о признании незаконным бездействия администрации города Томска



№ 2-2602/11

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

28 сентября 2011 года город Томск

Советский районный суд города Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Томска о признании незаконным бездействия администрации города Томска по организации водоотведения, обязании принять меры по ликвидации несанкционированного сброса сточных вод,омске на рельеф местности д от обочины автодороги <адрес> и в 120 метрах от <адрес> через канализационный

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Томска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированного сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через канализационный колодец , расположенный между КНС и в г. Томске (в 170 метрах на северо-запад от обочины автодороги <адрес> и в <адрес> по <адрес> <адрес>) в районе жилых домов <адрес> в г. Томске на рельеф местности. Просил обязать администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного сброса через канализационный колодец неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности в районе жилых домов <адрес> в <адрес>.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверочных мероприятий установлен несанкционированный сброс хозяйственно-бытовых сточных вод <адрес> через канализационный колодец , расположенный между канализационно- насосными станциями и в 170 метрах от (<адрес> <адрес> <адрес>). Эксплуатация неисправных канализационных сетей приводит к нарушению санитарно- эпидемиологического и экологического законодательства Российской Федерации, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в данном районе.

В судебном заседании прокурор Огнева С.А. исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации г. Томска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о дне слушания дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что исковые требования не признает. Несанкционированный сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности осуществляется в результате того, что в перечне муниципального имущества необходимого для использования в едином хозяйственно-технологическом процессе и переданного во временное пользование ООО «Старт-М», отсутствует . по технологической схеме водоотведение должно производиться с <адрес> с на , принадлежащую Томскому политехническому университету, а затем перекачиваться в городской коллектор. Вместе с тем, находится в нерабочем состоянии, часть оборудования полностью отсутствует. Вследствие ненадлежащей эксплуатации университетом данного объекта он полностью выпал из технологического процесса. Вопрос надлежащей организации водоотведения в границах муниципального образования «город Томск» действительно относится к компетенции органов местного самоуправления, но администрация принимает меры для ликвидации несанкционированного сброса сточных вод на рельеф местности.

Представитель третьего лица - ООО «Старт-М» Стариков Г.И. полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду находятся под защитой Конституции Российской Федерации (статьи 7 и 42).

В п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация водоотведения; организация мероприятий по охране окружающей среды.

В ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах …» указано, что вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Исходя из положений ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах …», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) входит в структуру органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В подп. 1.3 п. 1 ст. 25 Устава города Томска указано, что в структуру (перечень) органов местного самоуправления входит, в том числе, администрация города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск»).

Согласно подп. 1.4, 1.11 п. 1 ст. 8 Устава города Томска, к вопросам местного значения города Томска как городского округа относится, в том числе, организация водоотведения и организация мероприятий по охране окружающей среды.

Полномочия по решению указанных вопросов возложены на администрацию города Томска (подп. 1.30, 1.50 п. 1 ст. 39 Устава города Томска).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что прокурор обратился в суд с иском в защиту публичных интересов, в рамках полномочий, предоставленных ему законом.

Из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что организация водоотведения в поселении призвана непосредственно обеспечивать жизнедеятельность граждан.

Надлежащее водоотведение и организация мероприятий по охране окружающей среды в городе Томске обеспечивают нормальную жизнедеятельность городского населения.

Отсутствие такого водоотведения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Право граждан на благоприятную среду обитания закреплено в ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ и вытекает из конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного в статье 42 Конституции Российской Федерации.

При этом, среда обитания человека – это совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека (ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

ДД.ММ.ГГГГ между департаментом недвижимости администрации г. Томска, департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Томска - арендодатели и ООО «Старт-М»- арендатор заключен договор аренды муниципального имущественного комплекса. Предметом договора является предоставление во временное владение и пользование совокупности основных средств (зданий, сооружений, а также движимого имущества), используемых Арендатором в едином хозяйственно- технологическом процессе.

В отношении ООО «Старт- М» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание о проведении мероприятий, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, при сбросе хозяйственно- бытовых стоков на рельеф местности в районе <адрес> через канализационный колодец , находящийся примерно в 300 м. на северо-восток от и обеспечивающее соблюдение экологических требований при эксплуатации канализационных сетей в районе .

На основании постановления мирового судьи судебного участка Октябрьского судебного районе г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Старт- М» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлениями федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Старт- М» подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ штрафу в размере 20000 рублей.

Вместе с тем, согласно ст. ст. 8, 40 Устава города Томска к вопросам местного значения и к компетенции администрации города Томска относится организация и исполнение мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организации благоустройства территории городского округа.

Таким образом, администрация города Томска обязана при выявлении фактов несанкционированного сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод принять меры по их ликвидации.

Из акта осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведен осмотр места сброса хозяйственно-бытовых стоков из канализационного колодца , расположенного вблизи . Место сброса расположено примерно в 300 метрах от на северо-восток и примерно в 350 метрах от <адрес> в том же направлении.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в районе <адрес> между канализационно-насосными станциями и через канализационный колодец производится сброс хозяйственно- бытовых стоков на рельеф местности. В результате постоянного сброса хозяйственно-бытовые стоки растекаются по прилегающему земельному участку.

С учетом изложенного, факт нарушения прав неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

При этом, позиция администрации г. Томска в решении указанных вопросов местного значения правильно квалифицирована прокурором как незаконное бездействие.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В этой связи ссылка представителя администрации на неисполнение прокурором процессуальной обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, является необоснованной.

Обязанность по доказыванию законности бездействия администрации г. Томска данным органом не исполнена. Каких-либо доказательств, указывающих на решение администрацией г. Томска вопросов надлежащего водоотведения и охраны окружающей среды при использовании ливневой канализации в суд не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации города Томска по непринятию мер по ликвидации несанкционированного сброса неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через канализационный колодец , расположенный между и в г. Томске (в 170 метрах на северо-запад от обочины автодороги <адрес> и в 120 метрах от по <адрес>) в районе жилых домов <адрес> в г. Томске на рельеф местности.

Обязать администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного сброса через канализационный колодец неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности в районе жилых домов <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.