решение не вступило в законную силу.